Сможет ли современное кино сделать из нас патриотов?
На модерации
Отложенный
От редакции. Имперский патриотизм, как и империя, – это не обязательно война. Имперскость – это выправка, поддержание формы, верность долгу, кодекс чести. То, что делает аристократом даже человека, не относящегося к дворянскому сословию. Революция лишила Россию аристократии, но не лишила тяги к аристократизму. Многие считают, что на экране надо видеть такую Россию, – изображение пьяных офицеров и валяющихся в грязи старушек не воспитает национальную элиту. А фильмы Никиты Михалкова и Владимира Хотиненко показывают, как должен вести себя в сложной ситуации настоящий мужчина. Такие фильмы пользуются спросом в сегодняшней России, уставшей от перестроечной «чернухи». Есть на них спрос и во всем мире: наверное, никогда не прекратится серия кинолент об элегантном шпионе, осколке великой Империи, обвораживающем красивых женщин и спасающем человечество от очередного страшного зла.
Государство не сумело сформулировать национальную идею. Оно настолько всего боялось, что моменты, связанные с национальными чувствами и ценностями, разрешало показывать на экранах лишь в предельно разбавленном виде. В результате то здравое, что зритель мог увидеть, нередко зачеркивалось оговорками о мультинационализме и мультикультурализме. Национальный по духу кинематограф в России может быть только русским и православным. Это вступает в конфликт с интересами и идеалами многих. Так пусть и будет конфликт! Унылая бесхребетность гораздо вреднее вялого ворчания тех, кто будет недоволен подлинно национальным кино, поскольку она превращает в толпу пофигистов народ, которому надо поднимать полуразрушенную экономику, а если придется, то и отстаивать государственный интерес с оружием в руках. Никакой «паспортный национализм» сердец не согреет. Можно продолжать в том же духе еще год, три года, пять лет, а потом те полки, которым прикажут наступать в очередной Южной Осетии, ответят: «Совет постановил не трогаться с места, потому что неохота».
Единственный кинематографист, предложивший продуманную идейно-эстетическую концепцию национальной идеи, – это Никита Михалков.
К его фильмам «Урга: территория любви» и «Сибирский цирюльник» я испытываю самые добрые чувства. Фактически Михалков превратил Империю времен Александра III в своего рода «викторианскую Россию». И это русское викторианство приковывает сердца людей к истории их народа, подает ее под соусом просвещенного православного консерватизма.
Противостояние Западу? Что тут худого? У нас самостоятельная цивилизация, и она не столько противостоит кому-то, сколько отличается от всех прочих, в том числе и от западноевропейской. Между «Сибирским цирюльником» и «Тарасом Бульбой» появилась художественная ось, которую адекватно было бы называть «национальным романтизмом».
Надо поменьше думать о том, что и как снимают в Голливуде. Национальный романтизм дал ветку кинематографа, развивающуюся в ином эстетическом пространстве. Россию слишком многие уже «любили странною любовью», которая стоит в шаге от ненависти. И слишком дорого ей стоила такая «любовь». Хватит. Пришло время признаваться в самой обыкновенной любви собственной вере, собственному народу, собственной стране.
Национальный романтизм сам по себе несет весьма существенный интеллектуальный груз. Патриотический кинематограф и фильмы с интеллектуальным содержанием – это не антитеза. Здесь нет «пространства взаимного вытеснения». Проблема интеллектуального кино в том, что у него маленькая зрительская база и барыш из него извлечь сложно. Поэтому оно редко снимается. В «умное кино» надо вкладывать средства государства или искать деньги у спонсоров. Иначе ничего не будет.
Отношение к патриотическому служению во многом спровоцировало и небезызвестный конфликт в Союзе кинематографистов. Да, это был не только вопрос денег или чинов, а в очень значительной степени – идейное противоборство. И я на стороне тех, кто сумел подавить попытку либерального реванша, «мятеж западников».
Комментарии
Комментарий удален модератором
Читая коменты, чувтвую, что некоторые личности перешли с патриотизма на национальную тему. Это весьма печалит.
Если говорить посуществу, то считаю, что не единым кинематографом делается патриотизм в массах. Кино, это один из комплексных инструментов, которые направлены на благую цель. В этот комплекс должны входить ещё и другие методы. Вообще, патриотизм это гордость за свою страну. В текущий момент, многие не чувтсвуют эту гордость при наличии массы демотивирующих факторов:
армия - нищая. Там патриотизм прививается силой.
милиция - один из самых корумпированых органов.
производство - взять для примера атомобилестроение. Ну какая тут может быть гордость и патриотизм?
Вот когда 51% факторов влияющих на патриотизм будет действительно патриотичны, когда мы признаем, что есть непатриотичные структуры выявлены и чётко вслух обозначены, вот тогда и можно говорить о патриотизме.
Последнее замечание.
У меня многие знакомые уезжают на ПМЖ за границу. Ранее я считал их людей с низким уровнем патриотизма. Это просто глупо с моей стороны так ...
Мне вот интересно, а ингуш должен чувствовать себя патриотом такой вот \"национально-православной\" россии? А татарин? А удмурт, чукча, и так далее?
А что до кино, так оно как и любое искусство является зеркалом жизни. И нечего на зеркало пенять, коли... продолжение все знают.
1. Патриоты Росии - они не уезжают из страны и делают всё для процветания страны
2.Те у кого мало денег для того. чтобы уехать из страны и обосноваться в Канаде (например)
3.Те кто прокленает Россию, но ему лень поднять задницу оформить визу и свалить из Росии нафиг.
Вот именно третий вариант - это самое опасное существо. И именно такие подрывают веру в хорошее будущее нашей страны.
Мы никогда не сможем сформировать национальную идею, пока сами не решим, куда мы движемся - в светлое прошлое, или в светлое будущее. Там, наверху, этого решить окончательно не могут - то с коммуняками позаигрывают, то с демократами, то с почвенниками-русофилами, то с западниками. Нет вектора - нет идеи - нет идеологии - нет культурного осмысления.
И, кстати, я не соглашусь с тем, что русская культура отсутствует полностью. Она отсутствует на телевидении, в кино (зачастую), в литературе - это да. Но это не значит, что ее нет совсем. Она просто не востребована большинством нашего народа
Русский - это не гражданство, а национальность. И когда я читаю, что в России кино должно быть исключительно \"русским и православным\" - я вижу в этом не патриотизм, а национализм.
А если вы в этом видите провокацию - покажите...
Я вот русская, а мне говорят - нет такой нации... Постоянно, например, по-радио. И что, я должна с этим согласиться?
Почему любая нация гордится своими традициями, историей, ценностями, а нам нельзя? Именно поэтому я поддерживаю автора!
А почему вы считаете, что я - русская не горжусь делами и успехами своих соседей - башкир, например?
И если будет снят хороший фильм по их истории, я буду рада и с удовольствием посмотрю.
Наша страна действительно многонациональная. И нужно, чтобы все нации могли гордиться собой! А не сравнивать и выравнивать всех, чтоб никто не вылезал.
Я однажда в аэропорту видел сцену, которая меня просто потрясла. На таможне случился затор, очередь, все злые стоят в окошко \"Для граждан РФ\". И там стоит кавказец. И как на него все накинулись, чуть не с кулаками - ты куда прешь, черножопый, тут только для русских. Он достает русский паспорт и показывает - я дагестанец. А ему в ответ - вот и вали к себе, а то русских паспортов понакупили... Людям даже невдомек, что Кавказ, Татарстан - это тоже Россия. Ну так мы дождемся, что они скоро ей быть и перестанут...
Талант Никиты Михалкова - это талант придворного бытописателя. Как режиссер он кончился ровно тогда, когда свою Божью Искру променял на табуреточку подле трона и начал обслуживать интересы власть имущих
Он-то еврей. Для него русских действительно не существует.
А если все-таки существуют, то нужно им доказать, что они не существуют...
Этих слов его (а так же контекста, в котором они были сказаны) - я тоже не слышал, поэтому спорить с Вами не буду. Но по здравому размышлению, если посмотреть на это под определенным углом, то он прав. Русские как нация практически не существуют. Я тут уже сто раз писал - в армии, где я служил, если начинали бить любого \"нацмена\" (таджика, армянина, прибалта), все его соотечественники становились на его защиту. Если били русского - ни один русский не вступится. Значит - рано нам еще называть себя нацией. И это, на самом деле, просто ужасно. И никакие фильмы тут не помогут, если нам на соседа наплевать...
Исходя из пунктов 2 (недостаточно денег) и 3 (достаточно денег), получается, что у людей из пункта 1 денег просто нет.
Таким образом непонятно, почему российское кино должно мотивировать зрителя на то, чтобы быть нищим, ведь нищий как зритель неплатёжеспособен.
Более того, не слишком понятно, что может держать нищего в стране, в которой он обречён на нищету, и уж тем более непонятно, что может двигать им делать что-то для процветания этой страны. Мотивация нищего, как известно, проста - \"дают бери, бьют беги\".
Помните, Ельцин пытался ввести определение, которое к сожалению не прижилось - Россияне. Россияне - это граждане России, которые по национальности могут быть кем угодно. Как американцы - граждане америки, которые по национальностям тоже весьма колоритны. А сейчас всех граждан России называют русскими. Это не нравится и русским, и остальным. И вот на это размытости понятия \"русский\" очень сильно спекулируют разного рода националисты. И данная статья - яркий тому пример. И потом, откуда Вы взяли цифру 80%, можно поинтересоваться?
А вы что хотели... 70 лет уничтожали национальное самосознание русских...
Что значит, рано называть себя нацией? А чего ждать? Само в этом мире ничего не происходит.
Если что-то уничтожено, нужно создавать, воспитывать его заново. А для воспитания самое лучшее - такие фильмы.
Иначе его никогда и не будет!
А о таких людях, как братья Третьяковы Вы слышали? Один из них нам Третьяковскую галерею подарил...
Они как раз считали, что зарабатывают деньги для того, чтобы отдать их обществу в виде полезных вещей!
И таких, как Третьяковы в конце 19 - начале 20 века было ой как много.
На себе экономили, копейки считали, хотя были миллионерами и практически все свое состояние завещали на общественные нужды... родственникам - копейки, а обществу - миллионы.
Или о них как-то помнить не принято???
Не нравится - рули отсюда и не мешай нам свою страну отстраивать!
И не надо свою мотивацию всем приписывать!!!
А вам бы сказки почитать не помешало...
Могли бы просветить малограмотных соотечественников... Или слабо? Только заочно ругаться умеем?
Мне как раз кажется, что для \"правильного\" патриотизма нам надо рассказывать, что мы - многонациональная страна. Это конечно идея утопическая, но вот если бы была такая программа - русские дети на каникулы едут на месяц пожить в допустим татарскую семью, татарские дети - к пермякам, пермяки - к осетинам, и так далее. И вот тогда приходит осознание, что мы РАЗНЫЕ, но мы ГРАЖДАНЕ ЕДИНОЙ СТРАНЫ! И тогда приходит взаимное уважение, взаимная гордость и так далее.
При всех чудовищных минусах СССР, одно они делали правильно - хоть как-то решали национальный вопрос...
Если не промолчали, то прошу прощения!!!
Национальный Патриотизм ????? Странная формулировка.
……..Национальный по духу кинематограф в России может быть только русским и православным. Это вступает в конфликт с интересами и идеалами многих. Так пусть и будет конфликт!........
попахивает разжиганием нац. Розни
И, вообще, статья- - - - - дифирамбы Никите Михалкову. Только и всего.
за Сталина! За Путина! и тд.
Это ещё одно подтверждение Вашей мысли.
Как можно восхищаться подобным отстоем ?
Не буду говорить о высокой художественной ценности,но к примеру те же фильмы с Брюсом Уиллисом спасающим людей,страну,цивилизацию в конце концов:)) вызывают больший патриотизм у американцев,чем одно только появление на экране михалкова.
Это точно его пиар компания
А что до империи то одно из двух его латинских определений – «Власть духа через знание». Причём это того античного духа который отличается от нынешнего религиозного тем, что утверждает равенство и открытость общение человека с богами и прочими созданиями.