Россия и Украина теряют \"лицо\" в газовой войне
На модерации
Отложенный
2009 год Россия начала с газовой войны. Итоги кампании таковы: Украина осталась без газа, Россия — без транзита, и обе быстро теряют лицо перед замерзающей Европой.
Несмотря на интенсивные переговоры, «Нафтогаз Украины» и российский «Газпром» так и не смогли подписать прямой контракт о поставке газа на Украину в 2009 г. до Нового года. Камней преткновения было три: цена газа для Украины, тариф на транзит российского газа в Европу и долг «Нафтогаза» перед «Газпромом». Накануне Нового года украинская делегация улетела из Москвы домой, а 1 января «Газпром» прекратил поставки газа на Украину. Дальше версии сторон расходятся.
Версия Украины
Еще накануне Нового года «Нафтогаз» заплатил «Газпрому» $1,5 млрд — все, что был должен. Тем не менее «Газпром», чтобы заставить Украину покупать российский газ дорого, а за его прокачку в Европу платить дешево, перекрыл экспортные поставки, оставив республику без газа и дискредитировав ее перед западными партнерами, — вот суть серии заявлений, которые были сделаны первыми лицами Украины и «Нафтогаза» за последние 10 дней.
В 2008 г. Украина покупала импортный газ по $179,5 за 1000 куб. м, а «Газпром» платил $1,6 за прокачку такого же объема газа в сторону Евросоюза (ЕС) на 100 км. Сначала «Газпром» предложил поднять цену до $250, а тариф на транзит — до $1,7, заявил 1 января предправления «Нафтогаза» Олег Дубина. «Цифра, которую мы предложили, — $235 за 1000 куб. м и тариф транзита — $1,8. Каждая сторона осталась при своем мнении», — отметил он.
С 1 января «Газпром» сократил поставки в сторону Украины ровно на тот объем, который нужен стране. Транзит в ЕС продолжался — 318 млн куб. м газа в сутки. «Нафтогаз» признал, что выбрал часть этого топлива (около 21 млн куб. м) — для технологических нужд, чтобы прокачать европейский газ.
«Нафтогаз» не намерен тратить на это собственные запасы, объяснил тогда Дубина. Для внутреннего потребления, утверждает он, использовались только украинский газ и собственные запасы «Нафтогаза» в подземных хранилищах (около 16 млрд куб. м). К 6 января объемы технологического газа, выкачанного из транзитной трубы, достигли 86 млн куб. м, «Газпром» обвинил «Нафтогаз» в воровстве в «беспрецедентных объемах». И начал сокращать объемы транзита — до 60 млн куб. м к 6 января, по данным «Нафтогаза». Рано утром 7 января «Газпром» полностью прекратил подачу топлива в сторону Украины. И та, чтобы не допустить падения давления в собственной трубе, перекрыла кран со своей стороны, говорит представитель «Нафтогаза» Валентин Землянский.
Украинская сторона больше не готова прокачивать газ по $1,6 за 1000 куб. м на 100 км. Рассмотрев иск «Нафтогаза», Киевский хозяйственный суд в пятницу признал недействительным дополнение к контракту с «Газпромом» 2006-2013 гг., где фигурирует эта цифра.
Версия России
$1,5 млрд, перечисленные «Нафтогазом», «Газпром» получил не сразу, кроме того, остается еще более $600 млн долга, говорит представитель «Газпрома».
При этом концерн сначала предлагал Украине «суперльготную» цену на 2009 г. — $250 за 1000 куб. м, рассказал в четверг премьер Владимир Путин. А ведь средняя цена закупок среднеазиатского газа (который и идет на Украину в объеме около 55 млрд куб. м в год) составит $340 за 1000 куб. м. С учетом доставки до Украины получается $375, отметил премьер. Но Украина не согласилась даже с учетом скидки: как заявил Путин, по личному указанию Ющенко 31 декабря делегация «Нафтогаза» прекратила переговоры и покинула Москву (Дубина отрицает такое указание). С 6 января транзит стала сокращать сама Украина (газ заходил в ее трубу, а на выходе «был ноль»). 7 января «Нафтогаз» окончательно перестал пропускать российский газ в ЕС. «Когда мы в течение дня видели, что газ с Украины вообще уже не выходит в направлении Западной Европы, в 17.40 мы подачу на Украину закрыли», — объяснил премьер. Параллельно был увеличен транзит через Белоруссию и Турцию, а часть потерь потребителей «Газпром» собирался восполнить за счет подъема газа из европейских хранилищ и спотовых сделок, объясняли представители концерна.
За «украденный» газ Украине теперь предлагается заплатить по $450 за 1000 куб. м, заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. По его словам, газ для технологических нужд «Нафтогаз» должен предоставлять сам (его стоимость учтена в транзитном тарифе). Такая же цена предлагается и для поставок на Украину в январе, добавил глава концерна Алексей Миллер.
Решение киевского суда по нынешнему транзитному договору — «беспрецедентная ситуация», заявляет «Газпром». Путин напомнил, что договор на транзит заключен по шведскому праву и российский концерн уже подал иск в стокгольмский арбитраж, требуя заставить Украину его выполнять. Причем договор действует до 2013 г., и к нему есть дополнение, по которому нынешняя ставка транзита действует до 31 декабря 2010 г.
Что дальше?
Главное условие возобновления поставок в Европу, которое выдвигает «Газпром», — прокачку российского топлива через Украину должны контролировать независимые наблюдатели. Украина должна сама восстановить транзит и подписать документ о создании международной мониторинговой миссии, это позволит фиксировать количество газа, который отправляет «Газпром» и который доходит до Европы, отмечает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Протокол о создании такой миссии вчера подписали Россия и ЕС (от них расписались вице-премьер Игорь Сечин, Миллер и премьер президентствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек). Для вступления документа в силу нужны подписи Украины (Тополанека ждали в Киеве вчера поздно вечером), а также еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса.
В первую неделю войны прямые потери «Газпрома» были невелики: с 1 по 6 января они составили около $40 млн от несанкционированного отбора газа на Украине, подсчитал директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
А вот с 7 января концерн, по его словам, теряет около $120 млн ежедневно (для сравнения: суточная выручка группы «Газпром» в первом полугодии 2008 г. — около $200 млн). Воровство газа на Украине — не единичный случай, прекращение поставок — адекватный ответ на все действия этой страны, отвечает на это представитель «Газпрома».
Имиджевые потери России и Украины могут оказаться существеннее. «Европейскому потребителю все равно, где создана проблема — в России или на Украине», — заявил президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. В политическом отношении в результате конфликта проиграли и Киев, и Москва, считает Александр Рар из германского Совета по внешней политике. В Евросоюзе скорее всего усилится стремление к поиску источников энергии, не связанных ни с Россией, ни с Украиной. Речь может идти о дополнительных закупках газа в Африке и вложениях в альтернативные источники энергии, например в АЭС, полагает он.
RUE уже контролирует 75% продаж газа на Украине
Одной из жертв газовой войны может стать Дмитрий Фирташ, который контролирует 45% Rosukrenergo (RUE). До 1 января RUE поставляла на Украину весь среднеазиатский газ, покупая его у «Газпром экспорта», и часть российского — в Европу. Если «Газпром» и «Нафтогаз» заключат прямой контракт, RUE останется не у дел. Впрочем, сам Фирташ по телефону рассказал «Ведомостям», что совсем этого не боится.
— Владимир Путин сказал, что «Газпром» предлагал «Нафтогазу» покупать газ напрямую по $250 за 1000 куб. м, но тот отказался, и тут же появился «посредник, который согласился». Вы не знаете, что это за посредник?
— Мне сложно сказать, кого премьер-министр имеет в виду, но я точно знаю, что это не RUE. RUE — это не посредник, поскольку 50% этой компании принадлежит «Газпрому». У RUE в подземных хранилищах на Украине есть 11 млрд куб. м газа на $4 млрд. Что может компании помешать получить эти деньги? У нас в этом году экспортные контракты на 7 млрд куб. м газа в Польшу, Венгрию и Румынию. Мы их обеспечим.
Мы все время дотировали Украину примерно на $1 млрд в год, и это неблагодарное дело нужно заканчивать. RUE никогда не зарабатывала на Украине, дотируя ее только за счет экспорта. Пусть теперь кто-нибудь другой дотирует!
Кроме того, нужно понимать, что RUE приобрела контрольные пакеты облгазов на Украине и контролирует 75% объема продаваемого газа на Украине (почти 50 млрд куб. м газа в год). Газ реально продает не «Нафтогаз» Украины, а облгазы. RUE хорошо перестроилась в отличие от «Итеры» и Eural Trans Gas [предыдущие посредники в торговле российским газом на Украине. — «Ведомости»]. Что бы мы ни говорили, Украина — это огромный рынок. Я считаю, что RUE сделала хорошую работу для организации поставок газа на Украину и сбора денег для расчетов с «Газпромом».
— Ваша компания Emfesz подает иск к «Нафтогазу». Вы уже оценили убытки?
— Emfesz — это европейская компания, которая контролирует 30% рынка Венгрии и имеет обязательства перед своими поставщиками. Она сейчас вынуждена покупать газ со стороны Германии и выкручивается как может, а «Нафтогаз» не выполняет свои обязательства. Emfesz вынуждена идти в суд, чтобы подстраховаться, на случай если ее венгерские потребители решат подать в суд на нее. О конкретных убытках мне не хотелось бы говорить.
— Что будет с бизнесом RUE, если «Газпром» и «Нафтогаз» исключат ее из схемы поставок газа на Украину и в Европу?
— Я уже сказал, что RUE останется как минимум на украинском рынке, как бизнес на распределительном рынке, и не факт, что она не останется на экспорте.
— По оценке президента Дмитрия Медведева, «Нафтогаз» в 2008 г. получал на российско-украинской границе газ по $179,5 за 1000 куб. м, а на украинском рынке он перепродавался по $320. Кому достается разница?
— В 2007 г. RUE продавала газ «Укргазэнерго» (совместная компания RUE и «Нафтогаза»), а та уже поставляла его промышленным потребителям и около 12 млрд куб. м — «Нафтогазу». Поэтому, когда «Нафтогазу» не хватало средств, мы знали, какой у него разрыв по деньгам. Когда работала схема совместного предприятия RUE и «Нафтогаза», у нас не было ни копейки долга перед «Газпромом». Был жесткий контроль за движением средств.
Но в прошлом году «Укргазэнерго» по настоянию правительства Украины было исключено из схемы поставок газа. RUE в 2008 г. на границе продавала «Нафтогазу» газ по $179,5 за 1000 куб. м. Я был категорически против, потому что это ломало схему расчетов, и RUE с «Газпромом» потеряли контроль над выручкой от продажи газа на Украине. В 2008 г. все украинские потребители за газ рассчитывались с «Нафтогазом». Весь газ по цене $320 продавал «Нафтогаз». И вот у меня возникает тот же вопрос: куда же эти деньги уходили? Сегодня «Нафтогаз» полностью находится под контролем правительства, возглавляемого Юлией Тимошенко. Этот вопрос нужно задавать ей.
Особенно интересно, откуда появился этот долг в $2,1 млрд. Настораживает тот факт, что «Нафтогаз» рассчитался с «Газпромом» не деньгами, полученными от продажи газа, а кредитами, выданными нацбанком Украины. То есть он не только собрал деньги с украинских потребителей и куда-то их дел, но еще и залез в кредиты! Ключевой вопрос, который всегда стоял в газовых отношениях, — это организация платежей и своевременная выплата «Газпрому» денег, собранных от продажи газа. Главная проблема 2009 г. в том, что независимо от цены, которая будет указана в контракте, «Нафтогаз» не в состоянии организовать сбор этих денег и рассчитаться за полученный газ. И «Газпром» опять окажется в ситуации, когда «Нафтогаз» не сможет рассчитаться за газ, хотя на Украине этот газ и будет оплачен потребителями.
Ирина Резник
Комментарии