Кто будет премьером, президентом и главой КС в 2012 году

На модерации Отложенный

Следующим шагом для Путина, после одного-двух сроков на посту премьер-министра, станет должность главы сырьевого мега-холдинга

По данным опроса, проведённого фондом «Общественное мнение» в конце ноября, рейтинг популярности Путина упал с рекордно высокой отметки в 72% (середина октября) до 65% (22 ноября). Случилось это после региональных выборов 11 октября, демонстрационного положительного отношения премьера к их итогам и серии скандалов в МВД.
В аппарате Путина, как говорят, внимательно следят за изменениями рейтинга, но наличие связи между ними и видеоконференцией 3 декабря отрицают.

Видеоконференции предшествовала легкая информационная артподготовка: экспертами оценивались итоги предыдущего общения и констатировались несомненные успехи проявления (чуть не написал «царской» – А.М.) политической воли. В результате «разогретая публика» удовлетворилась теми вопросами, которые были отобраны и признаны наиболее актуальными для позитивного взаимодействия премьера и населения.

Впрочем, вначале Путин явно настраивался на общение, затягивая ответ на поставленный вопрос: было очевидно, что домашние заготовки легко слетали с его губ, а импровизации давались с трудом. Это объясняется общей загруженностью премьера в последнее время. Впрочем, перейдя на позитивные цифры в экономике, Путин комфортно освоился в аудитории. Интересно, что там присутствовали в основном люди, уже общавшиеся с премьером во время рабочих поездок по стране. «Выездные» точки общения были подобраны соответствующим образом, чтобы, по мере важности, касаться всех «болевых точек» российского общества: взрыва «Невского экспресса», Пикалева, Саяно-Шушенской ГЭС и т.д.

Общение показало, что настоящим проклятием для Путина была и остается тема северокавказского терроризма и экстремизма. Уйти от нее не представилось возможным даже на посту премьера, впрочем, Путину это во время ответа удалось.

Была поднята и тема «олигархического беспредела» (пример Пикалева), однако Путин конкретных обещаний не дал, призвав фактически решать проблему «на месте», диверсифицировав производство. Затем, правда, исправился и уже гарантировал пострадавшим от катастрофы на СШГЭС помощь и трудоустройство. Позже премьер признался, что не относится к крупным собственникам одинаково негативно («Рашников – хороший хозяин»), поэтому логично в его устах прозвучало: «Если всех пересажаем – работать кто будет?»

Практически во время общения Путин проводил разъяснительную работу, акцентируя внимание собеседников на том, что правительство делает все возможное в нынешних непростых экономических условиях для того, чтобы поддержать уровень жизни населения на достойной высоте. Причем сосредоточился на том, что конкретные проблемы следует адресовать региональным властям.

Внешнеполитическая риторика премьера обнаружила, что у него есть глубокие обиды в адрес некоторых партнеров России, Белоруссии, в частности – с точки зрения реальной интеграции на постсоветском пространстве. Обида сохранилась и по отношению к другим субъектам, в частности, США: препятствует вступлению в ВТО, не отменила явный анахронизм (поправку Джексона-Вэника) и т.д.



В общем, население России обнаружило, что Путин решает конкретные проблемы, поэтому от общеполитических вопросов в основном перешло к небольшим просьбам частного характера: помощь бабушкам проходила «красной линией» по всему диалогу.

Следует учитывать то, что недавно российский премьер был признан третьим по влиятельности в мире человеком, а значит, интерес к общению с ним весьма большой (более 700 000 вопросов по почте и более 500 000 звонков) – то есть «эффект Деда Мороза» оказался усилен.

В общем, с помощью очередного психотерапевтического сеанса и Божьей воли, премьер в ближайшем будущем намерен поднять свой рейтинг. Это необходимо не столько для достижения какой-то конкретной цели, сколько для поддержания политического тонуса.

Отметим в этой связи, что схема власти в России к электоральному циклу 2011 – 2012 гг. остается такой: Путин, скорее всего, остается премьером, а Медведев, возможно, уйдет на пост председателя Конституционного суда; президентом же станет кто-то из вице-премьеров или руководящих сотрудников кремлевской администрации. Наиболее вероятные кандидатуры на сегодняшний день: глава администрации президента Сергей Нарышкин, первый вице-премьерИгорь Шувалов и вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин.

Также становится очевидным, что новый курс «властного тандема» (модернизация и инновационная экономика) подразумевает вывод из активного состояния ряда путинских приближенных (Сергея Чемезова, Владимира Якунина, например), как не справившихся с поставленными перед ними задачами, несмотря на значительную бюджетную помощь. При этом, «госхолдинговая экономика», создателем которой был в свое время Путин, разочаровала его не меньше, чем Медведева. Вполне вероятно, что премьер, как известно, избегающий прямых конфликтов со своими соратниками, хочет использовать президента для того, чтобы убрать их на вторые роли.

Следующим шагом для Путина, после одного-двух сроков на посту премьер-министра, вполне вероятно, станет должность главы сырьевого мега-холдинга, который уже сегодня формируется на базе «Газпрома», «Роснефти», «Новатэка», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти». Наверное, поэтому Россия все никак не уйдет от сырьевой экономической модели.

Таким образом, двигаясь по восходящей траектории, Путин постепенно освобождается от зависимости от своего окружения: будучи президентом (2000 – 2008 гг.) – он пахал, как «раб на галерах», будучи премьером (с 2008 г.) – контролировал политические (через «правящую партию») и экономические (через кабинет министров) процессы в стране. В этот период он уже встречался с кем хотел и когда хотел, выстраивая стратегию развития страны относительно самостоятельно, являясь ведущим в так называемом «властном тандеме», который сам и создал, чтобы удержать власть.

Встав во главе мега-корпорации, Путин сможет освободиться от своего окружения окончательно, сделав их тотально зависимыми от его воли и, заодно, избавиться от бремени политических рейтингов, войдя в состав мировой экономической элиты, как и было им задумано.