Как прячут тендеры в рунете?

На модерации Отложенный

Вообще, надо сказать что блоги — это явление такое, немножко вымышленное, любой человек может прийти в Интернет, в любой форме там начать рассказывать что-нибудь. Просто люди любят некоторые вот мемы такие. И первые, это политики пришли, достаточно давно, лет десять, наверное, назад и тогда это было интересно. Каждый, политик, который приходил, его освещали: вот тот то сказал, этот то сказал. То что мы видим сегодня, Медведев открыл блог, там Грызлов открыл блог, это скорее уже явление такое, догоняющее, потому что сегодня людям, которые давно живут в Интернете, больше интересно, что политики делают с помощью Интернета, через Интернет, а чем то, что они говорят. Потому что говорящих людей у нас в Интернете уже очень-очень много.

Поэтому я бы скорее выделил такой тренд этого года, более практичный, как открытие разного рода государственных сайтов и то, что с помощью этих сайтов можно делать или нельзя. Чаще всего говорят о том, что сайты эти оказываются слишком закрытые, в них информация, которая должна бы людям даваться, слишком мало ее дается. Но вот интересная история, например, про госзакупки, которые... В этом году очень много разных скандалов с этим было. Ситуация примерно такая, что раньше существовало некоторое количество организаций окологосударственных, бывших государственных, которые успешно получали свои госзаказы как бы через конкурсы, но на самом деле эти конкурсы решались задолго до конкурсов. Организации эти назывались что-то типа «Атлас», например, которая делала систему eGays, которая известна нам по алкогольному кризису. Есть такая организация «Восход», такое предприятие, которое занимается биометрическими паспортами и разными другими девайсами. Вот недавно тоже была история, что они некоторый конкурс проиграли и выключили систему выдачи биометрических паспортов. И скопилась очередь в тысячи паспортов, которые не выдавали. Вот такой был как бы шантаж. Есть еще несколько таких подгосударственных организаций. Раньше они были связаны все с оборонкой, со спецслужбами, а сейчас они как бы отдельно. Но поскольку у них есть связи, они привыкли выигрывать там эти свои тендеры.

А с другой стороны, сейчас в связи с политикой Медведева, так сказать, всей этой IT-открытости, условия конкурсов стали публиковаться в Интернете. И тут началась такая интересная интрига: те, кто привык конкурсы выигрывать стараются эти конкурсы как-то скрыть. Был довольно интересный скандал связанный с тем, что на сайте госзакупок заменялись русские буквы на латинские, ну вот, например, букву «о» можно заменить русскую на латинскую «о». Это для человека будет незаметно, но для поисковой системы — это проблема. И когда это открылось, много про это уже и ФАС, и Медведев сам даже про это говорил. Чем это кончилось пока неизвестно. Вот это вот антипоисковая технология, она существует на госсайтах, то есть чтобы скрыть тендер от возможных других участников этого конкурса. А, с другой стороны, люди которые добираются таки до этих конкурсных условий, обнаруживают как раз там очень много странностей. Обнаруживают разницу цен какую-то невероятную, когда миллиарды рублей уходят на какие-то совершенно микроскопические работы вроде создания какого-то маленького сайта, где кроме новостей ничего нету. И вот этот вот сейчас действительно большой шум стоит на эту тему в этом году.

Последняя интересная история, я видел, в одном из живых сообществ, где люди устроили такой своеобразный флеш-моб. Они выбрали один из государственных конкурсов и решили просто в нем поучаствовать. Прямо вот некое сообщество простых граждан, которых до сих пор нигде не имели никакого блата, решили просто взять и честно поучаствовать в этом конкурсе. Там, по-моему, конкурс сканирования документов, оцифровка документов госархивов. Вот посмотрим, что из этого эксперимента получится.

Но некоторые, надо заметить, что интернетовские люди уже в этот процесс начали включаться. Вот, например, компания «Ашманов и партнеры» выиграла гостендер на создание портала Здоровая Россия. Чуть ли не первый такой случай, когда такой тендер выигрывает компания, не являющаяся там, скажем, аффилированной напрямую с государством.

Самая главная тема, про которую все сейчас говорят, это то, что вот эти гостендеры, они до сих пор не достаточно открытые. То есть существует множество методов организации тендеров таким образом, чтобы заранее победитель был известен. Это может быть написание условий таким образом, чтобы одна только компания соответствовала; это может быть сокрытие условий тендера техническими способами. В общем, технология достаточно много. Никто за этим не следит, потому что, в целом, все-таки область Hi-Tech, она остается далека от контролирующих органов. Это происходит обычно как? Вот в каком-то форуме написали, что оказывается, что на сайте госзакупок буквы «о» и буквы «а» заменены на латинские. Проходит после этого месяц, об это рассказывает маленькое СМИ, потом СМИ побольше, потом газеты типа «Ведомости», «Коммерсант» и, наконец, после этого там ФАС или кто-то реагирует. А спустя еще месяц Медведев говорит тоже самое в своем блоге. Вот примерно так. Это, конечно, правильно, что доходит, но на самом деле должно быть немножко по-другому. Все-таки контролирующие органы должны существовать, которые контролируют саму эту разработку.

Есть же достаточно много правил, по которым информация выкладывается в Интернет. Вот те люди, которые этим занимаются сейчас говорят, что около 10% только информации сейчас на госсайтах выкладывается той, которая просто по закону должна там находится. Довести это до 80 уже будет хорошо. Потому что это же простая даже информация, не говоря уже о тендерах. Есть простая информация о льготах, о том, что человеку положено по закону. Грубо говоря, чтобы поехать за рубеж Вы должны сдать такие-то документы. Они везде разные. Я с этим сам сталкивался, потому что находя информацию в Интернете, например, о том, как получить гражданство ребенку. Я прихожу в паспортный стол, они мне говорят, Вы взяли это в Интернете? Это все неправда. Совершенно другие документы нам нужны и не сейчас мы это Вам сделаем, а только через две недели, и так далее. И никаких способов обойти эту систему нет. Так это должно быть везде написано. Сейчас этого ничего в Интернете нет. То есть просто большая часть вещей должна публиковаться открыто. Это первый шаг, который самый главный. А второй, это, действительно, к тендерам нужно допускать уже организации, которые являются профессионалами. Не тем, кто привык это делать в силу того, что они связаны были с оборонкой или с кем-то еще, в силу тех связей, а конкурсы должны происходить на боле е менее честной основе. Особенно, когда это касается тендеров не на какое-то железо, а вот опять же связанное со здравоохранением, с прививками. Потому что есть же... Мы всего этого не знаем, как это происходит, а на самом деле это всех нас касается, когда закупают какую-нибудь вьетнамскую прививку и она начинает конкурировать с китайской прививкой: какая из них дешевле вьетнамская или китайская. Как они действуют на людей у нас в стране, это уже вопрос, который вообще никого в гостендере не интересует. Формула она такая: вот минимальная цена, там время выполнения, а, например, последствия действия прививки там нет такого понятия. Так относятся даже к здравоохранению, как к тому что, там кирпичи привез-увез.