Олимпиаду-2014 подрывают \"геноцидом\"
На модерации
Отложенный
Благодаря провокационному сюжету о якобы начавшемся \"русском вторжении\", показанному 13 марта на телеканале \"Имеди\", Грузия снова оказалась в центре всеобщего внимания. На этом фоне другие события, происходящие внутри этой страны, ушли на второй план. Между тем, многие из них требуют к себе более пристального внимания.
19-21 марта в Тбилиси прошла представительная конференция с говорящим названием \"Скрытые нации, продолжающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим\". И хотя данная конференция презентовалась ее организаторами, как имеющая научное значение, в действительности в ее работе был серьезный политический подтекст. По итогам данного форума была принята резолюция, в которой его организаторы ходатайствовали перед национальным парламентом Грузии о необходимости признать \"геноцид\" черкесского (адыгского) народа, совершенный Российской империей в XIX столетии. Грузинским депутатам резолюция будет представлена 20 мая. Сегодня нельзя определенно сказать, пойдет ли грузинский парламент по пути признания событий XIX века в качестве геноцида, однако уже сейчас мы можем констатировать: у Тбилиси появляется дополнительное политическое оружие, которое можно использовать против России.
Однако все по порядку. Организаторами черкесского (адыгского) форума в столице Грузии выступили Тбилисский государственный университет имени Ильи Чавчавадзе и \"Jamestown Foundation\", известный американский \"мозговой трест\", основанный в 1984 году и известный среди других аналогичных структур наиболее жесткими позициями по отношению к российской политике на постсоветском пространстве. Среди его изданий – \"Eurasia Daily Monitor\", \"North Caucasus Analysis\" (среди постоянных авторов последнего – бывший \"генеральный представитель\" Чеченской Республики Ичкерия в России Майрбек Вачагаев). Фонд также принимал участие в подготовке специального издания \"Chechnya Weekly\", которое, мягко говоря, не отличалось объективностью в освещении конфликта в Чечне.
Об университете Ильи Чавчавадзе также следует сказать особо. Сама личность Ильи Чавчавадзе в постсоветской Грузии особо почитается, как фигура одного из первопроходцев грузинского национального движения (в 1987 году он был канонизирован Грузинской православной церковью, как Илья Праведный). Представляя в октябре прошлого года в парламенте \"Акт экономической свободы\", президент Михаил Саакашвили дал такую оценку своему знаменитому земляку: \"Он был первым грузином, который выступал за свободную торговлю, за открытую экономику, минимальное вмешательство государства в экономику, и за низкие налоги\". Государственный университет, названный в честь Ильи Чавчавадзе, в отличие от старейшего в Закавказье университета имени Иванэ Джавахишвили (который был создан еще в феврале 1918 года) является во многом личным образовательным проектом Саакашвили. Он был создан в начале 2006 года путем укрупнения нескольких тбилисских вузов как витрина \"нового послереволюционного образования\" в Грузии. И сегодня он является идеологическим рупором грузинской власти.
Почему же именно в марте нынешнего года \"черкесский вопрос\" снова приобрел политическую актуальность? Все дело в том, что в 2014 году очередную зимнюю Олимпиаду будет принимать известный российский курорт Сочи. Между тем, значение этой территории не ограничивается одной лишь олимпийской темой. Сегодня Сочи является также площадкой непростых \"боев за историю\". В 1864 году на месте современного поселка Красная Поляна Адлерского района Большого Сочи (тогда этот населенный пункт именовался Кбаадэ) произошло последнее событие затяжной Кавказской войны. После поражения адыгских (черкесских) племен здесь состоялся парад русских войск, который принимал великий князь Михаил Николаевич. В честь этого Кбаадэ был переименован в Романовск, хотя впоследствии это название не прижилось. После того, как Российская империя установила контроль над нагорной частью Закубанья и северо-восточным Причерноморьем, небольшая часть адыгской знати инкорпорировалась в имперский служилый класс. Но в то же время свыше 90 % адыгского (черкесского) населения переселилось в пределы Османской империи. Это переселение поощрялось и тогдашними султанами (Абдул-Азиз, Абдул-Хамид II). Черкесы расселялись в проблемных регионах Османской империи, чтобы \"сдерживать\", с одной стороны, возможные выступления христиан на Балканах, а с другой стороны – набеги бедуинов у пустынной сирийской границы.
Как бы то ни было, ряд общественных черкесских объединений, как за пределами России, так и внутри страны сегодня трактует события XIX столетия, как \"геноцид адыгов\" (черкесов). В России эта тема была поднята в период \"парада суверенитетов\" и формирования этнократических режимов в республиках в составе России. Хотелось бы в этой связи напомнить, что одним из рекордсменов по части нарушения федерального законодательства в начале 1990-х гг. была маленькая Республика Адыгея, в которой титульный этнос составлял порядка четверти всего населения.
В постсоветский период по данной теме появилось и немалое количество работ, целью которых было не объективное исследование сложных процессов кавказской истории, а обоснование \"геноцида\". Само же понятие \"геноцид\" предполагает не переселение и не гибель в ходе войны, и даже не насильственную депортацию. Это \"действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую\". Конечно же, переселение черкесов в Османскую империю было выгодно Российской империи, поскольку после него никакого организованного сопротивления в Закубанье и Причерноморье уже не было. Действительно, вынужденная эмиграция стала для многих адыгов тяжелой психологической травмой.
Однако в планы империи не входило уничтожение адыгов, как этнической группы. Иначе откуда бы сегодня взялись адыгские граждане России (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазины), многие из которых занимают правительственные посты и ведут успешный бизнес. Непраздный вопрос – имеются ли в нынешней Турции национальные автономии черкесов? А в современной России их целых три (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия)!
Но \"бои за историю\" и академическая история – это не одно и то же. А потому общественные объединения националистической направленности выступают с многочисленными обращениями в ООН, Конгресс США, Совет Европы, ОБСЕ, органы российской власти (в ноябре 2006 года такое обращение было представлено президенту РФ, в июле 2005 года – в Госдуму). Помимо общих гуманитарных рассуждений сторонники признания \"геноцида\" апеллирует и к конкретным политическим целям (объединение адыгов на родной земле, прием потомков переселенцев и их обустройство за счет российских властей). Активисты ряда черкесских объединений расценивают проведение Олимпиады в Сочи, как \"забвение геноцида\" и памяти жертв \"российской имперской политики\" (хотя сегодняшняя РФ и не является правопреемником империи Романовых). Кроме того, Олимпийская хартия напрямую запрещает проводить игры в местах массового убийства людей, и черкесское националистическое лобби при помощи грузинского парламента стремится к тому, чтобы использовать этот аргумент. Впрочем, из данного правила бывали и свои исключения. Разве Мюнхен, в котором в 1972 году прошли ХХ Летние игры, избежал кошмаров Холокоста? Но политика далеко не всегда опирается на строгие факты и формальную логику. Поэтому данный \"олимпийский\" аргумент не следует игнорировать.
На сегодняшний день признание \"геноцида\" черкесов не получило внятной международной поддержки. Российские власти также предпочитают отмалчиваться. В этой ситуации Грузия становится той заинтересованной силой, которая при определенных обстоятельствах может взять на себя \"заботу\" об исторической судьбе адыгов. Для таких выводов есть несколько оснований. Во-первых, Грузия (не только ее власть, но и население) травмировано потерей Абхазии и Южной Осетии. В их реинтеграцию верят все меньше. В этой ситуации дипломатический удар по России в преддверии Олимпиады в виде признания \"геноцида\" вполне возможен. Во-вторых, это стало бы дополнительными \"пятью копейками\" в общую дестабилизацию ситуации на Северном Кавказе. Геноцид, признанный даже одной Грузией – это уже не интеллектуально-политические конструкции, а международная легитимация, значение которой будет намного труднее замалчивать и отрицать. Отсюда и то внимание, которое грузинские власти и НПО уделяют этому региону сегодня. По словам вице-спикера грузинского парламента Левана Вепхвадзе, \"учитывая уроки истории, мы ожидаем в ближайшем будущем на Северном Кавказе взрыва борьбы за независимость. И для того, чтобы пламя не перебросилось на весь регион, в том числе и на Грузию, надо позаботиться об укреплении отношений между кавказскими народами в духе добрососедства и взаимной поддержки\". Для установления таких связей сделано пока немного, но многое задумано и обсуждается. В парламенте Грузии создана группа дружбы с республиканскими законодательными органами республик Северного Кавказа. Сделаны попытки организовать ТВ-вещание на северокавказский регион. В ходе тбилисской мартовской конференции прозвучал призыв \"открыть грузинские архивы\" для исследователей проблем Кавказской войны и \"геноцида адыгов\". Не переоценивая всех этих мер, зафиксируем тенденцию: Тбилиси стремится к наращиванию активности по другую сторону кавказского хребта.
Однако ресурсы черкесского и в целом северокавказского направления грузинской внешней политики имеют и свои пределы. Не будем забывать, что главным оппонентом Грузии является не Россия, а Абхазия. Между тем, во время грузино-абхазского конфликта ее невидимым участником стали адыгские (черкесские) движения. Во многом благодаря именно их жесткой позиции Москва сделала свой выбор в пользу Сухуми. И сегодня ветераны той войны в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии играют далеко не последние роли. И, по крайней мере в ближайшей перспективе, они вряд ли будут рады союзу с Грузией. Вот что говорит на эту тему Ибрагим Яганов, один из лидеров кабардинского общественного движения \"Хасэ\": \"Я воевал в Абхазии и мне, откровенно говоря, очень неудобно перед своими товарищами, особенно перед памятью погибших. Думаю, что для этой темы место было выбрано довольно неудачно. И я по моральным принципам никак не мог туда поехать\". Признание \"геноцида\" адыгов Грузией может, среди прочего, расколоть черкесские движения (которые и без того раздирают противоречия) не только в России, но и в Турции (где есть сторонники сохранения дружественных отношений с нынешней РФ). По мнению грузинского политолога Гии Нодия, признание \"геноцида\" черкесов \"поставило бы Грузию в несколько сложное положение в отношениях с Арменией\", которая ждет от Тбилиси нужного ей решения по признанию геноцида армян в Османской империи.
Таким образом, не переоценивая \"фактор Тбилиси\", необходимо обратить серьезное внимание на северокавказские устремления Грузии. Давно настало время дать более четкую оценку событиям Кавказской войны XIX столетия, успокоить некоторые \"горячие головы\" и привлечь к сотрудничеству конструктивные умеренные силы в том же черкесском движении. Надо понять, что простое молчание в обсуждении острых тем приводит лишь к тому, что эту дискуссию возглавляют другие \"спикеры\". И не всегда в наших интересах. До Олимпиады-2014 еще есть время, хотя его и остается все меньше.
Комментарии
то же и по адресу
http://www.ezo-mir.su
Важно отделить информацию от её носителя и рассматривать это как разные вещи.