Чёт - нечет...

Шанс

Что готовит России и Татарстану предстоящий год? Какие удивительные парадоксы? Мир России жестко детерминирован, «русский мир» всегда консервативно тяготел к традициям, был инвариантен к модернизации - будущее базируется на прошлом. Причем мир СССР был гораздо более открытым, разомкнутым, а «русский мир» всегда был подчеркнуто изоляционистским. Еще раз вспомним историческую фразу «У России есть только два союзника - армия и флот».
Россия всегда была «догоняющей» страной, страной «горя от ума». Наверное, мало где в мире, ритуально заявляя о бездуховности Европы, так преклоняются перед всем европейским и американским. Артисты берут звучные иностранные псевдонимы, названия фирм подражательно европейские, например, «Эссен продакшн» из Елабуги, мода западная, молодежный сленг западный. Сталин одно время даже начал очередную волну репрессий под лозунгом борьбы с «низкопоклонством перед Западом», когда людей сажали за заявления типа «американские самолеты и автомобили лучше» и т.д. Ничего не получилось. Прибалтика в СССР считалась нашим «Западом», и все туда стремились, к основательной трудолюбивой качественной материальной бездуховности. Архитектура, кино, театр, литература, однако, были там далеко не хуже, чем в Москве, даже в маленьких прибалтийских республиках, не говоря уже о «дальнем Западе».
Культурные различия были колоссальны - вспомним резкую границу нищей Псковской области и Латвии и Эстонии. Климат, земля одинаковая - но разная культура. В последнее время такая же разница начинает проступать в Татарстане. Хотя, конечно, сегодня в Эстонии, население которой 1,3 млн. человек, ВВП - 2,5 триллиона рублей, то есть значительно больше, чем в нефтяном Татарстане с населением в три раза больше, у нас 1,6 трл. рублей. И все равно Татарстан быстро развивается, несмотря на то что собственный годовой бюджет только 170 млрд. рублей, а примерно 700 млрд. уходит в Москву.
Между татарской и русской культурами нарастает дивергенция. Татарская культура обращена в Европу, а русская культура строится на самобытном пути, на изоляционизме. Например, девиз «русского мира» «Православие, самодержавие, народность», но он совершенно отвергается татарской культурой, татарской традицией. Начнем с того, что ислам и православие совершенно не соединяются хотя бы в области потребления алкоголя, что является одной из базовых культурных традиций русского народа. Вспомним «Веселие на Руси есть питие». Неумеренное потребление алкоголя есть навязанная традиция в Татарстане, и она постепенно будет изживаться. Татарский ислам отрицает самодержавие, он более личностен, в нем больше личной ответственности, больше демократии, инициативы. Нет единого руководителя. Ислам гораздо более ориентирован на протестантскую модель поведения. У татар развиты больше личное трудолюбие и ответственность, что порождает больший индивидуализм. Девиз «татарского мира» скорее «Ислам, демократия, личность», что выглядит более конкурентоспособно. Наступит некий момент, когда эти две парадигмы придут в точку равноправного компромисса, где должно быть исключено доминирование какого-либо «старшего брата».
Более успешное развитие в Татарстане как раз и обусловлено более протестантской, а, следовательно, и более европейской идеологией «татарского мира». Если «русский мир» будет тянуть «татарский мир» от Европы, от мировых общечеловеческих глобальных ценностей, то между ними будут нарастать противоречие и отчуждение. Кстати, когда говорят о великой русской литературе, это, с моей точки зрения, не совсем правильно. Скорее это литература на русском языке, который во многом смесь тюркского, угро- финского, немецкого, греческого. Русская литература исторически заимствована от французской и немецкой, но она трансформировала эти «рациональные» литературы в больший иррационализм, благодаря восточному, тюркскому, метафизическому, лирическому, интуитивистскому влиянию.


Это тюркское влияние внесло степень «раздвоенности», диалектичности, пластичности, женственности в «рациональные» прагматичные западные литературы, жар тюркской сердечности «расплавил» их. Это восточное тюркское влияние привело к тому, что феномен русской литературы состоялся. Без татарского влияния, татарской энергетической «индукции» русская литература не состоялась бы. Ее сердечность оттуда, ее душа оттуда, ее любовь оттуда. Наверное, поэтому был придуман миф о «татаромонгольском иге», потому что стыдно было открыто признать огромное положительное влияние на Русь татар. Почему эта тема болезненна для русской культуры до сих пор - потому что она основана на лжи и подсознательно грех этой лжи не дает русской душе успокоиться, очиститься, раскаяться.
Вполне в соответствии с законами диалектики около 500 лет давления на татар приводят к тому, что постепенно «татарский мир» выдвигается в России на лидирующие позиции. Еще бы, после такой «закаливающей» процедуры. Как говорится - «и последние станут первыми». Это естественный ход событий, ему бесполезно сопротивляться, никакие ухищрения силовых ведомств здесь не помогут, вопрос в том, как использовать эти процессы для процветания народов, для процветания «маленького человека». Здесь простор для культурологов, силовые ведомства могут наломать дров и окончательно поссорить народы своим прямолинейным «дубовым» подходом. Из этой коллизии как обычно два выхода - синтез или антагонизм.
Москва должна идти и как можно быстрее навстречу Казани. Бессмысленные унизительные законы типа «ликвидируйте пост президента, вы такой терминологии не достойны» выглядят неконструктивно. Один из московских политологов говорит, что Татарстан зря упрямится, не важно, как называется первое лицо: «вам шашечки или ехать?». Но эта психология «шашечек», например, приводит к тому, что никакого Сталинграда бы не было, прагматичнее для защитников было бы разбежаться и спасти свои шкуры. Или те же 300 спартанцев с точки зрения политтехнологии выглядят совершенными идиотами. Это не психология героев, это психология приспособленцев.
Но если всмотреться в ситуацию с постом президента внимательнее, то, например, как писали в учебниках экономики, стоимость компании «Кока- кола» считается, я точно не помню, пусть 150 млрд. долларов. Из них 50 млрд. долларов - основные фонды и 100 млрд. - бренд. Также и пост президента Татарстана уже бренд, стоимостью, наверное, не меньше бренда «Кока-колы». Терять в кризис 100 млрд. долларов не совсем хочется. Путин назначил Минниханова ответственным за связи с исламом, исламскими странами. Но эти связи возможно налаживать только в звании президента Татарстана, дипломатический протокол не позволит главам исламских государств вести равноправные переговоры с главой одного из десятков регионов России. Экономически и политически ликвидировать в Татарстане пост президента Москве не выгодно. Для Российской Федерации это просто вредно. Но здесь включаются уже скорее ксенофобское иррациональное подсознание, зависть к более успешному региону, психология «тащить и не пущать».
Не могу не написать об аресте Раиса Сулейманова перед Новым годом. Думаю, что причиной ареста стали его статьи о том, что Татарстан есть чуть ли не «вилайет Турции», а не регион России. И что Минниханов настроен не сворачивать связи с Турцией по приказу из Москвы. Конечно, это полная чушь, что Татарстан - вилайет Турции. Да и Минниханов вполне лоялен России. Но турки направили в Татарстан около 5 млрд. долларов инвестиций. Отказ от этих инвестиций есть огромные экономические потери для российского бюджета. Понимает ли Раис Сулейманов, что здесь его руками осуществляется попытка крупной экономической диверсии против России? В таких масштабах это есть прямая угроза безопасности страны, такой «удар в спину», что никаким ваххабитам-террористам и не снился. Конечно, в путинской администрации никто к нему не прислушается. Думаю, наоборот.
Рашит АХМЕТОВ

Газета “Звезда Поволжья” № 01, 14 января 2016 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/