Почему места в детском саду можно добиться лишь через суд

В России разворачивается новое гражданское движение - детсадовское. Родители, устав ждать милостей от районов, переходят в наступление. Теперь они предпочитают не покупать места в детских садах при помощи взяток, а добиваться их через суд. Организованные родительские войны стали главным открытием для тех, кто вовлечен в общественную жизнь Сибири. И первые победы уже налицо

Три скромные девушки выходят на площадь Ленина посреди Ново­сибирска и разворачи­вают плакаты. Они стесняются, им неловко, что на них все смотрят, но так надо. Это - молодые мамы из общественной организации «Российским детям - доступное дошкольное образование!». Название неуклюжее, но это не мешает сплочению и продуманным действиям ее активистов.

Очередь в детские сады Новосибирска насчитывает сегодня 20 тысяч детей и постоянно растет. Двигается она очень медленно: слишком много «льготников». Каждый третий новосибирский ребенок детсадовского возраста сидит сейчас дома.

Через неделю после скромного пикета из трех мамаш на площадь с плакатами вышли уже семеро. Еще через пару недель - двадцать пять. Потом прошел «колясочный марш», в котором приняли участие несколько десятков родителей. Наконец эти люди объединились в общественное движение, которое уже охватило не только Новосибирск с соседним Бердском, но и Томск, Красноярск, Владивосток, Екатеринбург, Самару.

К пикетам и шествиям присоединился грамотный бумажный натиск. Родители сформулировали требования к местным властям: ввести «прозрачную очередь в интернете», а если стоять в ней придется до совершеннолетия ребенка, то хотя бы выплачивать компенсацию тем родителям, чьи дети не попали в детский сад.

В новосибирской мэрии «прозрачную очередь» делают уже почти год. Возражения чиновников выглядят глуповато: например, они утверждают, что очередь нельзя делать «прозрачной», так как это - раскрытие частной информации. По этой логике надо вообще запретить все списки, от избирательных до классных журналов. В итоге очередь оказалась «прозрачной» лишь наполовину: введя на интер­нет-сайте персональный код, человек может увидеть только свой номер в списке, но контро­лировать распределение мест по-прежнему невозможно.

Вопрос о компенсациях тоже забалтывается. «Хорошо, что их платят в Перми и в Красноярске, иначе бы нам просто отвечали, что это невозможно», - говорит программист и молодой папа Семен Гунькин.

Впрочем, это мало что меняет. На каждое чиновничье «да» находится двадцать «но».

В итоге попытка конструктивного диалога между родителями и государством провалилась. Представители администраций пытаются нейтрализовать активистов: для них «вдруг» места в детских садах находятся. Но, даже решив свои личные проблемы, некоторые мамы и папы не сдаются.

С нового года родители пошли в суд, и это движение обещает стать массовым. Конституция гарантирует бесплатное и обще­доступное дошкольное образование, а значит, делайте, что хотите, но место в садике предоставьте. Первопроходцами стали Александра Мелиховская из Новосибирска и Олеся Зайцева из Бердска.

- Ответчики сначала затянули все ту же песню: «Мест нет, сады переполнены...» - делится впечатлениями от первого заседания Олеся Зайцева. - Но судья вдруг их прерывает: «Истца интересует только его ребенок, поэтому только о нем и будем говорить». Тут-то представители ответчика и растерялись. Ведь, кроме как про масштабность проблемы, отсутствие денег и дефицит мест, они ни о чем говорить не могут, а это к конкретной семье, чьи законные права нарушены, не имеет никакого отношения с юридической точки зрения.

Судя по ходу разбирательства, суды вполне могут принять решение в пользу родителей. А это значит, что по всей стране в суды хлынет лавина исков к детским садам. С одной стороны - реальная проб­лема дефицита мест в детских садах. С другой - мамы и папы, мечущиеся между работой, горшками, памперсами и кухонной плитой. Но они отстаивают свои законные интересы, поэтому, как отмечают местные наблюдатели, им уже удалось взять дело в свои руки и почувствовать вкус победы. Новые места в детсадах в результате этой борьбы не появятся, но справедливости и «прозрачности» в их распределении может стать больше. И, кроме того, возникает волна солидарности и взаимопомощи. «Сегодня круглый стол, кто может пойти?» - спрашивает одна мама другую на форуме общественного движения родителей (http://www.detivsad.ru). «Я бы пошла, но мне не с кем ребенка оставить». - «Приводи его ко мне, я с двумя посижу».