В качестве источника энергии европейцы используют канализацию
На модерации
Отложенный
Курортники, наводнившие в эти жаркие дни бельгийский приморский город Остенде, с любопытством разглядывают информационный билборд компании C-Power на набережной над пляжем. Он рассказывает о начале строительства в открытом море «эолова парка» – ветряной электростанции, которая будет давать тысячу гигаватт-часов электроэнергии в год. Надо заметить, что ползучий энергетический кризис подстегнул научно-техническую мысль на активный поиск возобновляемых источников энергии не только в маленькой Бельгии, но и во многих других европейских странах.
С берега новую стройку в Остенде не видно. До Торнтонской банки, где на 40-метровой глубине монтируются огромные ветряки, около 30 километров. Первый белоснежный ветряк высотой 184 метра и размахом крыльев в 63 метра уже стоит. Как рассказал «НИ» руководитель проекта Люк Полле, в сентябре к энергосистеме через подводный кабель будет подключена первая очередь станции из шести ветряков. А всего их со временем будет 54. Одна «мельница» обходится в 7 млн. евро плюс затраты на обслуживание и оплату труда персонала, который будет работать в море по три-четыре недели вахтовым методом. Недешевое предприятие, но при неуклонном росте цен на энергоносители эта игра стоит свеч.
Еще лет десять назад «эоловы парки» с их огромными трехкрылыми ветряками воспринимались в Европе скорее как курьез. Сегодня, разъезжая по автострадам Нидерландов, Германии, Испании, просто перестаешь их замечать. Они стали частью ландшафта. В последние года два их строительство приняло такой размах, что наступил предел. В густонаселенной Европе не так много свободного места, чтобы разместить стаи гигантских белокрылых птиц с соблюдением всех технических норм и норм безопасности. Вот и пришла очередь моря. Особенно отличились датчане, которые воздвигли целые «эоловы города» на шельфе. Это обходится намного дороже, чем на суше, но время дешевой энергии прошло. Немцы изучают возможность и экономическую целесообразность строительства ветряков не на бетонном фундаменте в морском дне, а на плавучих платформах.
Ползучий энергетический кризис подстегнул научно-техническую мысль на более активный поиск возобновляемых источников энергии. Многие страны ЕС начали этим заниматься еще в 1970-е годы под влиянием «арабского нефтяного эмбарго». Но потом нефть опять подешевела, и дорогостоящие программы были свернуты. Сегодня в европейской прессе можно найти множество самых экзотических примеров новой энергетики, ростки которой проклевываются тут и там.
В испанской Андалузии, недалеко от Севильи, возвышается довольно странная 115-метровая бетонная башня. А вокруг нее на металлических опорах – 624 подвижных зеркала, по 121 квадратному метру каждое, передвигаются вслед за солнцем. Они нагревают установленный на вершине башни катализатор, который направляет тепло на нагрев парового котла. Дальше – как в обычной ТЭЦ. На случай редких в этой местности пасмурных дней есть аккумулятор. Станция мощностью 11 мегаватт – первая в своем роде в Европе.
С точки зрения экологии такое превращение солнечной энергии в электрическую перспективнее, чем делать это с помощью фотоэлементов. Фирма «Абенгуоа» вложила в нее 35 млн. евро, часть которых получила из бюджета ЕС. К 2013 году будет восемь станций общей мощностью 300 мегаватт. Вполне достаточно, чтобы полностью обеспечить население Севильи.
На большей части Европы природа так не балует солнцем, как в Андалузии, но европейцы посматривают на Африку. У нее огромный потенциал в смысле солнечной энергии. Да и для «эоловых парков» места предостаточно. Энергию можно экспортировать в Европу. Обсуждается идея строительства высоковольтной линии между двумя берегами Средиземного моря, а президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Гордон Браун проявили живой интерес к проекту «Суперсети» в связи с созданием Средиземноморского союза.
Недавние «голодные бунты» в бедных странах и рост цен на сельхозпродукты несколько охладили всеобщую эйфорию вокруг «биотоплива». Действительно, сегодня приходится делать выбор между наполнением бензобака или желудка. Но надежда не умирает. Газета «Либр Бельжик» рассказала о ферме братьев Кесслеров на юге Бельгии. Они получают биогаз из сельскохозяйственных отходов и вырабатывают из него электричество. Сначала делали это для собственной фермы, а потом заразили подобной идеей соседей. Позже при поддержке регионального правительства Валлонии братья построили кооперативное предприятие, которое обеспечивает сейчас электроэнергией 550 семей. В Германии получением метана из отходов занимаются около трех тысяч фермеров. А во французском Лилле газ и вовсе добывают из нечистот канализации, и на этом газе ходят городские автобусы.
Все это, конечно, не заменит Европе нефти и газа, которые она импортирует все больше и больше, прежде всего из России. Во всяком случае, в ближайшем десятилетии. Еврокомиссия в прошлом году поставила цель довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии в общем потреблении. Чиновники в Брюсселе признают, что эта цель очень трудно достижима, потому что в прошлом году на возобновляемые источники пришлось только 6,4%. Отдельно в электроэнергетике ситуация получше. Как рассказал «НИ» представитель Еврокомиссии Ферран Тарадельяс, в этом секторе к 2010 году точно будет задействовано 19% потребляемой странами ЕС электроэнергии. Правда, не во всех из них прогресс идет с одинаковой скоростью. В передовиках можно назвать Данию, Финляндию, Венгрию, Ирландию, Люксембург, Испанию, Швецию, Нидерланды. А президент Европейской ассоциации работодателей Эрнест-Антуан Сельер, приветствуя развитие новых источников энергии, посоветовал не ставить обязательные задачи в этом деле, а больше думать о традиционных энергоносителях по конкурентной цене и не отказываться от атома. То есть жить на этой земле. Но ведь и безумная мечта нужна, как бы дорого она ни обходилась сегодня. Без нее нет будущего.
Комментарии