Америка и Россия: соперники, объединённые общим врагом?

На модерации Отложенный

Не думайте, что Россия и Америка будут противниками вечно.

С учётом характера и величины отрицательной направленности нынешнего этапа американо-российских отношений сама мысль о союзе между двумя странами выглядит совершенно абсурдной для многих. Независимо от присутствия, казалось бы, непреодолимых препятствий, американо-российские отношения могут предложить драматический разворот ошеломлённому миру.

Почему? Ответ на этот вопрос является логичным и простым: распространение радикального ислама во всём мусульманском мире и быстро приближающаяся исламизация Европы могут вызвать к жизни маловероятные и, по мнению многих экспертов, даже невозможные сценарии.

Давайте сначала разрешим возможные недоразумения: принятие вероятности (не неизбежности) американо-российского союза не означает, что его осуществление будет лёгким. Основная проблема с российской стороны – истерический антиамериканизм, который стал квинтэссенцией российской внешней политики.

Есть много причин этого явления. Возможно, наиболее важной из них является негативное представление о Соединённых Штатах, созданное тоталитарной пропагандой в советскую эпоху. Образ, о котором идёт речь, был значительно усилен хаосом и коррупцией, которые поразили Россию вместо долгожданного торжества демократии.

Типичное умонастроение российских политиков определяется формулой «что плохо для Соединённых Штатов – хорошо для России». Но так ли это на самом деле?

Афганистан

Какой именно будет выгода России от вывода во вьетнамском стиле американских войск из Афганистана? В самом деле, уход американцев из Афганистана запустит процесс, означающий ни что иное, как катастрофу для России.

Восстановление господства Талибана в Афганистане неизбежно подтолкнёт дестабилизацию мусульманских соседей России – Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. И давайте не будем игнорировать очень важный факт: эти мусульманские соседи разделяют почти 1900-километровую границу с Афганистаном, которая является такой же хорошо проницаемой, как и граница между Афганистаном и Пакистаном. Победа талибов будет представлять собой огромную поддержку деятельности радикальных исламистов, влияние которых растёт в Центральной Азии. Не нужно обладать пророческим даром, чтобы предсказать опасность, которая появится по всей длине южной российской границы.

Учитывая масштабы этой опасности, изменение демографии в стране в результате сокращения русской части населения страны, служит поводом для многих отрезвляющих мыслей. Другим важным фактором, влияющим на российских политиков, является близость чрезвычайно малонаселённого российского Дальнего Востока с перенаселёнными приграничными районами Китая.

Однако основной движущей силой, которая может объединить Соединённые Штаты Америки и Россию, является быстро растущая опасность для будущего обеих стран, исходящая от радикального ислама.

Конечно, старое правило, предусматривающее, что «для танго нужны двое», в полной мере относится и к сфере внешней политики. Несомненно, что в коридорах власти США Россия рассматривается не только как бывший враг, но также как нынешний и будущий соперник.

Американские политики совершили огромную ошибку, не воспользовавшись позитивным отношением правительства Путина к США сразу после 9/11. Многие американцы даже не знают о том, что великолепный памятник жертвам массового убийства, установленный на берегу Нью-Джерси, был даром российского народа.

Мировое общественное мнение поддерживает американские действия, призванные прекратить этнические чистки албанцев, совершённые режимом Милошевича. Однако в то же время Соединённые Штаты не защитили сербское население Косово, когда они тоже стали жертвами этнической чистки. Непоследовательность действий вызвала мощную негативную реакцию в России, традиционном сербском союзнике и защитнике. Сегодня, однако, наиболее важным является тот факт, что Америка нуждается в России в той же степени, что и России нужна Америка.

Большинство экспертов и наблюдателей не примут основных доводов этой статьи, обращая внимание на огромную разницу между традициями и политическими системами двух стран. Тем не менее, если оглянуться в прошлое, эти различия не помешали появлению во время Второй Мировой войны советско-американского альянса, который похоронил все мечты и амбиции Гитлера. Другие возражения исходят из серьёзности проблем, разделяющих Вашингтон и Москву. Любой согласится, что Косово и Грузия в этом смысле являются наилучшими примерами. С другой стороны, тем не менее, можно утверждать что, как только будут осознаны масштабы угрозы, нависшей над Вашингтоном и Москвой, все прочие проблемы будут решены.

Различные группы наблюдателей утверждают, что американо-российское соперничество в отношении маршрутов поставок энергоресурсов будет продолжаться. Соперничество является неприятной действительностью – в этом нет сомнений. Какая американо-российская конкуренция, имеющая отношение к энергетике, всё-таки будет продолжаться, если оба начнут игру против исламских нефтяных держав?

А что с напряжённостью, созданной проблемами, касающимися Восточной Европы? Опять же, не было бы места для американо-российского соперничества, при условии, что одной из основных целей альянса будет поддержка, оказываемая каждой европейской стране, сопротивляющейся наступлению радикального ислама.

Новые отношения между Соединёнными Штатами и Россией откроют двери для создания новой системы международных отношений, включающих Европу, Китай и Индию. Это будет альянс всех государств, на которые нацелен и которых домогается радикальный ислам. Появление такой структуры приведёт к увеличению шансов найти правильный подход к отделению большей части мирового мусульманского сообщества от радикального меньшинства, пытающегося установить господство над миром.

Позвольте мне повторить снова: никто не говорит, что сценарий, содержащий вариант для американо-российского союза, неизбежен. Всё, что можно сказать, что это не является невозможным...

Г. Гунев получил докторскую степень в Московском институте международных отношений. Он преподаёт историю в Калифорнии и в настоящее время работает над книгой об исламизации Европы и её влиянии на американо-российские отношения.