"Ход конем" в Габалинском вопросе
На модерации
Отложенный
В опубликованном 4-го апреля интервью, данном газете «Коммерсантъ», премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что его страна готова обсудить с Россией вопрос размещения на своей территории аналога Габалинской РЛС, находящейся в Азербайджане. Напомним, что в данный момент Россия и Азербайджан ведут сложные переговоры о продлении аренды Габалинской РЛС нашей страной, но Баку требует увеличения арендной платы за станцию с 7 до 300 миллионов долларов в год.
Тот же «Коммерсантъ» еще в конце февраля писал, что переговоры между двумя странами по этому вопросу зашли в тупик именно из-за непомерных требований нашего партнера. Баку не желает идти на уступки, а Минобороны нашей страны называет запрашиваемую цену неадекватной и грозит уйти из Габалы, если Азербайджан не умерит аппетиты. Готовность Армении помочь России в решении проблемы таким радикальным способом, как размещение аналогичного объекта на своей территории, наверняка будет воспринято Баку очень болезненно: мало того, что Москва не даст больше денег, так она еще сильнее укрепит связи с прямым врагом Азербайджана. Что он будет делать со станцией раннего предупреждения о ракетном нападении, если от нее откажется Москва, совершенно непонятно: во-первых, Баку такая станция просто ни к чему, во-вторых, в его вооруженных силах просто нет специалистов, подготовленных к работе на таком объекте, а он вряд ли нужен кому-то еще кроме нашей страны.
Между тем, для нас он явно не лишний, потому что Габалинская РЛС является одним из важнейших элементов системы противоракетной обороны нашей страны. Она позволяет контролировать цели над Ираном, Турцией, Индией, Ближним Востоком, частью Африки, а также Индийский океан. Срок действия договора об аренде станции истекает 24 декабря 2012 года.
К каким последствиям приведет предложение Армении в случае его принятия Россией, «Свободная пресса» спросила у экспертов.
Отвечает директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин:
– Я думаю, что когда возникают какие-то проблемы в отношениях двух стран, а с Азербайджаном у нас сейчас именно такая ситуация, нужно использовать все варианты, которые помогут найти выгодный для нас выход.
Уже работающая РЛС в Армавире в значительной степени перекрывает сектор наблюдения Габалинской, но делает это не полностью, поэтому мы могли бы поставить в Армении РЛС высокой заводской готовности типа «Воронеж-ДМ», и она была бы, пожалуй, эффективнее азербайджанской станции. К тому же она намного экономнее и проще в эксплуатации. Так что если мы не договоримся с Баку, то почему бы нам не пойти навстречу Армении.
«СП»: – В последние годы Азербайджан ведет целенаправленную политику давления на Россию, к тому же активно вооружаясь и милитаризуя свой бюджет. Одновременно с этим высокопоставленные официальные лица этого государства регулярно говорят о возможности силового решения вопроса спорных территорий. Может быть, в этой ситуации будет тем более правильным отказаться от азербайджанской станции и повернуться к Армении?
– Мы и так к ней повернуты дальше некуда, потому что по Договору о коллективной безопасности, Армения является нашим военным союзником. Там не только размещена наша военная база, но и в случае нападения на эту страну мы будем обязаны выступить на ее стороне.
«СП»: – Не окажется ли Габалинская РЛС под угрозой в случае развития военного конфликта Азербайджана с Ираном?
– К этому конфликту эта станция никаким боком не была бы причастна даже в случае его начала, потому что сама по себе она никаких боевых действий не ведет.
Заместитель президента Академии геополитических проблем Константин Сивков также считает, что предложение армянской стороны несет России больше плюсов, чем минусов:
– Размещение в Армении новой радиолокационной станции действительно позволило бы значительно улучшить зону наблюдения системы противоракетной обороны России, поэтому это был бы полезный шаг, - с военно-стратегической точки зрения это очень важный плацдарм.
Но здесь возникает проблема того, как будет решаться вопрос сохранения прав собственности России над этой станцией, в случае если в Армении изменится политическая ситуация. Эту проблему можно было бы решить постройкой современной РЛС модульного типа, которую при возникновении проблем, можно было бы вернуть на нашу территорию.
Мнение заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина:
– Не надо забывать, что Армения является членом ОДКБ, в рамках которой идет интенсивное военно-политическое сотрудничество. Если в рамках НАТО идет сотрудничество американской системе ПРО, то почему Армения не может предлагать России поставить на своей территории систему наблюдения за ракетной опасностью. С учетом того, что Азербайджан сейчас требует с Москвы совершенно бешеные деньги за аренду устаревшего комплекса, было бы разумно поставить новую современную и более дешевую станцию.
Как такое решение проблемы вписывается в геополитическую ситуацию в регионе, рассуждаетдиректор Института проблем глобализации Михаил Делягин:
– России нужно избегать втягивания в азербайджано-армянский конфликт, поскольку если Азербайджан нападет на Армению, нам придется помогать последней. Если обострение ситуации произойдет таким образом, что будет не совсем понятно, кто на кого напал, то я думаю, что Россия вмешиваться не будет.
При этом я считаю, что так как строительство РЛС – это действие, на котором нельзя украсть много денег, оно не представляет интереса для российских политиков, с моей точки зрения. Этим оно отличается от олимпиады в Сочи и других подобных проектов. При этом надо понимать, что если бы мы все же начали строить в Армении такой объект, отказавшись от аналогичного в Азербайджане, это означало бы обострение конфликта.
«СП»: – Тогда как России следует поступить в сложившейся ситуации?
– Я думаю, что правильным будет, если наши политики начнут вести переговоры с Арменией по этому вопросу, и одновременно используют их как рычаг для того, чтобы сохранить или модернизировать РЛС в Габале.
Я не знаю, сколько стоит строительство новой станции в Армении, но если Азербайджан просит 300 миллионов долларов в год, а возведение новой современной РЛС стоит, например, 250 миллионов, то для нашей страны это не деньги. Я бы начал строить просто чтобы показать, что Россия имеет свою независимую политику, и не надо выкручивать ей руки, а если попытаться это сделать, то будет себе дороже. Но, к сожалению, насколько я могу судить, наше руководство исходит из других систем координат.
«СП»: – Этот вопрос как-то связан с обострением отношений межу Ираном и Азербайджаном?
– Там происходит обострение вообще всего, но самое главное – это ухудшение отношений Азербайджана с Арменией. По мере роста благосостояния Баку стремление решить проблему Нагорного Карабаха военным путем в этой стране резко растет. В этой ситуации обострение кризиса в Иране, скорее, размывает военно-агрессивные устремления руководства Азербайджана. Наша задача состоит в том, чтобы этой войны не было. Как говорил Черчилль, «большинство войн удавалась избежать, просто отложив их», - я думаю, что это тот самый случай.
«СП»: – В этой ситуации насколько правильным является вооружать Азербайджан, чем мы занимаемся уже многие годы?
– Эта страна скоро запустит свой спутник, который может быть использован в военных целях, и вряд ли, этот спутник ей сделали наши. А продажа обычных видов вооружений является хорошим бизнесом. Если же идет продажа высокоточных видов вооружений или других, которые имеют принципиальное значение в современной войне, то я думаю, что это большая ошибка.
Комментарии
Вот это, что называется "не в бровь, а в глаз"!!! Для нашего антинародного режима, почти воткрытую предающего национальные интересы страны!
А для чего российские политики предпочли нищюю Армению ее богатому российскому соседу - Азербайджану?
Ведь совершенно очевидно,что Азербайджан осуществляет своего рода посыл повышением цены России.
"Прекратите помогать Армении в ущерб Азербайджану."
Поэтому новоявленные василевсы плетут интриги, натравливают народы друг на дружку, продают оружие тем и этим, делая при этом вид, что они ни при чем
НАТОвцы откровенно отожествляют себя новыми крестоносцами. Русские ортодоксы позиционируют себя наследниками византийских фашистов