Гиганты IT-индустрии ещё живы. Это временно
На модерации
Отложенный
Никто не возражает против того, чтобы успешный проект высоко оценивался рынком: рост акций, наверное, должен свидетельствовать о том, что компания на правильном пути и будет приносить прибыль своим акционерам, поскольку предоставляемые ею услуги востребованы пользователями. Востребованы — да, но до тех пор, пока они удовлетворяют пользователей.
Они ещё живы. Они ещё как живы! От их поступи дрожит весь интернет и толпы в восторге сбегаются смотреть на очередную схватку гигантов. Их рык тревожит мелкие фирмы, потому что одного их взгляда достаточно, чтобы всякая мелкая тварь или подняла лапки в мольбе «Купите нас!», или начала готовиться к неминуемой погибели. Один из функционеров российского филиала Google так прямо и сказал мне в частной беседе: «Ну мы не виноваты, что пришли в эту нишу. Пусть остальные как-нибудь уж выкручиваются». Они и выкручиваются. Кажется, однако, что ситуация рано или поздно поменяется. Нет, конечно, глобальное похолодание гигантов не затронет. Они могут начать умирать сами, когда от них побегут пользователи.
А бежать есть от чего. Никто не возражает против того, чтобы успешный проект высоко оценивался рынком: рост акций, наверное, должен свидетельствовать о том, что компания на правильном пути и будет приносить прибыль своим акционерам, поскольку предоставляемые ею услуги востребованы пользователями. Востребованы — да, но до тех пор, пока они удовлетворяют пользователей. Если почтовый сервис Google, ставший одним из её самых успешных проектов, начинает регулярно, по крайней мере раз в пару месяцев, то на час-два, а то и на несколько выходить из строя, позволяя половине интернет-пользователей отдохнуть от напряжённой переписки, то возникает резонный вопрос: а надо? Может, стоит вернуться к старым добрым аккаунтам от провайдеров? Или не полениться и наконец запустить свой собственный почтовый сервер у родного хостера? В конце концов, ему хотя бы можно позвонить, погавкать и узнать, в чём дело и почему стоим.
Вы думаете, местные IT-гиганты ближе родному пользователю просто потому, что они местные? Отнюдь. История примерно та же самая: после того как Mail.Ru в одночасье стёрла всё написанное непосильным трудом года за два, пришлось вспомнить навыки пользования десктопными почтовыми программами. Когда другой гигант, «Яндекс», увешал всю столицу билбордами своего почтового сервиса, приурочив рекламную кампанию к запуску нового интерфейса, от друзей и коллег посыпались жалобы на то, что интерфейс этот глючит, а почта время от времени отказывается принимать сообщения, приходящие от других почтовых сервисов.
У глобальности и кроссплатформенности множество плюсов: по крайней мере вы будете уверены, что, воспользовавшись тем или иным массовым сервисом или программой, сможете, например, связаться с вашими друзьями или родными в далёкой стране, просто передав им GTalk, Skype, ICQ, Facebook или Twitter (а скоро, может быть, и Wave), — они поймут, как этим воспользоваться. Однако у этой же глобальности есть и оборотная сторона — технический перерыв в работе серверов все эти плюсы превращает в минусы. Даже простая перегрузка серверов даёт о себе знать. Да, конечно, все эти сервисы, как правило, предоставляются на условиях «как есть» и с юридической точки зрения всё чисто: ты же согласился? Однако желание и дальше продолжать использовать эти сервисы пропадает сразу же, как только, к примеру, сайт «Частного корреспондента» начинает зависать только потому, что поисковая форма от Google перестаёт «отдаваться» сайту. Вы можете возразить — ну и зачем вам тогда этот Google? Попробуйте «Яндекс» или поставьте собственный поиск на сайт. Вполне резонно, так и сделаем. Одним пользователем поиска Google станет меньше.
Интересно, какого числа благодарных пользователей лишатся T-Mobile и Microsoft, если принадлежащая последней компания Danger потеряла все данные пользователей коммуникатора Sidekick (адресные книги, архивы сообщений и пр.), которые хранились на серверах Danger? Кое-кто из осчастливленных таким образом владельцев Sidekick может задуматься и о смене телефона, и о переходе к другому оператору.
Что уж говорить о сознательных ограничениях, которые могут быть в любой момент введены любым из этих сервисов. Самый известный пример — ICQ, которая время от времени начинает пылать ненавистью (или завистью?) к пользователям других совместимых с её протоколом программ и активно мешать их работе. Слишком часто корпорации рассматривают глобальные возможности, предоставляемые технологиями, в качестве инструмента искусственного сегментирования рынка с целью недобросовестного извлечения прибыли. Это и искусственные ограничения возможностей компьютерных устройств и программ, снимаемые только при платном, естественно, апгрейде, и введение территориальных ограничений на распространение контента, практикующееся книго- и DVD-издателями.
Неограниченная власть развращает, а власть технологическая ещё и лишает способности к здравому размышлению, побуждая к практически насильственному навязыванию условий получения доступа к своим сервисам. Сколько владельцев букридеров Amazon Kindle пожалели, что выбрали эту модель, а не, предположим, Sony Reader, после того как Amazon стёрла из памяти букридеров пользователей честно приобретённые ими электронные версии романа Джорджа Оруэлла «1984», которые, как оказалось, были проданы без законных оснований? Видимо, немало, если на рынке букридеров в США разгорается нешуточный ажиотаж, в ходе которого Amazon может потерять своё доминирование.
Классическая либеральная экономическая теория подсказывает, что подобное обращение с потребителями рано или поздно в условиях конкуренции должно приводить к перетоку потребителей от одних продавцов к другим, предлагающим аналогичные товары или услуги на более выгодных условиях. Отчасти так и происходит и, по всей видимости, будет происходить — гиганты будут кусаться, пинаться и отбивать потребителей друг у друга, становясь при этом всё более неадекватными и неповоротливыми. Google будет биться с Microsoft, Microsoft — с Apple, Apple — c Google, а «Яндекс» — с Mail.Ru в будущей «кириллической песочнице».
Однако пока идёт эта война динозавтров, подрастают млекопитающие: новое поколение фирм, которые смогут воспользоваться её плодами, потому что она ведёт в том числе к распространению и удешевлению технологических решений. То, что раньше было доступно только гигантам, — поиск по всему вебу, безлимитные почтовые ящики, изумительные интерфейсы, огромные базы данных — постепенно станет доступным сначала средним компаниям, потом фирмочкам помельче. Именно к ним и побегут пользователи. А потом и освоятся и сами пользователи (если, конечно, подрастут и они). Помогут в этом и открытые стандарты вместе с открытыми источниками. Причём не только на программное обеспечение. Тому пример — становящийся всё более популярным проект Arduino, открытая платформа разработки и проектирования микроконтроллеров (а значит, и любых электронных устройств).
«О’кей, отлично, — скажете вы, — но это для любителей, спецов и профессионалов». Тогда к вашим услугам RepRap — 3D-принтер на открытых исходниках, который способен «печатать» не только пластмассовые безделушки (крючки, сандалии, посуду, столовые приборы и т.д. и т.п. — эдакий свой маленький Китай) по вашему заказу, но и (внимание!) детали для ещё одного такого принтера. Вы можете собрать такой принтер самостоятельно — набор деталей обойдётся вам в 630 долларов…
Палеонтологи до сих пор спорят, что же стало причиной вымирания динозавров — то ли метеорит, падение которого привело к ледниковому периоду, то ли внезапная активизация вулканов (с тем же результатом). В результате, однако, на смену сильным и крупным динозаврам почему-то пришли хитрые, хоть и хилые млекопитающие. А потом и мы с вами. Кажется, нынешним технологическим динозаврам стоит обратить наконец внимание и на нас. В противном случае всё, что от них останется, просто попадёт в музей, где уже пылятся MS-DOS, Lisa и Telefunken.
Комментарии
ВАК, профессор, доктор компьютерных наук WDU.