Незаметный мужичок дядя Коля
Разыскивая данные о своих родственниках и знакомых в Электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», мне вдруг вспомнилась одна история о моём односельчанине, забытая по прошествии трёх десятилетий.
В советское время мы, школьники, самым активным образом занимались шефством над ветеранами Великой Отечественной войны, которых в моём небольшом селе насчитывалось двадцать два человека. Я их всех очень хорошо знал и до сих пор помню почти всех по фамилиям, именам и отчествам. А вот год рождения запомнил только у одного из них – Гончарова Николая Васильевича. И тому была особая причина.
Дядя Коля, как мы его все называли, был настолько спокойным, тихим и незаметным человеком, что исчезни он сегодня из села, уже начиная со следующего дня, о нём никто и не вспомнил бы. Ни чем особенным этот человек не отличился в нашем селе – ни в плохом, ни в хорошем отношении. Потомственный казак, он не пил, не курил, в отличие от многих, и всю жизнь проработал в совхозе в невзрачной должности конюха.
Единственный день в году, когда о нём вспоминали, был День Победы, когда чествовали всех ветеранов. Вот тут-то невзрачный и незаметный дядя Коля был у всех на виду.
Дело в том, что среди ветеранов нашего села было только два орденоносца – дядя Коля, награждённый орденом Славы III степени и Черкасов Алексей, награждённый орденом Красной Звезды.
Все односельчане, особенно знавшие дядю Колю сызмальства, разводили руками, не в состоянии понять, как можно сопоставить его с орденом Славы. Сам он никогда и никому не рассказывал о своём участие в войне, отмалчиваясь не только на всех торжественных мероприятиях, но и в узком семейном кругу.
По всей видимости, в моей памяти никогда бы и не отложился этот человек, если бы не его зять, дядя Володя, муж младшей сестры Николая Васильевича. Дядя Володя был очень зловредным человеком и всячески пытался выведать у своего шурина за что же того наградили орденом Славы. Но все его попытки были обречены на провал. В лучшем случае дядя Коля отвечал, что его наградили за то, «за что всех награждали».
Такой ответ просто бесил его зятя, и тот включал свою неистощимую фантазию, рассказывая за спиной своего шурина всякие небылицы, типа той, что его «родственничка» наградили орденом за то, что тот «пас коней в тылу» в течение всей войны.
И дядя Коля, и дядя Володя давно уже ушли из жизни (последний лет десять назад), и только вот сейчас у меня появилась возможность узнать, за что же конкретно Николай Васильевич был награждён орденом Славы.
Читая наградные документы, я, хорошо знавший этого человека, был приятно удивлён и посчитал, что просто обязан восстановить справедливость, если хотите, в отношении этого человека, пусть даже посмертно и перед совершенно незнакомыми для него людьми.
Итак, Гончаров Николай Васильевич, 13.09.1913 года рождения, красноармеец, в РККА с 24.06.1941 года. Место призыва: Георгиевский РВК, Ставропольский край, Георгиевский р-н. Место службы: 155 апабр, 5 гв. А.
Дата подвига: 02.02.1945,06.02.1945-17.02.1945,16.04.1945. № записи: 41318112.
Описание подвига (орфография документа оставлена без изменений): «В боях с немецкими оккупантами показал себя смелым, отважным разведчиком. 2.2. 1945 года в боях за г. БРИГ(?)(название неразборчиво), находясь на ПНП, обнаружил две самоходки, ведущие огонь по пункту дивизиона, своевременным вызовом огня, и правильным корректированием его подбил одну самоходку. С 6 по 17.2.1945 года в боях на подступах к БРЕСЛАУ обнаружил орудие ПТО, 7 пулемётных точек, которые огнём дивизиона были уничтожены. В боях 16.4.1945 года при прорыве обороны противника на р. НЕЙСЕ, находясь на ПНП, корректировал огонь по скоплению противника, был ранен, несмотря на это продолжал корректировать огонь, в результате чего был подбит один танк и убито до 25 солдат противника».

Вот вам и простой конюх дядя Коля!
На таких простаках, как Николай Васильевич, до сих пор вся Россия держится.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Честь ему и Слава!
Спасибо лейтенант.
Ну, это редкой выдержки и смелости люди, даже и без орденов.
В армии с третьего дня ВОВ - не увиливал.
Посылали и нас юнкоров, собирать из первых уст рассказы о геройствах у героев по адресам. Ничего не вытянешь, а стихах, о спорте - сколь угодно. А простые фронтовики, чаще чаем поили и больше про свои переживания о текущей жизни расспрашивали.
Были и такие, кто принципиально отказывался принимать почести в свой адрес, как ветерана войны. Мне, например, довелось работать в авиации с одним из таких людей. Он служил в полку, оснащённом По-2 и сделал за всю войну один-единственный боевой вылет, так как полк всю войну постоянно находился в резерве.
Другой дед вернулся с фронта в родную пензенскую деревню не один, а с бабушкой. Дед говорил, что был пулеметчиком, бабушка говорила, что служила в обозе. Только в 90х, после смерти деда, бабушка надела свой "иконостасик". Дед служил во фронтовой разведке, огонь корректировал, "языков" таскал. Бабушка служила в штабе переводчиком. Дедовских "языков" допрашивала. Так на работе и познакомились, коллеги -СМЕРШевцы.
А значок "25 лет Победы" я у пензенского деда легко выпросил ещё в дедсадовском возрасте. 25 лет Победы - аккурат год моего рождения.
Они вот так и проявляются, благодаря складывающимся обстоятельствам, Вспомним хотя бы человека, расчищающего заброшенную взлетную полосу, куда сел неисправный самолет! Да их столько много, только мы их не замечаем до определенного момента, а многие просто делают свою работу и остаются незамеченными до конца жизни. Спасибо старший лейтенант за вашу память об этом замечательном человеке.