Владимирский собор моего детства


          Осенний свет, струящийся через высокие прорези храма, смешивался с внутренним освещением, создавая иллюзию воздушно-возвышенного и мистически нереального. На меня нахлынули воспоминания о ранней весне моей жизни.
            Здесь меня крестили. Перед этим долго ждали батюшку. Я капризничал, мне хотелось на улицу. Бабушка успокаивала меня: "Скоро придёт батюшка".   плаксивым голосом, растягивая слова, спросил: "Какая такая батюшка?". И как сейчас помню участливое и кроткое лицо бабушки и ее теплую ладонь.
            Бабушка у меня была очень религиозным человеком. Она учила меня креститься и старалась привить мне религиозное чувство. Но всё было напрасно. Видимо, я от рождения был атеистом, как и вегетарианцем. При входе в собор я не мог заставить себя перекреститься. Вокруг меня люди крестились, били поклоны и молились. Меня же хватало только на то. чтобы поставить свечечку и не поворачиваться спиной к алтарю.
            Бабушку свою я очень любил и считал, что её вера в Бога от того, что она уже старенькая, "старорежимная", а себя воспринимал как новое передовое поколение. Никто со мной не проводил антирелигиозной пропаганды, просто я сам так думал и всё.
           Я бродил по собору, как по музею. Меня не интересовали лики святых, как бы мастерски они не были выписаны. А надо заметить, как потом я узнал, что над росписью собора работало много знаменитых художников. Один только Виктор Васнецов расписывал собор 11 лет. Вместе с Васнецовым работали Нестеров, Врубель, Котарбинский… Виктор Михайлович создал 15 композиций и 30 фигур святых. Среди его работ «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца…
           Меня интересовали библейские сюжеты, в которых присутствовали римские воины, русские князья в боевом облачении.
Вот поэтому я долго простаивал перед картиной Распятия Христа. Я рассматривал римского легионера с поникшей головой, держащего копьё. Меня с трудом можно было оторвать от изображения князя Андрея Боголюбского со щитом и обнажённым мечом. Глядя на всё это художественное великолепие, во мне пробуждались не религиозные чувства, а интерес к древней истории.
           Интересно отметить, что на освящение Владимирского собора пожаловал царь Николай I с супругой. Виктора Васнецова горячо поздравляли художники Илья Репин и Василий Поленов, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Удивительно и то, что единственный прямой потомок правнук великого художника. Михаил Викторович Васнецов очень похож внешне на своего знаменитого прадеда. Он о себе так сказал: "Я человек не религиозный, в храмах бываю не так часто. Но когда захожу во Владимирский собор, будто бы прикасаюсь к чему-то родному". Такое же чувство и у меня...                        
           На выходе из собора осенний свет ослепил меня. Я зажмурился и понял простую истину: человет от рождения до старости в принципе не меняется. Когда я вижу известных бывших членов партии со свечками и истово осеняющими себя крестными знамениями, я не верю им. Если сейчас они делают это искренне, значит, раньше, будучи в партии, скрывали свою религиозность. Но скорее всего, они сейчас лицемерят, выставляя напоказ свою веру, чтобы понравиться народу.
           Я оглянулся на собор моего детства, вздохнул полной грудью свежий осенний воздух, и ко мне сами собой пришли слова, которые я скажу Господу, когда он призовёт меня давать отчёт не только за мои грехи, но и за моё неверие: "Господи! Каюсь, аз есмь грешен. Не хватило разума моего постичь всю ПРЕМУДРОСТЬ ТВОЮ"...