КАПРЕМОНТ - НАША РАСПЛАТА ЗА ПРОСЧЕТЫ ЧИНОВНИКОВ

Даже в СССР терпели экспертов, позволявших себе независимые суждения. Власть понимала, что иначе можно утратить связь с реальностью. Сейчас проблемы во многом те же. И хочется вроде бы иметь экспертов, колеблющихся «вместе с линией партии», но жизнь дает жесткие предупреждающие сигналы.

Вопрос грамотного построения алгоритма принятия государственных решений очень важен. Многие ошибки в прошлом (пример Н.С. Хрущева) происходили из-за отсутствия всесторонней оценки качества решений и единоличного характера их принятия -волюнтаризм.

Сегодня развивается общественное обсуждение наиболее значимых законов, их общественная экспертиза. Но развивается очень слабо. Отрицательное мнение МИЛЛИОНОВ людей по поводу капитального грабежа не играет практически никакой роли для чиновников и депутатов. Отсутствие жизненного опыта у некоторых юных управленцев с лихвой компенсируется желанием и напором.

— Давайте попробуем сравнить 1987 и 2015 год вот в каком отношении: тогда или сегодня – государственная статистика ошибается больше и почему?
— Размер искажений примерно одинаков, менялись причины. Государственная статистика в советское время ошибалась преимущественно из-за давления власти, сейчас – из-за наличия огромной теневой экономики, возможности безнаказанных искажений первичной информации, бюрократизма статистической системы, низкой оплаты труда статистиков, отсутствия контроля за статистикой со стороны общества и власти, экономической малограмотности последних. Кроме того, власти в силу ее близорукости выгодно приукрашивание действительности.

Другая трагическая ошибка, граничащая с преступлением – игнорирование чудовищного социального расслоения. Сокращение доходов богатейших слоев населения могло явиться источником финансирования расширения физического и человеческого капитала, ослабить социальное напряжение. Здесь власть предпочла заботиться о своих материальных интересах.

— Предположим, что я – представитель «среднего класса».

Что для меня на практике будет означать сокращение личного потребления на 40%? Как это будет происходить и в чем это выразится?
— Это будет означать сокращение потребления предметов роскоши и вообще дорогих предметов потребления и услуг: расходов на иностранный туризм, приобретение автомобилей, платных услуг здравоохранения, образовательных и оздоровительных учреждений. Сюда же входят дорогие товары и продукты питания, посещение ресторанов. В силу сокращения реальных доходов эти виды предметов и услуг станут недоступными.

То есть Вы пытаетесь достучаться до общественности и власти со следующим тезисом. Страна много лет убаюкивалась неверными оценками состояния экономики со стороны ответственных за статистику госорганов. Власть, в том числе на основе этих показателей, фатально недофинансировала восстановление основных фондов, жилья и человеческого потенциала. 
Пропорция распределения доходов на накопление и потребление была сильно перекошена в сторону потребления. По сути, государство жило, растрачивая прошлое и занимая у будущего.

И вот – опа! Мы приплыли. Именно нам именно сейчас предъявлен счет за преступно нерачительное хозяйствование последних десятилетий?

— Совершенно верно!