Красная ртуть 2.0

На модерации Отложенный

Анатолий Несмиян

Сегодня я вдруг понял, что именно мне напоминает вся эта мутная история с воплями и базарными криками про «грязную бомбу». В девяностые годы был такой «лохотрон» для новых русских, которые ударились в торговлю всем на свете. Еще в МХТИ я с огромным для себя интересом энтомологического характера глядел на комсомольцев Ходорковского, которые были тогда не ЮКОСом и даже не Менатепом, а всего лишь центром НТТМ при Фрунзенском райкоме КПСС (а может, ВЛКСМ?). Они прямо с телефона институтского комитета комсомола завзято продавали (или покупали — не упомню уже) оленью кровь промышленными партиями, алюминий чушками и ковры из Узбекистана. Вообще, вся страна быстро поделилась на деловых людей и лохов, не умеющих делать бабки. Лозунг «Бабки делать надо» был разлит Мировым океаном на всей территории страны. 

Но и среди «деловых людей» были свои «лохи», причем учитывая интеллектуальный уровень бросившихся в торговлю всем чем угодно, сразу возникло несколько тем, по которым безошибочно определялся именно «лох», которого нужно было срочно раскрутить на всё, что он успел сам к тому моменту раскрутить с других таких же «лохов». 

Одной из таких тем была «красная ртуть». Загадочный и фантастический по своим свойствам материал, за который некие загадочные иностранцы обещали совершенно несусветные деньги. Вагон «красной ртути» должен был обеспечить свободно конвертируемыми дензнаками и самого бизнесмена, и его потомство поколений на десять вперед. Перечень областей применения неведомой субстанции был широк и безбрежен и зависел только от фантазии «разводящего». Ее использовали и в качестве инициатора ядерных зарядов, и для производства секретных пушек Гаусса, известный академик Петрик гарантировал, что на «красной ртути» он может построить невиданный гамма-лазер. Мало того: Шамиль Басаев на полном серьезе заявлял, что обладает ядерным оружием, созданным из красной ртути. Было это вообще в начале нулевых, но Шамилю простительно — пока все дружно торговали, он воевал, и к теме он подключился, когда она совсем протухла. 

 

В итоге под вывеской «красной ртути» друг другу продавались самые разные субстанции — от реальной ртути, смешанной с обычным истолченным красным кирпичом до воды, густо накрашенной анилином. Совсем лихие люди под видом данного вещества (которое не было запрещено к вывозу просто ввиду отсутствия его в любых нормативных документах) вывозили растворенное в ртути золото (амальгаму золота) — но это были как раз те, кто уже понял, о чем идет речь. 

В общем, легендарное вещество. Буквально философский камень, за которым охотились все. И как философский камень, является мифом. Конечно, ажиотаж с ним быстро сошел на нет, как только до основной массы деловых людей дошло, что в школе надо было учиться, а не просто ворон считать в окне. 

 

Вот такой же ажиотаж сегодня наблюдается и по поводу «грязной атомной бомбы», причем никакого удивления, что тему эту педалят российские руководители, нет. По уровню владения темой они примерно как Шамиль Басаев про красную ртуть. А потому всерьез полагают, что в этом что-то есть. 

«Грязная бомба» - это страшилка, созданная в период, когда всё прогрессивное человечество беспощадно боролось с международным терроризмом. Дескать, эти страшные люди не способны создать полноценный ядерный заряд, но что-то похожее на него, если получат доступ к делящимся материалам — очень даже смогут. Специалисты и профессионалы отрасли мучительно сдерживали ржание, понимая, что эту лютую ахинею они должны выслушивать ради некой святой и великой политической цели, но все-таки некоторые не выдерживали и пытались просветить если не народ, то хотя бы правителей, которые на самых серьезных щах начинали уже откровенно заговариваться. 

В конечном виде все пришли к негласному консенсусу, что да, под наименованием «грязная бомба» теоретически можно полагать устройство, состоящее из химического взрывчатого вещества в смеси с некой радиоактивной субстанцией. Действительно, подрыв такого устройства приводил к радиоактивному загрязнению местности, а потому считать его (устройство) бомбой, да еще и «грязной» - можно. Но нужно отдавать себе отчет, что это чисто террористическая история, и никакого военного применения у нее быть не может. Нет внятного поражающего фактора, за исключением той самой химической взрывчатки, которая и без радиоактивного дополнения могла нанести определенный вред в зоне поражения — то есть, на расстоянии до нескольких десятков метров. Радиоактивная составляющая при этом создавала загрязнение местности в виде небольшого пятна размером в те же несколько десятков метров (ну хорошо, если взорвать автомобильный 20-тонный контейнер такой пакости — то под сто метров). И на этом всё. Политики, которые любят масштаб, переспросили — так что, хотя бы как очень "слабая" ядерная бомба вот это всё взорваться не может? - Нет, - твердо ответили специалисты. Исключено напрочь. Вот совсем. "Жаль", - сказали политики. "Какая тема была перспективная". И переключились на что-то ещё. 

В итоге тема была закрыта, хотя иногда ее судорожно вытаскивали на свет — последний раз, когда я столкнулся с ней в СМИ, были какие-то страшные истории про иранских головорезов, готовых привезти автомобильный контейнер с адской смесью в Европу и там его взорвать в отместку за санкции. Где-то в начале десятых годов, если не ошибаюсь. 

В итоге сам факт обращения к теме «грязной бомбы» стал выдавать в человеке, который эту тему поднимал на щит, либо дурака и полного дилетанта, либо лжеца, который пытается на этой теме поиметь свой маленький (или не очень маленький) гешефт. «Грязная бомба», как и «красная ртуть» стала неприличной темой, которую больше было не принято затрагивать. 

И вот тут случилась спецоперация. И снова возникла тема «грязной бомбы», которую снова принялись бурно обсуждать. Дообсуждались уже до того, что при подрыве означенного вундерваффе на территории Украины облако радиоактивных осадков распространится на 1500 км и накроет если не всю, то почти всю Европу. ###! Это же что они взрывать-то такое собрались? 

Чтобы два раза не вставать. Основной поражающий фактор любого радиологического оружия — ионизирующее излучение. Предполагается, что «грязная бомба» - это именно радиологическое оружие, по крайней мере откровенно больных, которые утверждают, что она способна взрываться, как ядерная бомба, я не встречал среди тех, кто сегодня носит вот эту вот чушь. Что уже хорошо — совсем безнадежных все-таки не наблюдается, наблюдаются толко примитивные врали. 

Так вот — ионизирующее излучение представляет угрозу при значительном распространении от места подрыва радиологического оружия. В случае, если распространение невелико или вообще отсутствует, то угрозы как таковой нет. Есть зона ЧС, которую можно обозначить и спокойно это ЧС ликвидировать. Вот в случае масштабного распространения — да, здесь неизбежны проблемы. 

Как именно можно добиться максимального распространения поражающего фактора радиологического оружия? Просто — максимально диспергировать несущий излучение агент. В переводе на русский: чем мельче частицы, несущие в себе ионизирующее излучение, тем они опаснее. Самым опасным является дым — это несгоревшие остатки дисперсного углерода вместе с такими же мелкими по размерам примесями — речь идет буквально о микронных размерах. Самым опасным источником такого дыма является огненный шторм, возникающий только и исключительно в городах после применения по ним либо полноценного ядерного боеприпаса, либо масштабной бомбардировки обычными боеприпасами (см. Дрезден). Огромный пожар с очень высокой температурой действует как насос, подкачивая в зону горения массы окружающего воздуха, и создает восходящий поток, уходящий на десятки километров вверх. Вместе с этим столбом и уходят дисперсные частицы дыма, разносимые верхними слоями на огромные расстояния. При этом в силу крайне малой массы и размеров частиц дыма, они не падают на поверхность продолжительное время даже с дождями. 

 

На военной кафедре нам рассказывали, что парадоксальным образом огненный шторм в силу его высокой угрозы для окружающего пространства проще погасить вторичным ядерным взрывом над эпицентром такого шторма, загасив его взрывной волной. Ничем другим огненный шторм остановить практически нельзя — он продолжается до полного выгорания всего, что может гореть. 

 

Собственно, это почти что азы. Из которых следует непреложный вывод: подрыв так называемой «грязной бомбы» дает «на выходе» очень крупные частицы-агенты ионизирующего излучения. Речь идет о миллиметрах и даже сантиметрах размеров. Именно поэтому после взрыва этой гипотетической бомбы практически вся масса разбрасывается ударной волной на те самые десятки метров, после чего остается почти что неподвижно на земле. Да, что-то потихоньку будет перемещаться ветром и водой, но никаких полутора тысяч километров и никакой фонящей Европы от Бреста до Бреста в таком сюжете быть не может. Ну вот не может и всё тут. 

Поэтому «грязная бомба» - это исключительно про терроризм. Ни малейшего военного значения, ни малейшей масштабной военной угрозы она не несет. Нет ни одного сценария, при которой подрыв некого устройства под названием «грязная бомба» может нанести хоть какой-либо серьезный вред за пределами действия ударной волны той взрывчатки, которую используют в этой «бомбе». 

Но все эти простые и достаточно понятные соображения сегодня почему-то опять пошли лесом. Нам опять продают туфту вроде «красной ртути». Отчего возникает простой вопрос: они сами дураки или дураками считают нас?