Медведев рассказал о \"тупом администрировании\"

На модерации Отложенный

В Кремле прошел Госсовет по вопросам развития политической системы.

- Наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает, - начал выступление президент и напомнил, что вопросы внутренней политики на Госсовете обсуждаются впервые.

- Я надеюсь, что разговор будет серьезным и прямым, - заметил Медведев. Так в общем-то и получилось. Выступавшие после главы государства лидерам партий, представленных в Госдуме, смогли высказать все, что наболело (см. ниже).

- Если в формировании органов государственной власти субъектов Федерации в той или иной степени участвуют практически все партии, то на уровне местного самоуправления картина иная, - рассказал Медведев. - Почти половина из 246 тыс. депутатов представительных органов муниципальных образований - это «единоросы».

По данным президента, коммунистов среди депутатов местного самоуправления не более 2%, «справедливороссов» - 1%, членов ЛДПР - менее 1%.

- Наши партии, прежде всего, оппозиционные, очень слабо работают на муниципальном уровне, - считает Медведев. - Реальная политическая конкуренция там практически отсутствует.

Это, считает президент, одна из главных проблем:

- Политика должна становиться более умной, гибкой, современной, но на практике мы еще сталкиваемся с устаревшими подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять с помощью примитивного, я бы даже сказал, тупого администрирования... Российское общество неоднородное, многомерное. Составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные вкусы и взгляды, в том числе и политические. Таким обществом не нужно пытаться командовать.

Президент призвал руководителей всех уровней взаимодействовать с отделениями всех партий представленных в регионе, а не только имеющих фракции в заксобраниях.

- Даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей, - заметил Медведев. - Но эти полпроцента избирателей - это наши граждане, и их мнение должно быть услышано. Я предложил давать возможность высказываться в местных парламентах представителям непарламентских партий, и это предложение должно быть реализовано.

Президент напомнил и о странных итогах выборов, прошедших в октябре прошлого года:

- Позволю себе поразмышлять вслух: отражают ли две фракции, которые действуют, например, в Московской городской Думе, все многообразие пристрастий москвичей? Я, честно говоря, сомневаюсь. Потому что город - огромный, сложный, с очень пестрым и активным населением.

Медведев не сомневается, что такой результат - следствие того, что население разочаровалось в политических партиях. Низкая явка избирателей - еще одна политическая проблема, считает Медведев.

- Есть у нас такие удивительные законодательные собрания, в которых только одна зарегистрирована фракция... Это, на мой вкус, для любого региона слишком мало. Там все равно есть люди с другими взглядами, которые голосуют за другие партии. Может быть, и две недостаточно... Сегодня я внесу законопроект, гарантирующий представительство во всех региональных парламентах для партий, за которые проголосовало более 5% избирателей, так как мы это сделали на федеральном уровне.
Напомнив о скандальных итогах выборов в минувшем октябре, Медведев все-таки считает, что итоги голосования «отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений».

- Заявления о массовых злоупотреблениях оказались все-таки неподтвержденными. И я бы предложил впредь воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы. Ведь это тоже разновидность правового нигилизма. Есть факты - обращайтесь в суды. Нет фактов - тогда на чем основания обвинения? - заявил Медведев.
Глава государства также напомнил руководителям регионов о том, что главный критерий их работы - уровень доверия жителей: «рейтинг, еще как-то».

- Я хотел бы, чтобы руководители субъектов федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, и не замыкались в кабинетах, - напутствовал президент.

Сразу после главы государства выступал лидер «Справедливой России», спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он возмущался монополизацией политической жизни в России:

- Это как же нужно было укатать всю политическую жизнь! Поставить под козырек всех чиновников, чтобы после двух десятков лет с начала рыночных реформ - очень противоречивых - отрапортовать о полном единогласии! И это в многомиллионном городе Москве с огромным социальным расслоением, опять полное единство партии и народа... Если загнать все противоречия в подполье, они могут прорасти глубокими социальными конфликтами, - предупредил глава СовФеда.

А главный коммунист Геннадий Зюганов жаловался на несовершенство судебной системы, которая, по его мнению, и есть тот тормоз, который не дает политической системе развиваться:

- Я считаю, что наша судебная система, где судьи получают по 200 тысяч рублей, назначаются и ни перед кем толком не отвечают, не способна демократизировать наш политический процесс, а выступает в роли дубинки, которая преследует граждан страны для того, чтобы они не высказывали собственное мнение.

С конкретными предложениями выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он предложил ввести не только нижнюю планку для прохождения в парламент (сейчас она определена в 7% голосов), но и верхнюю:

- Давайте примем закон, что ни одна партия не может получить более 40% голосов, - предложил Жириновский. - И если кто получит более 40% голосов, пусть они уходят другим партиям... Наши граждане нормально голосуют, не хуже, чем в любой европейской стране, а ни в одной европейской стране ни одна партия не получает более 35% - предел 40%. Там нет стран, где бы одна партия набирала 45, 60, 70%. Чего в Туркмению превращаться, а тем более в Белоруссию или КНДР.

«Единороссы» в этот момент, видимо, посмотрели на Жириновского неодобрительно.

- Не бойтесь вы проигрывать, - явно заметил недобрые взгляды коллег лидер ЛДПР. - Будет у вас чуть меньше голосов и чуть больше - у оппозиционных партий. Если не хотите так, то давайте договоримся, как должно быть, а то мы играем втемную... И не надо партии большинства брать на себя право оценивать выборы! Это мы будем вас оценивать и народ! А вы получили власть, на Олимпе сидите и слушайте, что мы о вас говорим! - привычно разошелся Жириновский.

Выступавший последним из представителей думских фракций «единоросс» Борис Грызлов комментировать коллег не стал и от темы политической монополии сразу же ушел. Грызлов говорил о проблеме, которая занимает его уже не первый день: о самодостаточности регионов и единообразном названии всех глав субъектов. Грызлов считает, что не должно быть губернаторов, президентов и прочих глав администраций. Все руководители субъектов должны называться «главами». А гордое звание субъекта РФ должны иметь только самодостаточные территории. Те, кто сидит на дотациях, должны примкнуть к более сильным соседям.

- Я считаю, что быть субъектом РФ - это очень высокое звание, - повторялся на Госсовете Грызлов. - Считаю, что, конечно, не сразу, но в течение примерно 10 лет мы должны прийти к ситуации, когда все субъекты будут самодостаточны.

Под занавес своей речи думский спикер также заявил (правда, как-то вскользь), что неплохо бы и сократить количество чиновников в стране. Так что, согласно известной формуле: «любое сокращение бюрократического аппарата влечет к его увеличению», по всей видимости, надо быть готовым к тому, что чиновников в России станет еще больше.

- Что касается привлечения к ответственности чиновников и представителей, каких бы то ни было организаций: если представители власти нарушили закон - это не каста неприкасаемых, - коснулся «бюрократической» темы и премьер Владимир Путин. - Никаких исключений мы допускать не будем.

Говорили на Госсовете и о еще одной области применения непарламентских фракций. Они, например, могли бы участвовать в экспертизе законопроектов.

- Двумя руками поддерживаю предложения, связанные с антикоррупционной экспертизой принимаемых законов, в том числе с привлечением не только парламентских партий, - поддержал идею премьер Владимир Путин.

А на реплики о том, что информации о фальсификации выборов очень много в Интернете, Путин заметил:

- Да в Интернете 50% порноматериалов. Чего мы будем ссылаться на интернет? В суд надо идти с доказательствами.

Реформировать политическую систему нужно аккуратно, со «здоровой степенью консерватизма», считает премьер. По его словам, «политическая система не должна дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении».

- Нельзя ни в коем случае допустить \"украинизации\" политической жизни России, - заявил Путин. - Но и ни в коем случае нельзя скатываться в другую сторону - в сторону тоталитаризма и деспотизма.

Путин не поддерживает идею выборности судей. Это, по мнениям некоторых экспертов, могло бы сделать российские суды более независимыми.

- У нас и так много проблем, связанных с правоохранительными органами и судебной системой. И если мы создадим вообще замкнутую, неподконтрольную корпорацию, то неизвестно, к чему это приведет, - возразил премьер.

Уже завершая заседание Госсовета, президент Медведев заявил, что «возврат к политической системе периода Советского Союза невозможен»:

- Этого никто не хочет и не примет - ни граждане Российской Федерации, ни сидящие здесь начальники. Нам этого не нужно, мы свою дорогу выбрали, по ней и пойдем.

А что касается политической системы, то ее, по словам президента, «мы все равно будем критиковать именно потому, что не бывает абсолютно раз и навсегда установленных схем».