Было ли иго?... и вспомним Великую Ясу
На модерации
Отложенный
БЫЛО ЛИ ТАТАРСКОЕ ИГО, ЕСЛИ НЕ БЫЛО ТАТАР?
( как воспринимающего себя под этим именем единого народа и конкретного этноса, а не - просторечного этнонима - прозвища)
Памяти моей бабушки - кубанской казачки Валентины Ивановны Жигуленко, капитана медицинской службы Советской армии, погибшей в возрасте 27 лет в 1942-м году от осколка, попавшего ей в сердце, а прежде пробившего навылет ладонь ручки находившейся у неё на руках дочери - моей матери (4-х лет) при бомбёжке фашистским самолётом санитарного эшелона на туапсинском разъезде, посвящается эта публикация результатов исследования истории казачества и русского мира.
Исследование разрозненных реальных исторических фактов, их сведение в единую логику и систему взаимосвязей и проведённый междисциплинарный анализ позволяет максимально надёжно утверждать, что никакого монголо-татарского ига не было…. Татарского ига не было по той простой причине, что в те века просто не существовало так определяющего себя этноса (а не как клички разных в основном тюрко- (и реже) славяно- язычных народов Орды)
Мифическое и насквозь сфальсифицированное монголо-татарское Иго во время ордынского периода истории России - это одна из самых масштабных фальсификаций в русской и мировой истории империй и цивилизаций. Ложь об угнетении и порабощении Руси не существовавшей никогда на Земле «монголо-татарской» Ордой («Армией» – в переводе с монгольского) - результат переворачивания исторических фактов с ног на голову и ошельмовывания одного из самых значимых периодов развития и становления России и всей русской еввразийской цивилизации. В прочном насаждении в информационном поле, образовательных исторических курсах мифа о не существовавшем иге России со стороны не существовавшего никогда монголо-татарского союза - заслуга искренне веривших в эти выдумки фальсификаторов истории из «немецкой партии» историков(ярым врагом которых был Михаил Ломоносов), а по сути – клеветников и лжецов из Европы (преимущественно из Германии, Швеции, Польши и т.п.), захвативших в 18-м веке управление русской историографией, архивистикой и исторической наукой в структурах императорской Академии наук.
Начнём с того, что повторно скажем: татарского ига не могло быть в принципе по причине отсутствия татар во времена Батыя.
Булгары(кипчаки) были, мордва, славяне, чуваши, половцы, ногайцы, аланы, и многие другие этносы были. Татар не было. Их (с такими самоназванием и самовосприятием) не было ни во времена Чингиз-Хана, ни во времена Батыя, ни много веков ещё позднее. «Тартарами» - по фонетическому восприятию европейцами тюркской, булгарской, кипчакской речи европейцы называли ВСЕХ ордынцев. Такое название – фонетическое прозвище практически всех ордынцев установилось в европейских языках и документах после похода казачьих войск Батыя в Европу в 1241 году и отражено в массе литературно-исторических артефактов Европы, вплоть до произведений У. Шекспира. На европейских картах и в европейских путеводителях(энциклопедиях) до 16-го (а где-то и до 17…18го) века территория современной России и Казахстана(часто - вместе с Туркменией, Кигизией, Узбекистаном, Персией, Ираном, Турцией и Ближним Востоком)называлась Тартарией.
Об этом же говорят все серьёзные этнографические публикации по истории происхождения и формирования татар (например: Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002. http://www.bulgars.ru/ct/nesost.htm). Даже в 19-м веке Н.Чернышевский писал, что название «татары» - это не конкретный этнос, а фонетическое недоразумение, возникшее и утвердившееся от неграмотности и необразованности обывателей сначала Европы, а позднее – (по принятии частью московитов этого просторечного европрозвища в адрес тюркоязычных народов России, в основном - крымских ногайцев, кипчаков и казанских булгар) прозваны многочисленные тюркоязычные этносы на территории Российской Империи…
Но не может быть ига и угнетения со стороны не существовавшего этноса – воспринимаемого, как «фонетическое прозвище». А если точнее, то не может быть ига народа со стороны самих себя, ибо «тартарами» европейцы называли всех ордынцев, включая и этнически русское население Орды.
Столица батыевской Орды была в Сарае (между Астраханью и Волгоградом, ближе к Волгограду). Там же находился центром Православия Орды – Сарайско-Придонская Епархия, учреждённая одновременно с основанием ставки Батыя в Сарае (ок.1237г.). Это косвенно подтверждает предполагаемый мною и другими аналитиками византийский след в возникновении и становлении Орды и её институтов.
Что же фактически происходило в ордынский период истории России? Непонятное иго России её собственным народом, называвшимся в Европе «тартарами», выразилось в утверждении на территории батыевской части Орды следующих институтов и традиций:
1. Установлению единого простого социально-ориентированного права – Ясы Чингиз-Хана. Большинство ниже перечисленного – следствие широкой поддержки всеми народами современной России и Казахстана этого права. Не разорительных захватов городов, а – Закона Орды, т.е. Великой (по определению Г.В. Вернадского) Ясы
Яса Чингиз-Хана - прорывное и мудрое право, которое заслуживает отдельного исследования, несмотря на некоторые серьёзные достижения, например, в исследованиях признанного в мире и весьма авторитетного Г.В. Вернадского, называвшего её не иначе, как «Великая Яса» (см. Вернадский Г.В., 1953г., Монголы и Русь, Гл. ІI. Монгольская империя — § 6. Великая Яса — Ч. III. Правительство, армия и администрация..).
Перечислить особенности и сущность прорывов Ясы для более предметного её обсуждения необходимо. Вот эти принципы, если очень кратко(желающие смогут без большого труда подробный текст Ясы найти в сети Интернет) Итак:
чти мудреца и учись у него, помоги храму, местной церкви - равную с империей подать и защиту Орды, нет-голоду, нет - внутренним и внешним войнам и междоусобицам, люби окружающих, люби семью (ордынец должен жениться и достойно воспитывать своих детей), верно и всеми силами служи Родине, не пьянствуй, не кради лошадей с конно-почтовых станций Орды, не укради, не убий, не ограбь, не наживайся безмерно, но будь максимально полезен, не помогай другому в распре и драке,если ты начальник, все ордынцы равны и свободны (или другой вариант этого пункта Ясы: могол не может быть рабом)... начальник ордынский не имеет права есть пищу. если рядом кто-то голоден
Более детально изучим влияние и действие Великой Ясы в России. Яса установила в качестве закона – (см.п.2) обязательную защиту и поддержку десятинной податью авторитетных для населения местных религиозных институтов, мудрецов и блаженных. Это позволило кратно ускорить развитие церкви, культуры и образования, возложенного тогда на церковь. Яса установила и защиту второго прорывного ордынского государство-образующего и развивающего института – дорог и конно-почтовых станций (400 лошадей и станционный смотритель с конюхами через каждые 25 км пути). Это величайшее цивилизационное изобретение Чингиз-Хана было интернетом, скайпом, телевидением, железной дорогой и авиатранспортом того времени и просуществовало почти до возникновения трансатлантического пассажирского авиасообщения. Яса запретила рабство и работорговлю. Жёстко запретила властные междоусобицы. Яса запретила наживу власть имущих в Орде и обязала их служить не наживе и стяжательству, а развитию страны. Яса – первая в мире не только в правовом запрете алчности элит, но и в борьбе с голодом. Великая Яса законом запретила ордынским власть имущим равнодушно воспринимать голод сограждан и заставила их бороться с голодом и бедностью. Яса запретила любое религиозное, национальное или иное притеснение ордынских подданных. Заслуга Батыя в том, что он(или м.б. его Заказчики и Финансисты из Византии?) изобрёл, создал и развил работоспособный и эффективный институт государственной власти (госслужбу), способный последовательно и преданно защищать эти установления и ценности. Этим институтом, за века многократно доказывавшим свою эффективность, было созданное Батыем из мобилизованных и добровольно пошедших на гос. службу местных ордынцев КАЗАЧЕСТВО. Но об этом подробнее ниже – в п.3. Особенности ордынского периода истории России и Казахстана говорят о том, что Цивилизация Орды – это системное цивилизационно-управленческое образование, опирающееся на взаимосвязанные, взаимно развивающие и взаимно поддерживающие элементы, правила и институты, такие как: низкая налоговая нагрузка (10%) на гражданское население страны, защита, значимая гос. поддержка и развитие местных религий и соц.институтов, поддерживаемая народом социально-позитивная идеология Ясы Чингиз-Хана, ибо народы видели в ней идеологию, соответствующие по своей сути идеям французской Революции 18-го века, это принципы равенства. справедливости, внутреннего гражданского мира, антирабства и антиугнетения, эффективные и работоспособные механизмы военной и гражданской демократии, и по наше время сохранившиеся в правилах жизни казачества, старообрядческих общин, а также (в своей сути почти неизменно, хотя и несколько изменившись) - в американской избирательной системе и системе избрания и назначения региональных глав администраций и судей в России.
2. Защита и поддержка Ордой (правом Орды) Православия. Не случайно Православие так и называется (от сочетания слов Право Славие... А какое ещё могло быть при утверждении и интенсивном развитии на Руси христианства Право, кроме Великой Ясы? Другого общегосударственного и всеми признаваемого права до 16-го века просто не существовало.
Как, впрочем, и защита Ордой других основных конфессий, если они не сеяли раздор и вражду между подданными.
«Десятина - храму, десятина - хану» - сохранил русский фольклор от ордынских времён и по сей день. Народную память трудно обмануть. Никакого негатива о периоде становления и бурного развития Орды в фольклоре нет. Есть, напротив, позитивная и мудрая оценка. Например, внесением части повелений Ясы в поговорки, речь и этнонимы (например, наречие "Ясно" как синоним слов "справедливо, понятно").... Антимеждоусобная поговорка - второй след Ясы в фольклоре... Но об этом ниже.
Повторим, что в защиту версии о позитивной оценке русским народом ордынского периода истории, говорит и то, что в русском(как и в сказаниях других «угнетённых» народов Орды) фольклоре нет никакого негатива в оценках правил и устоев Орды. А вот почтительная и уважительная интонация в связанных с «данью» устойчивых словосочетаниях: «дань памяти», «дань уважения», - сохраняется в нашей речи и сегодня. Количество каменных церквей и монастырей православного обряда с 13го века по 16-й увеличилось минимум на два порядка. Православие законом получило равное с государством финансирование и максимально (наравне и в мире с другими конфессиями) поддерживалось как населением, так и империей. Москва уже при Иване Третьем и Василии Темном была городом «Сорока Сороков», т.е. 1600 куполов храмов… Впрочем, религиозные деятели и философы об этом процессе могут рассказать намного подробнее….
3. Создание Батыем казачества, как надёжной народной армии, погранслужбы, суда и милиции Орды.
Странный «угнетатель» Батый дал созданному им казачеству (Гордеев А.А. «Золотая Орда и зарождение казачества») оружие, землю, лошадей (невозможно пока понять, откуда он нашёл почти два миллиона СТРОЕВЫХ боевых лошадей для шестисоттысячной Орды-Армии казаков, прошедшейся по Европе до Одера, названного так германцами-пруссами по названию сопредельной Орды, в 1241-м, 1242-м годах), освобождение от налогов и наиважнейшие гос.полномочия. Всё это дал «угнетатель» местным сотням тысяч угнетаемых.
Был создан эффективный гос.институт. Возникла новая народная элита. По разным и достаточно адекватным оценкам – это треть или четверть тогдашнего населения батыевской части Орды. А где-то, например. восточнее Волги, на Яике, в Казакстане и далее, вплоть до Енисея и Забайкалья – это большинство народа – 85…100%... воины – коневоды при коневодческом хозяйстве, оружии, лошадях, и гос.полномочиях по охране дорог и границ. Стоит ли объяснять почему и насколько выросло качество жизни казачества и всего населения Золотой Орды. Завоеватели и угнетатели (монголы) охотно и массово шли в казачество Казакстана (Казачий Стан, Казак Стан), где весь народ был служил империи и занимался коне- и скотоводством… Получив одни из лучших и плодородных земель государства... А как же помещики и феодалы того времени допустили такой "колхоз" и "социализм" в смысле "земля-народу"? Ну да, ну да... Властители же угнетали всех... Вот в порядке издевательства и наделили сотни тысяч "рабов" оружием, землёй, дорогами и первичным стадом для животноводства(точнее: для коне- и овцеводства, а где-то и ското-, птице- водства и земледелия)
Последствия этого "ужасного" казачьего становления - казачьего стана - пытливые этнографы и филологи наверняка во множестве найдут в казакском языке (соединении тюркских, персидских и монгольско-китайских фонем) и дошедших до нас артефактах.
Казачество было не просто пограничной и приграничной коневодческой армией Орды. Помимо пограничной службы и обеспечения казачьей народной армии лошадьми казачество выполняло ещё и функции внутренней стражи Орды.
На казачество была возложена функция уголовного и в значимой части гражданского судопроизводства – соблюдения Ясы и морально-идеологического контроля – соблюдения морально-этических устоев Хоронов. За первое отвечали казачьи офицеры в должностях ясаулов и подъясаулов (впоследствии – есаулов и подъесаулов), иногда, правда, эти функции могли делегироваться и Урядникам(отсюда выражение «судить, рядить будем»). Что отражено в некоторых дошедших до наших дней княжеских договорах. Где фиксировалось «право Урядников, назначенных князем, чинить суд и разбирать споры». За защиту моральных устоев отвечали хорун-чи и подхорун-чи (впоследствии произносимые по-русски как хорунжие и подхорунжие). Реализованная в институте казачества идея народной армии, народной милиции, народного судьи и службы судебных приставов, которая самостоятельно своим трудом обеспечивала себя кадрами, довольствием, оружием, и боевой подготовкой, показала значительную жизнеспособность и эффективность. Выполнение казачеством функций 4-х…5-ти современных гос.институтов (армии, погранвойск, внутренних войск, полиции, судов и судебных приставов) не требовало значительных госрасходов и соответствующих сборов налогов с населения. Ведь казаки сами себя обеспечивали. Что позволила Орде Батыя облегчить в разы (в 2…4 раза ниже по разным оценкам) по сравнению с Европой уровень налоговой нагрузки государства на население и значительно ускорить развитие страны. Недаром фольклор и привычные речевые обороты и интонации сохранили очень уважительное и почтительное отношение к ордынским минимальным в истории России налогам - Дани. Это отношение отчётливо слышится в таких оборотах русской речи, как «Дань памяти», «Дань уважения» и т.п.. Минимальные налоги ордынского периода истории России при масштабнейшем дорожном, культурно-церковном строительстве отдельно отмечены в п.4. Немалую роль в финансировании Ордой огромного инфраструктурного строительства(огромных внутренних инвестиций по Кейнсу), как экономического мультипликатора развития (стимулятора, проще говоря) играл Ясный запрет (запрет в Великой Ясе Чингиз-хана) алчности, воровства и сверхпотребления элит. Ни дворцов, ни замков, ни монументов, ни портретов, ни льстивых од и лживых мемуаров, ни культов личности, ни памятников и топонимов – ничего индивидуалистично-прославляющего, показно-роскошного и не служащего людям не осталось от ордынского периода истории России и Золотой Орды, как и не существовало тогда. В память об интенсивном дорожном и конно-станционном развитии при Батые в фольклоре многих регионов России небесный Млечный Путь называется «Батыевой дорогой». «Ужасный завоеватель» Батый вёл себя в точности, как советский и русский оккупант в Сибири, Молдавии, Латвии, Грузии… и везде, вплоть до Вьетнама и Афганистана. Развивал и модернизировал страну максимально эффективно и на благо всех. В процессе плодотворного и конструктивного обсуждения материалов этой статьи на сайте «РусДозор.Ру Вячеславом и мною были отмечены негативные и таинственные особенности развития, снабжения и финансирования Орды. В качестве наиболее таинственных, труднообъяснимых и загадочных были отмечены: транспортный, логистический, ресурсный и отчасти идеологический аспекты становления и начального этапа развития Золотой Орды.
Откуда взялись практически одномоментно вначале сотни тысяч подготовленных к бою строевых лошадей ордынской конницы? А фураж? А оружие с амуницией (той же обувью) для десятков, а немного позже и сотен тысяч ордынцев? А как это всё доставлять в район нижней Волги и Прикаспия не то что из Монголии, отделённой от торговых путей пустыней Гоби, с севера – горами, сибирской тайгой и мощнейшими бурными реками, а хотя бы из Хорезма или Багдада – с центральной части Шёлкового Пути? А как воину из Центральной Азии придумать Великую Ясу и конструкцию построения и выборности иститутов власти, во многом и сегодня перенятые из Орды многими странами мира, включая и страны Запада?
Даже для разведения и выращивания такого количества (а это - несколько сотен тысяч, а несколько позже – неск. миллионов голов) лошадей, которые понадобились Чингиз-Хану и Батыю для снабжения армии, созданного казачества и конно-почтовой службы Золотой Орды необходимо несколько десятков лет (желающие могут посмотреть статистику и динамику роста конного кавалерийского поголовья в 20-е…30-е годы 20-го века в СССР или Монголии)… Плюс фураж, помещения, оружие, одежда и обувь армии, амуниция, сбруя и пр. Всё это надо было скупать буквально по всему миру: от Испании, Мавритании и арабского халифата до Китая и Ирана… Следовательно, нужен был имеющий огромные финансовые ресурсы заказчик проекта Золотая Орда…
Методом перебора немногих имевшихся тогда финансовых центров, способными располагать такими свободными (под триллион...другой современных долларов США) финансовыми ресурсами, наиболее вероятным кандидатом в инициаторы, заказчики и финансисты проекта Золотой Орды было признано финансово-экономическое руководство Византийский империи. Византия, инициируя, финансируя и создавая Орду решала несколько стратегических задач:
а) Защищала Шёлковый Путь от любых посягательств местного криминала и местных властителей, как одну из основ её экономики и благополучия.
б) Ставила под защиту саму Византию, Православие и через создаваемые коммуникации распространяла Православие максимально на Восток… При этом гармонизировала силой Орды и правилами Великой Ясы отношения с мусульманами… Включала мусульман не в конфронтацию (а с юга Византии смертельно угрожал тогдашний агрессивный Арабский Халифат), а в мирную жизнь, обеспечение работоспособности и безопасности торговых путей и в конструктивное взаимодействие с Православием
в) Имея влияние на мощную многосоттысячную военную силу Орды Византия смогла обезопасить себя от прозилитизма и агрессии Империи Карла Великого и Ватикана…
г) Та же военная сила и успешная экспансия Орды на Ближний Восток обезопасили Византию от Арабского халифата
д) Через Орду Византия поучила влияние на Персию, Иран и Китай и этим смогла навязать выгодные ей условия обмена и распределения прибыли в торговой цепи в свою пользу (как сегодня это делают США, контролируя торговые пути и навязывая условия обмена и распределения «навара» )… Потратила триллион (в современных долларах) заработала десять…
е) Не ангельского склада характера и вполне себе коварные византийские правители могли ставить себе и задачи ослабления возможных конкурентов в лидерстве в Православном мире, а именно: Сирии, Грузии, Армении, Руси с помощью набегов Орды. По логике «сильного пусть атакуют, слабому пусть помогают», а мы – не при чём. Мы – Град на холме. К нам и те и другие придут за помощью. Это, конечно, идёт вразрез с заповедями Православия и Великой Ясы, но…
Властители Византии вполне могли быть коварными циниками и нарушителями части христианских заповедей, включая и вторую заповедь, во имя «высших» по их мнению интересов. Всё те же извечные «цель оправдывает средства»… Отсюда и опустошительные набеги отрядов Орды на ряд городов самой себя. Хотя, возможно, что это было простым злоупотреблением властью и преступлением зарвавшихся местных или соседних военачальников, в нарушение действовавшего права Великой Ясы, а не политикой ордынского центра. Есть летописные свидетельства, когда в Сарай и к ордынцам (см. известный летописный рассказ про ордынца Ахметку – защитника от грабителей Чернигова или Углича) шли за защитой от разорительных грабежей и опустошения.
Косвенным доказательством византийского следа в возникновении, финансировании и идеологическом управлении Ордой является сложность, масштабность и системность военных, экономических и инфраструктурных преобразований. Византии как-то более под силу сгенерировать и организовать это… Но, если Византия и участвовала в написании Ясы и управлении становлением Орды, то никаких прямых доказательств этого пока не обнаружено. Это – только предположения… Хотя что-то они проясняют… Особенно, если Чингиз-Хан (Тимучин) был не Монголом (он мог назвать себя так для сокрытия от врагов места жительства его близких, как сегодня люди берут псевдонимы и позывные и скрывают свои персональные и адресные данные), а киргизским, иранским, узбекским или казахским военным из степей Южного Урала или Поволжья, чтобы не разгадывать тайну монгольских практически невозможных конных переходов через Гоби или сибирскую тайгу….
4. Уже упомянутая выше, минимальная в истории Руси и России величина налоговой нагрузки на подданных империи, а именно - упомянутая выше в п.2 и п.3 в размере 10% НДС, дополнявшаяся такой же податью на нужды местного храма и монастыря, выбранного общиной.
5. 350-ти летняя защита России от реальной агрессии, колонизации и геноцида населения России элитами Запада и Ватикана. Эффективности и надёжности защиты границ Орды служило упомянутое в п.3 казачество Орды. Германцы даже реку пограничную назвали Одером. Чтобы знать, где ужасные «тартары»-казаки им объяснят, что такое общество без рабства и работорговли, общество запрета сатанистских костров инквизиции, общество запрета охоты на ведьм, сжиганий Жанны Д*Арк, Джордано Бруно и красивых женщин. А образцовый порядок в честь непобедимой казачьей Орды немцы назвали орднунгом.
6. Социально-ориентированное право, запрещающее голод, рабство, работорговлю, любые виды дискриминации и ксенофобии (экстремизма – в сегодняшних терминах). Аскетическое поведение и отсутствие замков и дворцов ордынской знати 13-го… 15го веков сопровождалось значительным и масштабным каменным (чего до этого не было практически нигде, кроме считанных крупных городов) строительством монастырей, городов, крепостей, мостов и т.п. Военный аскетизм и культ служения Родине элит Орды – до сих пор находится в геном коде русских солдат, подвижников и патриотов.
Являясь массово-присущей россиянам чертой, что вызывает недоумение Запада и его непонимание…. Как так можно не жаждать сверхпотребление и ставить интересы Родины и народа выше личных? Дикий Запад не понимает этих кодов, привитых в России возможно ещё со скифских времён.
И укреплённых идеологией верховенства интересов Родины над личными эгоистичными интересами, на которой построена вся философия и правовая конструкция Великой Ясы Чингиз-Хана.
7. Запрет междоусобиц и внутренних распрей и всех конфликтов власть имущих слоёв Орды. Внутри Орды (на территории нынешней Российской Федерации и Казахстана) не было значимого ненаказуемого властью Ясы и казачьих Ясаулов (иногда - хорунжих или урядников) притеснения населения Орды за религиозный выбор или национально-этническую принадлежность. Эксцессы злоупотреблений и преступлений отдельных зарвавшихся начальников Орды не отменяют цивилизационной сущности модернизационного периода ордынской истории. А ведь был ещё и период упадка и предательства ордынскими элитами идеологии Ясы. Так что Ордынский период – это не только негатив или только польза. Это сложный период. Поначалу – прорывной и созидательный. А позднее – период перехода восточной ордынской элиты к предательству Ясы, проеданию созданного и паразитированию на нём. Вот тут-то Московское княжество и преданное Ясе казачество сыграли огромную историческую цивилизационную роль тем, что не позволили Великой Ясной Орде погибнуть и уже под знамёнами Православия и защиты Великой Ясной империи казачество, старообрядцы и Москва сохранили принципы и идеи Ясы, переняли себе лидерство в Орде и отстаивании поддерживаемых всем народом смыслов империи развития, империи внутреннего мира и порядка, империи созидания и прорыва, империи добра и духовности, империи любви и света, наконец.
Второй след Ясы и ордынского периода русской истории в фольклоре, это поговорка-наставление: «Двое дерутся - третий не встревай». Укороченное правило пункта Ясы. запрещавшего участие ордынца в конфликте соотечественников на чьей-либо стороне. Только на границе с ксенофобской, шовинистической Европой(латинской Польшей) и католицизмом происходили религиозные конфликты и геноцид православного населения… (Посмотрите историю резни и геноцида устроенного подручными короля Сигизмунда(поляками, униатами и латинянами) в отношении православных и казаков на территории современной Украины в 16-м, 17-м веках) Понимая значение казачества в защите России (Орды), Европа и Ватикан постоянно преследовали и душили православие и защищавших его казаков. Старались подкупить и склонить к предательству и коллаборационизму руководителей Запорожского казачества… Зверства шляхты и латинян в религиозном геноциде православного и прорусского народа сравнимы разве что со зверствами англо-саксов в Северной Америке, Африке, Индии, Новой Зеландии и Австралии, зверствами гитлеровцев и бандеровцев во Второй мировой войне…(см. например:http://www.allcossacks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=870:2013-10-18-09-58 -52&catid=88:2012-07-11-13-17-00&Itemid=92)
8. Инфраструктурное интенсивное, видимое всем и потому запомнившееся в народе, развитие на всей территории Золотой Орды. Что дало той территории современной России и Казахстана мощнейший рывок в развитии экономики, строительстве дорог и их инфраструктуры обслуживания и использования, благодаря чему происходило интенсивное и ускоренное освоение ранее неосвоенных и малоосвоенных земель (того же Южного, Среднего и Северного Урала, например) и внедрение гениальнейшего транспортно-информационного инфраструктурного изобретения Чингиз-Хана – конно-почтовых станций-Ям. Вспоминаем те же два миллиона лошадей, доставленных Батыем непонятным и непостижимым сегодня способом казачеству на Яик, Волгу, Дон и Днепр вплоть до Одера…. А ещё несколько миллионов лошадей (верблюдов) были нужны конно-почтовой службе Орды на Руси, Транссибе и Великом шёлковом пути. Как они(а это ведь мы – народ тогдашнего пред-СССР) это сделали,- непонятно. Даже с финансированием из Византии это было крайне сложно вополтить в жизнь и сделать физически. Но это было сделано. Скорее всего Византия помогла Орде лошадьми и оружие. А возможно, что наши предки просто не знали, что это невозможно… Вот у них это и получилось, как не один раз в нашей истории.
Русский народ увековечил свою оценку этого прорыва, трудно постижимого и сегодня, народным наименованием небесного Млечного Пути «Батыевой дорогой» и топонимами Москвы, названными в честь «ужасных и тёмных завоевателей» Большой и Малой Ордынкой, а также уже в 16…17-м веках – Большими и Малыми Татарскими улицами.
9. Возникшая в Орде огромная многотысячекиломеровая зона свободной торговли от бессарабского (переведу: "без-арабского" - это, скорее всего, след итога конфликта Византии с Халифатом в этой местности) Ясска, Одера и Архангельска на Западе до Жёлтого, Южно-Китайского и Охотского морей - на Востоке. Перемещение товаров, знаний, технологий, кадров по территории Золотой орды намного упростилось, благодаря созданному Чингиз-Ханом институту конно-почтовых станций(Ям), ликвидации междоусобных границ и строительству дорог и переправ. Это привело к кратному взрывному развитию ремёсел, культуры, науки, торговли и формированию многих сохранившихся до наших дней экономических связей, логистических маршрутов, технологий кооперации и практик разделения труда.
10. Одно из главных цивилизационных достижений периода Золотой Орды – это выстроенные многовековые традиции межрелигиозного и межнационального мира, так называемой симфонии религий и культур… Это - сверхдостижение мирового значения, прорывной фактор мирового многосотлетнего лидерства Орды и её преемницы - Русской цивилизации. Цивилизации, формирующей в наши дни на тех же принципах евразийскую цивилизацию, соблюдающую классическую вторую библейскую заповедь об отношении к ближнему, как к себе самому. Цивилизацию развития для всех, опирающуюся НЕ на грабеж, порабощение, геноцид порабощённых и присвоение их ресурсов, а на взаимовыгодную синэргию культур и народов.
11. Традиции демократии Орды почти без изменений сохранены в традициях её стержневого оборонного и правового института – казачества, а также в обычаях старообрядческих православных общин. Обратим внимание на демократические традиции Орды и ордынской России. Избирательная система – двухступенчатая. На первом уровне гражданами избираются наиболее авторитетные представители их общин - делегаты. У казаков – это участники казачьего Круга, у монголов– делегаты Курултая, в общине – старейшины или старшины или старосты. Далее «делегаты» избирают руководителя «отца» (иногда несколько кандидатов на его пост, одного из которых позже утверждает центральная власть). Атамана – у казаков, Хана – у монголов, Главу (Председателя, Предстоятеля)– у межобщинного или религиозного сообщества. Судебная власть в лице Ясаулов, Хорунжих и Урядников назначалась региональным представителем центральной власти из числа пользующихся в народе (у Казачьего круга) авторитетом, умудрённых служащих казаков (урядники – скорее всего, как аналог мирового судьи, могли назначаться и князем). Таким образом, Ясаулов(казачьих офицеров) в качестве судей (уголовных и этических) назначает центр по согласованию с избранным делегатским казачьим корпусом.
Эта демократическая модель, не будучи идеальной, показала свою жизнеспособность и применяется в многочисленных госконструктах мира (включая: американскую систему избрания Президента, порядок избрания и утверждения кандидатур губернаторов (глав) российских регионов и субъектов федерации) и по сию пору
12. Антиугнетательские, антиинквизиторские и антидискриминационные положения Великой Ясы Чингиз-Хана почти полностью (исключив поддержку местных культур и религий, запрет голода, алчности и междоусобиц элит, а также пьянства) перенял Наполеон в его «кодексе Наполеона», который впоследствии лёг в основу современного европейского права….
По одной из наиболее вероятных версий империя Чингиз-хана и строилась, возможно, что по замыслу и инициативе Византии, на народной поддержке социально-прорывного права Орды - Великой Ясы. А сам Чингиз-Хан – это создатель первой в мире просоциальной, антиугнетательской, модернизаторской империи развития культуры, созидания и прорыва.
Поэтому его последователь, ученик и внук Батый провёл первую в России перепись населения, учредил и развил несколько стратегически значимых и эффективных институтов развития и безопасности страны, включая Сарайско-Придонскую Православную епархию (впоследствии переместившуюся в Москву), казачество, дорожно-почтовую службу и службу дорожного и станционного строительства. Обеспечив взрывной рост и развитие ремёсел, торговли, укрепление и распространение православия, более чем трёсотлетнюю защиту России от инквизиции, от агрессивной и грабительски-убийственной русофобски-нацистской и колонизаторской экспансии Европы.
И всё эти свои «ужасные» реформы и дела ордынцы и русские делали при полном отсутствии на территории Орды «татар», как самощущающего и самоидентифицирующего себя так этноса. Прозвища на рынках и записи в протоколах задержания - не в счёт. Иначе нам придётся поверить в наличие сегодня "кавказской национальности" и в прочие просторечные, часто обидно-оскорбительные этнонимы-прозвища...
Казаки(об этимологии и значении слова «Казак» у их основателя и создателя Батыя – несколько ниже) были (с ними папские послы на Дону имели счастье общаться в 1242году(см., например, Гордеев А.А. «Золотая Орда и зарождение казачества»). Русские (русы) были. Аланы – тоже были, Кипчаки были, половцы и булгары с армянами были... А тартарами с подачи необразованных европейских низов в Московии в 13-м…17-м веке обыватели называли то всех ордынцев вообще(судя по их картам, глобусам и литературе), то всех поволжских магометан или тюркоязычных подданых Орды из Казани, Астрахани, Крыма – в основном булгар, кипчаков, калмыков и ногайцев.
Поэтому татарского ига не существовало в природе от слова СОВСЕМ. Монгольское, в смысле - национально-этнической принадлежности руководства Орды, иго, в смысле угнетения подданных, а не - разрушительно-опустошительной войны, и последующего за ним интенсивного развития, - тоже под большим вопросом.
Ибо то, что называется Игом больше всего отвечает определению «победившей после разорительной и бедственной гражданской войны социальной революции» с изменившимися принципами управления собственностью, средствами производства и распределения созданного продукта, а также - управления, формирования и исполнения стратегий развития.
К сожалению, это была не бескровная революция Ясы и не бескровная война. Она не прошла без горя и больших бед. Но, почти наверняка, победившая сторона опиралась на мощную народную поддержку значительной части многих народов Орды и потому победила в возникшей(опять же, к сожалению, и отнюдь не во благо народов) гражданской войне.
Понимая этот негатив, нельзя не видеть и не отдавать должное последствиям победы сил Ясы и батыевской стратегии развития империи Ясы.
Нельзя эффективное и масштабное развитие назвать Игом.
Тогда СССР – тоже ужасное коммунистическое Иго… Ибо развивался и строился на схожих с Ясой принципах социальной справедливости и развития на благо всех…
Произошло умиротворение местных междоусобничающих бояр, сверхмасштабная модернизация и строительство инфраструктуры транспорта и связи, резкий рост культурной, ресурсной, информационно-научной, технологической и инфраструктурной обеспеченности жизни народа, цивилизационного значения и цивилизационной антирабской гуманистической миссии, а также – расширение от Одера до Камчатки территории жизни и влияния русских и Православия. Это можно по разному назвать и оценить… Но вряд ли это Иго в привычном нам понимании….
А «татарского» ига (как и приписываемого Чингиз-Хану геноцида не существовавших тогда в природе «татар») не могло быть в принципе, в связи с полным отсутствием во времена Чингиз-Хана и Батыя народа с таким самоназванием и самоидентификацией (а также с таким названием на древнеуйгурском языке Батыя и Чингиз-Хана).
Остановимся на созданном Батыем институте казачества несколько подробнее.
СОЗДАНИЕ БАТЫЕМ КАЗАЧЕСТВА, КАК ВНУТРЕННЕЙ, ВНЕШНЕЙ ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ИНСТИТУТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВА ВЕЛИКОЙ ЯСЫ, А ТАКЖЕ - КАК ОГРОМНОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КОНЕВОДЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМПЕРИИ
Установлена с большой вероятностью и с точностью почти до года время основания казачества. Это промежуток между 1237-м и 1241-м годом… Возможно казакстанско-енисейское учреждение элитной народной «угнетённой» полномочиями, землёй и оружием армии-коневодов произошло лет на десять раньше или между завершением китайского и началом похода Ясы на восток, т.е между 1224 и 1237-м годом…. Иначе, откуда Батыю было взять сотни тысяч (или даже до двух миллионов) военно-обученных кавалерийских лошадей уже буквально к 1241-м году? Да, византийская версия финасирования и снабжения что-то проясняет и делает возможным.
Но.. Скорее всего это не единственный, хотя и очень важный фактор становления (опять тюркский корень "стан") Орды. Вероятнее всего, что в своём продвижении ранне-социалистическая империя Великой Ясы Чингиз-Хана( его пред-СССР и пред-ЕвроАзЭС) привлекала «завоёванные» народы социальной справедливостью, запретом рабства, ксенофобии и любой дискриминации, низкими налогами, конно-почтовыми станциями и дорогами, развитием и защитой религии, прекращением междоусобиц, созданием казачьей народной армии коневодов получивших землю и новые смыслы служения такой соц.справедливой(хотя и неидеальной) империи Великой Ясы.
Корень «Каз» в переводе с тюркского (наиболее тогда распространённого в Средней Азии и Поволжье) означает: «выдающийся», «сокровенный», «глубокий», «важный». Вспоминаем значение этого корня в таких топонимах и словах, как:«КавКаз», «Казбек», «Казань», «Казна», «уКаз», «рассКаз»,«ревизская сКазка» и т.п. А «Ак» по-тюркски означает «светлый», «белый», «белоснежный». Каз-Ак по заложенному Батыем в это слово смыслу – важный, отважный, выдающийся и глубокоразбирающийся светлый, честный, белый (в смысле – замечательный, неподкупный и непредающий) воин…. Ибо служба «Каз-Аков»в мирное время это охрана границ, дорог, переправ, внутренняя стража и охрана Закона – права Великой Ясы под руководством Ясаулов, Хорунжих, Урядников…
А здесь честность, внутренняя глубокость и светлость (недаром возникло сословное звание «Ваша Светлость», «Светлейший Князь» и т.п.) нужны сущностно и повседневно…. Казачество на войне – народная конная армия (коне-скотоводов) практически постоянной боеготовности. Казачество в мирное время – боевая учёба и внутренняя(с внешней) стражи под началом Яссаулов(охрана закона, людей и имущества), Хорунжих и Урядников (охрана морали и этики отношений) и более мелкие споры… Казачьи офицеры на службе Ясы и утвердили привившийся у нас на века межрелигиозный мир и симфонию религий и культур . Ясаулы и казаки защищали границы, страну, людей, закон и порядок…
Напомним, что Ясно – значит: очевидно, понятно, справедливо и соответствует Ясе. По сегодняшний день судьи, объявив решение по уголовному делу, спрашивают подсудимых и участников процесса: «Вам ясен приговор?»
И это - сохранившаяся в веках Ясаульская традиция разбирательств дел и вынесения вердиктов и приговоров на основании первого общероссийского права – Ясы Чингиз-Хана…
Сегодня опять цивилизация Ясы противостоит антицивилизация агрессии, алчности, грабежа и геноцида. Даже недавнее 19-го июля 2015г. выступление папы Римского Франциска, говорит об этом же. Папа начал понимать сущность дьявольской неуёмно-алчной, безбожной, убийственной и самоубийственной политики Запада…Его очередного крестового похода на человечество.
Тем значимее сегодня честный взгляд русской цивилизации, как наследницы цивилизации Ясы, того самого славящего Право Православия. Мира патриотичных русских носителей кодов и смыслов Ясы и ясности. Важен честный и адекватный взгляд на основателей русской ясной антирабской, антинацистской просоциальной цивилизации.
От того, что основатели мира Ясы (Русского мира и его опоры - казачества) - не славянской крови, их наследие, заповеданные ими правила жизни и традиции созидательного пронародного прорыва не становятся менее значимыми… Важно помнить не только поражения, разрушения и злоключения, но и хорошее, переданное нам.
Важно понимать и огромные возможности Запада в фальсификации истории. Сегодня это хорошо видно по тотальному, согласованному и наглому ошельмовыванию и демонизации всех жертв агрессии Запада.
Нужно анализировать, сопоставлять и при необходимости разоблачать западные фальсификации и клевету, шельмование и ложь, навязанную нам враждебными нам фальсификаторами истории. Исправим наше отношение к основателям Российской Империи с заведомо негативного (имеющего мало общего с фактами и исторической реальностью) на адекватное отношение к их делам, фактическим успехам и достижениям на благо народов России.
Вряд ли было фактически ужасное и мучительное иго. Этому противоречит не только текст Ясы Чингиз-Хана, но и дожившие до наших дней топонимы и традиции того периода формирования.
Все они логично укладываются не в угнетательскую, а в модернизационно-созидательную систему управления Золотой Ордой, а впоследствии – Российской империей. И возникающее, благодаря видимому всем развитию, уважение народа. Кроме этого, вспомним, что, в переводе с китайского (которым монголы или центральноазиатские воины тоже пользовались) Го – район, страна. Недоразумение в переводе тех или иных летописных наименований с приставкой Го и могло быть трактовано в дальнейшем, как Иго…
Признаемся себе, что татарского ига не только не было, но и не могло быть из-за отсутствия в 13…15-м веках татарского народа. Всех без исключения Ордынцев после похода Батыя в Европу называли «Тар-Тарами» (отсюда и из Европы пришла к нам в 18…19-м веках поговорка про «Загреметь в «Тар-тара-ры», в смысле «пропасть на просторах Орды»). От того, что кого-то сегодня, а где-то и уже пару-троку веков как, в каких-то документах, свидетельствах, блогах, СМИ и литературе называют, кавказцами, жидами, пшеками, арами, украми, колорадами и прочими просторечными обидностями, такие этносы не появляются и в честную историографию не входят (Чего не скажешь о разной степени грубости фальсификатах)
Крайне маловероятно, чтобы тогдашние Тартары (ордынцы – это мы все или все наши предки) могли сами себя угнетать…
Даже сегодняшняя проамериканская Украина(занимаясь современным вариантом самоуничтожения, опираясь в своём суициде на активную помощь и стимулирование его с Запада) на словах пытается при формировании украинской этничности опираться на казачьи традиции запорожской сечи, забывая, что казачество основано Батыем для высокой миссии служения евразийской империи Ясы - по сути своей антиксенофобскому и антинацистскому праву и идеологии. Что гармонично опиралось на Православные ценности и традиции служения миру, народам, цивилизации Ясы, то есть – по сути русской евразийской цивилизации и Православию. Там не было места нацизму, ксенофобии, русофобии, пропаганде насилия, ненависти и «антимоскальской» нетерпимости.
А «татарам» ещё только предстояло появиться из булгар, кипчаков, калмыков и прочих «тартар» через несколько веков применения по отношению к ним этого поверхностного, просторечного европейского прозвища-наименования….
p.s. Понимаю, что точка зрения не бесспорна, но она связывает в логическую цепь и непротиворечивую систему разнообразные факты исторической реальности и, потому, имеет право на существование.
Жигуленко (Гро-ман) Александр
Июль 2015
Библиография:
- Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — Кристалл, 1989. — ISBN 5-306-00332-Х
- Вернадский Г. В. Монголы и Русь. — США, 1953.]
- Соловьёв С. М. История России с древнейших времён: в 29-и т. — СПб., Изд.: Товарищество «Общественная польза», 1851—1879.; М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993—1998.; М., 2001.; [8]; [9]
- Савельев Е. П. Древняя история казачества. — Издательство: Вече, 2007. — ISBN 978-5-9533-2143-3.
- Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трёх частях. — 1915
- Савельев Е. П. Часть 1. Древность казачества // История Дона и Донского казачества (в 4-х частях). — 1918.
- Вернадский Г. В., 1953, Гл. ІI. Монгольская империя — § 6. Великая Яса — Ч. III. Правительство, армия и администрация.
- Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.
- Гордеев А.А. «Золотая Орда и зарождение казачества»
- Вильям Похлёбкин «Татары и Русь»
Комментарии
Но эти народы были таким же, кк и все остальные, ордынскими подданными (ужас, как угнетёнными) и не имели никаких привилегий... Поэтому, никак не могли никого угнетать и творить ужас какое Иго(про которое нет ни слова в русских и нерусских летописях, былинах и документах...И даже у Марко-Поло. который зарисовал в своей книге http://rateh.ru/maski-mongolov Батыя и Чингиза на рисунках, в виде чистейших славян или европеоидов - могулов (т.е. могущественных по-старославянски, а никак - не монголов)
Так что отношения этносов 18-го и 19-го веков, когда и поговорку про татарина слепили...раньше о них на Руси никто слыхом не слыхивал и не писал в летописях... или, возможно, они были как ТатиРа (враги Солнцепоклонники) придуманы...