После выборов: протестующий электорат

Скандал, связанный с массовой фальсификацией итогов думских выборов, вполне закономерно перерастает в политическое противостояние власти и общества. Митинги протеста идут не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Ростове-на-Дону,Самаре, Уфе, Калининграде, Екатеринбурге, Магнитогорске, Новосибирске и других городах страны. И, судя по всему, это только начало.

Уже более 17 тысяч человек заявили в интернете, что собираются прийти на митинг протеста в Москве в субботу. В социальных сетях распространяются призывы сделать эту акцию всероссийской. Протестующих не пугают даже очень жесткие разгоны демонстрантов ОМОНом и аресты – только за два дня в столице было арестовано свыше тысячи человек. Люди не хотят революции, но они хотят отстаивать свои права.

Власть не может понять, в чем причина такой "странной" реакции народа. Ведь ни для кого не секрет, что манипуляции выборами, нарушения закона и приписки в пользу "Единой России" были и раньше, но это не вызывало столь бурного общественного возмущения. Безрезультатно протестовали только партии, с разгромным счетом проигравшие выборы, но так всегда бывает в политике – как любит говорить наш национальный лидер, "слабых бьют". На этот раз оппозиция оказалась не такой уж и слабой, она взяла почти половину мест в Госдуме. Так чего ей, собственно, нужно?

Глава ЦИК Владимир Чуров в ответ на претензии со стороны КПРФ предложил коммунистам отказаться от депутатских мандатов. Вскоре с подобным заявлением выступил и Григорий Явлинский, призвавший оппозиционные партии покинуть Думу. По мысли лидера "Яблока", которому не удалось преодолеть7-процентный барьер, власть поймет, что она нелегитимна и назначит новые парламентские выборы. Разумеется, оппозиция назвала предложение Явлинского "политическим безумием": никто не собирается отказываться от своей трудной победы.

Но речь сегодня идет не о том, что партии, участвовавшие в выборах, требуют расследования нарушений и пересчета украденных "Единой Россией" голосов. Не только политики дошли до точки кипения – взорвался "системный" и "несистемный" электорат, который в буквальном смысле достала "суверенная", цинично управляемая демократия. На согласованные и неразрешенные уличные митинги протеста выходят уже не дежурные несогласные, которых называют "политическими маргиналами", а продвинутые молодые люди из интернета: студенты, офисные работники, мелкие предприниматели – то есть те, кто является нынешним и будущим "средним классом".

Считалось, что они совершенно не интересуются политикой, не ходят на выборы и совсем безразличны к тому, кто и как занимает депутатские кресла в Госдуме. "Единая Россия" вообще не считала их избирателями, полагая, что эти "диссиденты" никогда не перейдут из виртуального мира в мир реальный. А они не только перешли, но и задолго до дня выборов сделали свой выбор. Не в пользу партии власти. Именно эти молодые люди и голосовали за оппозицию, и были наблюдателями на избирательных участках. Во многом благодаря им выборы не превратились в тотальный разгул беззакония.

Можно сказать, что когда-то их "разбудил" Дмитрий Медведев, именно к ним обратившись со своей знаменитой статьей "Россия, вперед!". Не все, конечно, но многие из них поверили в то, что написал и что говорил тогда президент. Но разочарование наступило довольно быстро, и пик его пришелся на тандемную "рокировку". Шоу-съезды "Единой России" ясно дали понять и "среднему классу", и всему российскому обществу, что от него ничего не зависит. Подведение итогов выборов и многодневное празднование "абсолютной победы" партии власти под бой барабанов специально привезенных в Москву из других городов тысяч "нашистов" и "молодогвардейцев" должно было еще раз это продемонстрировать.

Но у всякого терпения есть предел. Презрительное отношение власти к обществу, бесцеремонное пренебрежение его мнением вызывает именно ту реакцию, которую мы и наблюдаем сегодня. Потому что украсть голоса избирателей – это не просто невинная манипуляция, выполненная по причине "политической целесообразности", а самое настоящее уголовное преступление, которое должно караться по закону.

Если бы Медведев публично и четко заявил об этом, пообещав показательно наказать тех, кто пошел на подобные нарушения (причем, разбираться нужно не только с исполнителями, но и с теми, кто отдавал подобные распоряжения), может быть, такой протестной волны, которая катится по всей стране, и не было бы. Но вместо этого президент априори заявляет, что выборы были честными. Он говорит о том, что в сети выложены "абсолютно непонятные сюжеты, которые сопровождаются какими-то воплями" (наверное, он думает, что наблюдателям, которым удалось зафиксировать очередной вброс бюллетеней, не только разрешают, но и помогают снимать) и называет это "провокациями, к которым прибегали некоторые партии".

А "волшебник" Чуров, который точно предсказал результаты выборов, тут же развивает эту мысль президента: оказывается, эти "постановочные фальшивки" о нарушениях снимали в специально оборудованных квартирах.

Говорят, что и опубликованный рапорт Сердюкова премьеру Путину о голосовании армии за "Единую Россию" – тоже фальшивка. Ну, не мог министр обороны написать такую глупость. Потому что, во-первых, военных в большинстве случаев привозили на открытые избирательные участки, где их личный выбор трудно проконтролировать. А, во-вторых, армия не может служить партии, даже если она правящая. Армия должна служить народу.

Понятно, что реакция общества на украденные голоса и другие нарушения во время выборов застала власть врасплох. Но методы, которыми сегодня пытаются погасить разгорающийся пожар, трудно назвать разумными. Наоборот, складывается впечатление, что власть сознательно толкает общество на публичный протест. Это и "нашисты", которых специально натравливают на митингующих несогласных, пытаясь спровоцировать массовые столкновения. И нецензурная брань в "Твиттере" президента Медведева в адрес тех, кто называет "Единую Россию" партией жуликов и воров (оказывается, так "пошутил" известный кремлевский пиарщик Константин Рыков). И заявления высокопоставленных единороссов о том, что за митингами оппозиции "стоят профессиональные провокаторы, которые работают за деньги иностранных спецслужб", а партия власти в ответ на это "выведет на улицы десятки тысяч людей". И гробовое молчание государственных телеканалов о митингах протеста. И внезапное начало ремонта (якобы прорвало трубу теплотрассы) на Площади Революции – там, где в субботу должен пройти санкционированный митинг. И отказ местных властей согласовывать мирные акции протеста, автоматически превращая их в несанкционированные мероприятия.

Лишь одна организация – Совет по правам человека при президенте России – решила в этой суматохе поступить адекватно. Совет готовит специальное заседание по выборам, куда будут приглашены представители ЦИК, генпрокуратуры и СМИ. Речь пойдет именно о фальсификациях. И оценку им собираются дать однозначную: это – уголовное преступление. Только успеют ли общественники провести свое заседание до того, как поднимется вся страна?