Прогулки по Питеру. Глава 4

                    Фонари и гастрономы...

 Я повела сестру с экскурсией на улицу Одесскую. Она очень небольшая, но весьма интересная. Прежде всего, тем, что на ней расположен мини-музей. Прямо на улице.

Сама улица выбрана для музея не зря: 11 сентября 1873 года на ней впервые в мире зажёгся электрический фонарь, изобретённый А.Н. Лодыгиным.
Музейную зону здесь задумали создать еще в середине девяностых годов ХХ века. Брались образцы фонарей и доэлектрической эпохи, спроектированных, к примеру, авторами главных городских достопримечательностей - Росси и Монферраном.
  Первый фонарь в уличной экспозиции появился на Одесской улице в октябре 1996 года. К 1998-му здесь установили пять фонарей самых разных конструкций, а также памятник фонарщику, выполненный скульптором Б. Сергеевым.
Вот он, полюбуйтесь - сидит и смотрит на памятные доски, посвященные А.Н.Лодыгину.
   Все  экспонаты Музея фонарей выполнены по архивным чертежам, поэтому до последней мелочи повторяют фонари XIX — начала XX века.
  Несколько слов о самих фонарях в российской столице.
В 1720 Петр приказал петербургскому генерал-полицмейстеру Антону Дивиеру ввести в столице постоянное уличное освещение.

И в 1723 году  на главных улицах города засияло 595 фонарей.
Первые фонари были  масляными.
Самый простой масляный фонарь был невероятно похож на корабельный: деревянная четырехгранная коробка с одной открывающейся гранью, куда вставлялось или стеклышко, или кусочек слюды.
Внутри находилась масляная лампа в форме резервуара, больше напоминающего соусник с осторожно вытянутым носиком, в который погружался нитяной фитиль, пропитанный конопляным маслом.
Само собой, понадобилась и должность фонарщика. Он зажигал под вечер и гасил по утрам фонари.
В начале девятнадцатого века в Петербурге впервые появились газовые фонари. Они постепенно совершенствовались, появился колпачок Ауэра, который был изготовлен из металлической сетки, от нагревания он раскалялся и давал при этом дополнительный свет.


  Улица Одесская одним концом упирается в Суворовский проспект. Завернув за угол, мы немедленно попали в объятья ещё одного "экспоната" из детства. Если помните ( это я обращаюсь к тем, кто постарше), в наше время магазины отличались друг от друга только номерами. У нас в городе, например, очень популярен был магазин №27. Так и говорили: пошла, мол, в двадцать седьмой за продуктами. Вот и тут-
  Но просто присвоить гастроному номер - мало, надо, чтобы и другие приметы прежнего времени ожили. Пожалуйста, любуйтесь:
 Стоит этот рожок меньше тридцати рублей. Конечно, не копейки, но всё-таки!  Кстати, моя сестра, истинная любительница и знаток мороженого, утверждает, что и вкус впрямь почти как прежде!