Остров Крым: уехать или остаться…

На модерации Отложенный
 
 
Марина Берсенева

Молодежи с проукраинскими взглядами и документами сложно получить высшее образование в Крыму и найти там работу. Об этом рассказывают ребята, которые вот уже полтора года с момента оккупации полуострова мечутся между родной страной, домом и родными в Крыму. При этом молодые люди частенько наведываются на материк. Подышать воздухом родины и просто пожить среди адекватных людей.

Ксения Петракова из Керчи, например, из-за уговоров крымской родни бросила подготовку к ВНО и решила поступать в крымский вуз. Мол, так легче, и место гарантировано. Однако приветливые поначалу преподаватели Крымского института культуры, искусства и туризма (Симферополь) к моменту сдачи документов на поступление отказали девушке в их приеме. У Ксении попросили российский паспорт вместо поданного ею украинского. 

– Я не хотела делать российский паспорт, – рассказывает крымчанка. – Поэтому подавала свой украинский паспорт. Ведь мне сказали в приемной комиссии, что этого документа будет достаточно. А когда уже принесла собранный для подачи пакет документов, оказалось, что без паспорта гражданина России принять мои документы на поступление в институт не могут. И тут все стало ясно, ведь вариантов решения проблемы немного. Или срочно нужно оформить вид на жительство в Крыму, что сделать непросто и довольно продолжительно по времени. Или сдаваться и получать российский документ, что для меня неприемлемо.

Средняя зарплата в Крыму 6-7 тысяч рублей, и с теми ценами, которые сейчас в местных магазинах, этих денег на жизнь недостаточно

Дальше история развивалась по известной нам схеме: на работу устроиться Ксения не смогла по той же причине. Да и рабочих мест на полуострове на всех желающих не найдется.

– Платят очень мало. Средняя зарплата в Крыму 6-7 тысяч рублей, и с теми ценами, которые сейчас в местных магазинах, этих денег на жизнь недостаточно, – поясняет Ксения. – Учителя и врачи тоже получают на самом деле немного. Трудовые книжки украинские здесь не берут во внимание, как и заработанный до аннексии трудовой стаж…

Житель Симферополя Александр Хомяк уже окончил вуз, однако в экологи, согласно диплому, не пошел. Приобрел рабочую специальность и чувствует себя пока неплохо по сравнению со многими своими земляками, проблемы которых видны невооруженным взглядом.

– Я считаю себя гражданином Украины, ведь я родился в этой стране и все свои 25 лет проживаю в ней.

Произошедшие полтора года назад изменения никак не повлияли на мое мировоззрение: я гражданин моей страны. В Крыму живет вся моя семья, и нужно помогать близким, поддерживать их. У меня есть неплохая работа, пристойная зарплата, хотя в основном здесь люди получают копеечные зарплаты, и я даже не понимаю, как они выживают, – недоумевает молодой человек.

Я чувствую себя в опасности, когда нахожусь в Крыму, поэтому собираюсь в ближайшее время уехать отсюда

И если крымские власти пока еще позволяют крымчанам оставлять украинские паспорта, то проявлять гражданскую активность и патриотические чувства к Украине становится опаснее с каждым днем. Ксения и Александр знают об этом не понаслышке.

– Практически у каждого жителя полуострова, который на публике не стесняется проявлять любовь к Украине, начинаются сложности. Даже просто положительное отношение к тому, что Крым относится к территории Украины, может стоить нам дорого. Недавно здесь взяли под арест ребят, которые фотографировались с украинским флагом и были одеты в вышиванки. Можно попасть под арест за возложение цветов к памятнику Тараса Шевченко, – делится Ксения.

Слова девушки подтверждает и второй наш собеседник, только его история уже наполнена более драматическими деталями. Молодой человек дружит с крымскими патриотами, которые сегодня находятся в российских застенках. С Александром Кольченко они вместе учились и многое прошли.

По официальным данным, из аннексированного полуострова на материковую часть Украины выехало около 20 тысяч крымчан

– Моего друга Сашу Кольченко задержали полтора года назад на моих глазах. Вот ему вынесли приговор целых 10 лет заключения по сфабрикованному делу. Я ездил к нему на суд в Ростов-на-Дону по приглашению защиты. Давал показания, которые должны были подтвердить непричастность Саши к движению «Правый сектор». Мой друг – антифашист по своим убеждениям, но, как видите, у меня это не очень получилось, – говорит Александр Хомяк.

Ксения и Александр все больше склоняются к мысли о необходимости покинуть родные края.

– Выход, который я вижу в ближайшем своем будущем, – уехать из Крыма и ждать момента, когда, возможно, все сложится наилучшим образом. Тогда мы и сможем вернуться домой, – признается Ксения. 

– Репрессии здесь появились с самим приходом российских властей. Я чувствую себя в опасности, когда нахожусь в Крыму, поэтому собираюсь в ближайшее время уехать отсюда, – вторит девушке Александр.

По официальным данным, из аннексированного полуострова на материковую часть Украины выехало около 20 тысяч крымчан. По неофициальным – более 40 тысяч. Будет ли новая волна выезжающих из Крыма и какой она станет по объему – узнаем уже совсем скоро. Цыплят по осени считают.