В монгольские степи выгодно вкладывать
На модерации
Отложенный
Восемьсот лет назад орды легендарного Чингис-хана набросились на большую часть Центральной Азии и разграбили ее, а вот теперь Монголия наблюдает противоположное явление.
На этот раз орды набрасываются на Монголию: горнодобывающие компании всего мира стремятся извлечь выгоду из почти неиспользованных минеральных богатств этого маленького государства, не говоря уж о том, как удобна его близость к Китаю, жадно поглощающему ресурсы.
Монголия зажата между Россией и Китаем, и ее не следует путать с находящимся под контролем Китая «автономным районом» внутренней Монголии вдоль ее южных границ. Но тем не менее на протяжении уже многих лет у нее было не так много свободы для самоопределения. Основным источником денежных вливаний вплоть до своего развала оставался СССР, а основным направлением ее экспорта был и остается Китай.
За последние годы трем миллионам ее жителей не только приходилось иметь дело с засухой и другими жестокими климатическими проблемами, но еще и, до недавнего времени, с инфляцией, достигавшей 40% в год. Лишь после наступления глобального финансового кризиса и снижения цен на сырьевые товары, уровень инфляции немного замедлился.
Когда в августе прошлого года реформистское правительство наконец завершило многолетние споры, согласившись открыть двери страны и позволить «Рио Тинто» и «Айвенхоу Майнз» Роберта Фридланда истратить 5 миллиардов долларов США (5.5 миллиардов австралийских долларов), а некоторые говорят, что даже до 9 миллиардов долларов США, на разработку месторождения золота и меди Ойю-Толгой. Чтобы было с чем сравнивать, ВВП Монголии, исчисленный по покупательной способности, в 2008 году составил 9.5 миллиардов долларов США, так что эти иностранные денежные вливания окажут огромное воздействие.
Еще в 2007 году Фридланд также переменил название зарегистрированной в Торонто фирмы «Эйша Голд» на «Саут-Гоби Энерджи», и эта фирма владеет месторождением коксующего угля Овоот-Толгой в Южной Монголии.
В прошлом месяце премьер-министр этой страны Батболд Сухбаатар поставил вопрос, не следует ли ему, как это сделал Китай в прошлом десятилетии, зарегистрировать на международных рынках отдельные компании: одна будет владеть горнодобывающими активами, другая -энергетическими активами, а третья - инфраструктурой.
Насчет этой последней было бы совсем интересно, потому что инфраструктура Монголии еще находится в процессе строительства. Она по-прежнему получает из России часть своего электричества и большую часть нефти, а ее железнодорожная сеть за пределами столицы Улан- Батора очень незначительна.
И тем не менее, с тех пор как предшественник Батболда, получившего образование в Англии, Байяр Санджаа, открыл двери мировым горнодобывающим компаниям, стали звучать уверенные предсказания, что в следующем десятилетии Монголия станет центральноазиатской версией Дубая - в смысле ВВП, а не в смысле странной архитектуры и задолженности выше головы.
В значительной мере это преувеличение, чему не стоит удивляться, исходит из уст руководителей монгольских банков. Однако нет сомнения, что их кровь согревают рассказы о том, что Китай будто бы стремится обеспечить за собой источники коксующего угля, а Монголия (теоретически) располагает достаточными ресурсами для удовлетворения этого спроса.
Раз так, начинают появляться сделки, заключаемые менее крупными австралийскими компаниями, жадно стремящимися «смазать себе руки монгольским салом».
Последний из них - «Уинди Ноб Ресорсис», которая хочет, чтобы её акционеры в следующем месяце одобрили прекращение поиска золота и покупку месторождений коксующихся углей Овоот (не говоря уже о перемене названия на менее красочное «Эспайр Майнинг»). Тот Овоот, который достался «Уинди», не следует путать с месторождением, доставшимся «Саут-Гоби». Данное месторождение расположено почти на другом конце страны по диагонали, приблизительно в 180 километрах к западу от центра провинции Хувсгул, города Мёрён (точки обязательно ставить), и в 400 километрах к западу от ближайшей железнодорожной станции в Эрденете.
Это хороший сорт угля, но относительно высокое содержание золы в 13.8 % означает, что он будет нуждаться в промывке, чтобы поднять его цену. Кроме того, чтобы оправдать строительство надлежащей инфраструктуры, потребуется также разработка других минеральных ресурсов, таких, как близлежащее месторождение фосфатов Буренхан, или же в случае открытия производства в Овооте транспортные расходы окажутся просто гигантскими. Компания «Уинди» согласилась приобрести Овоот, внеся первоначальный взнос в 500 тысяч долларов США и большое количество собственных акций в обмен на все акции монгольской компании «Хургатай Хаирхан», находящейся под контролем Бьямбацерен Дорсджюрен, еще молодой женщины,немного за тридцать. Г-жа Бьямбацерен получит для себя только 2 миллиона из 150 миллионов акций «Уинди Ноб», а 146 миллионов этих акций перейдут к трем другим людям, включая ее близкого друга Ган-Очира Зундуйсурена, который станет также членом совета директоров. Г-н Зундуйсерен, имеющий диплом магистра делового администрирования от школы бизнеса гонконгского Университета науки и технологии, является горным инженером по профессии и одним из четырех новых директоров, которые войдут в совет фирмы «Уинди Ноб», если акционеры одобрят сделку.
Трое других - Дэвид Полл и Нил Литгоу из фирмы «Ред Айленд Рисорсис», которые организовали сделку, и Дэвид Мак-Суини, лучше всего известный своим участием в фирме «Джинделбай Метэлс», который станет председателем правления. Фирма Мак-Суини «Биг Фиш Номиниз» также согласилась подписаться почти на 70% дополнительного тиража в 100 милллионов акций, чтобы собрать 2.65 миллионов австралийских долларов. Компания «Ред Айленд» последний раз отметилась своими поисками урана в Мадагаскаре в 2008 году с четырехмиллионными убытками. Она получит 100 тысяч австралийских долларов, когда монгольская сделка будет завершена, и еще 200 тысяч долларов США для покрытия расходов.
Будут заключаться и еще такие сделки, как контракт компании «Уинди», по мере того как австралийские изыскатели хватаются за возможность небольшими шагами выйти в обширные степи.
Комментарии
Мы вложили свыше 11 млрд. долл., с удивительной рентабельностью -11млрд.долл.
Плюс ко всему, договоренности Путина, по разработке урановых рудников отданы Китаю. Т.е. нам сказали, плевали мы на все договоренности.