Бороться с несправедливостями ЕГЭ бесполезно?

На модерации Отложенный

Верховный суд РФ не поддержал родителей российских школьников, решивших оспорить законность приказа Минобрнауки о внедрении ЕГЭ. Судебное решение от 15 мая может быть обжаловано в течение десяти дней, но вряд ли позиция судей изменится. Поэтому истцы намерены бороться с нововведением дальше - в том числе, обратиться в Страсбургский суд.

Несколько раньше, 21 апреля, все тот же Верховный суд отказал в удовлетворении иска родителей одной из казанских школьниц, в котором речь шла о неправомерности пункта положения о порядке сдачи ЕГЭ только на русском языке. Истцы утверждали, что такое ограничение, введенное Министерством образования и науки, ущемляет права граждан.

Решения суда подтверждают, что оборонная мощь Минобрнауки крепка, «танки» предложенной технологии быстры, а голоса с мест не воспринимаются. Известен случай, когда выпускник в «глубинке» отказался от сдачи ЕГЭ, и директор школы тут же умерила его пыл, заявив, что за этакое неподчинение закону придется платить - он просто не получит аттестат зрелости.

Напомним, родители трех московских школьников (на самом деле, оппонентов у предложенной системы оценки знаний выпускников школ в российских регионах тысячи) в своем исковом заявлении требовали признать незаконным положение Минобрнауки (N362, от 28 ноября 2008 года) о формах и порядке проведения итоговой государственной итоговой аттестации выпускников российских школ.

В числе прочего, истцы просили признать незаконным пункт о том, что ЕГЭ приводится с использованием стандартных материалов, поскольку в положении не уточняется, о каких стандартах идет речь. Представитель Минобразования Игорь Реморенко в ответ заявил, что это положение полностью соответствует духу закона «Об образовании», и существует школьный образовательный стандарт пятилетней давности - от 2004 года, а родителей, подавших иск, заподозрил в излишнем тщеславии. «Подобные иски подаются исключительно в целях саморекламы», - считает он.

Между тем, большинство оппонентов ЕГЭ отмечают, что «корень зла» - не столько в самом едином государственном экзамене, сколько в системе образования, замешанной на коррупции, которую предложенная система аттестации не решит.

Например, только что стало известно о том, что экс-главе Федерального центра по проведению ЕГЭ Владимиру Хлебникову было предъявлено обвинение в растрате 60 млн бюджетных рублей «уголовное дело возбуждено по статьям 160 (присвоение или растрата) и 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями).



Как установило следствие, руководство центра (а его специалисты проводят единый государственный экзамен в большинстве регионов России) заключило ряд фиктивных договоров с коммерческими организациями на проведение централизованного тестирования школьников и абитуриентов в учебных заведениях, обработку его результатов и распечатку сертификатов с результатами тестирования. За счет средств бюджета руководство организации неоднократно выезжало на отдых за границу, оформляя поездки как служебные командировки, а также незаконно покупало квартиры для своих сотрудников.

Хоть Рособрнадзор и спешит разъяснить, что растрата не имеет никакого отношения к деньгам, выделяемым на проведение ЕГЭ, очевидно: лазейки для обогащения «рулевых» новой системы проверки знаний имеются.

Помимо всего прочего, рассматривая проблемы ЕГЭ, не следует забывать о плачевном состоянии здоровья российских детей. 15 мая Лига здоровья нации в рамках Межрегиональной телеконференции «Современные подходы к сохранению и укреплению здоровья детей» организовала телемост между Москвой, Новосибирском, Екатеринбургом, Самарой и Петербургом. В ходе обсуждения прозвучали страшные цифры. Только 1% российских детей можно считать «условно здоровыми». Около 7% страдают рахитом, до 20% - разными нарушениями кишечно-желудочного тракта. И если в младших классах те или иные хронические заболевания регистрируются примерно у 20% школьников, то в старших эта цифра достигает уже 80%. Понятно, что такие показатели, мягко говоря, не способствуют успешному освоению школьного материала. Причем медики фиксируют заметный рост психических заболеваний и увеличение числа суицидов среди подростков.

Аналогичные безрадостные тенденции отмечает при проверке исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних прокуратура Петербурга. Показатель общей заболеваемости детей до 14 лет на 5,5% выше показателя 2008 года.

Эксперты заявляют: требуется минимум 15 лет для того, чтобы оценить реформу образования. А чтобы осознать, насколько высока вероятность того, что спустя годы кто-то из высоких чиновников (как это случилось с пенсионной реформой) горестно разведет руками и признает поражение, достаточно грамотно обобщить риски. Но этого, к несчастью, никто не спешит сделать.


ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?