Бiть или не бiть? Вот в чём вопрос…

Классические произведения поднимают часто настолько фундаментальные философские дилеммы, что не теряют актуальности спустя много веков. Неоднозначность проблемы латентного воровства - скрытой формы присвоения чужой интеллектуальной собственности не всеми воспринимается однозначно. Дело в том, что законодатели могут сколько угодно говорить о необходимости соблюдать закон, но пока в народе у простых людей фигурирует мнение о преступности власти и популярна фраза «грабь награбленное», эффект от затрат на охрану правопорядка вообще будет минимальным (что мы видим на примере Киевских событий). Поэтому для уменьшения риска эскалации напряжённости в обществе и исключения латентного воровства как возможной причины этого, необходимо оперативно в соответствие с развитием технических средств информатизации и средств защиты данных совершенствовать законодательство. Однако почему-то этого не происходит. Может быть в консерватории что-то подправить?

Но если говорить серьёзно, то мои многочисленные обращения в различные инстанции (в частности о патентном праве) рангом пониже привели только к уверенности, что это бесполезно. Все разумные предложения упираются в букву действующих законов, которые не предусматривают и точка… А ведь закон – не догма! Деятельность чиновников, сочиняющих долгими рабочими днями в тихих уютных кабинетах ответы за хорошие зарплаты должны бы войти в историю мировой культуры в качестве шедевров литературного творчества, стать философским и интеллектуальным фундаментом, на котором будут строить своё будущее многие следующие поколения… Должны, но не войдут, поскольку мнение народа о всех подобных трудах: «такие отписки пригодятся только вместо туалетной бумаги». Впрочем, наверняка вы и сами перелопатили много таких документов, не получая никакого удовольствия от уровня их исполнения исполнительными органами. В моём электронном почтовом ящике (могу вам предоставить доступ для ознакомления) около 200 таких ответов, которые никакой пользы не принесли ни заявителю, ни обществу – только потеря времени. Кабинетное правительство таким образом перешло на новый уровень – электронный. Напрашивается сценарий фильма «Война с бюрократией – новый уровень» по мотивам популярного блокбастера о компьютерных играх. Беларусьфильм мог бы себя несколько реабилитировать, сделав для народа документальный научно-популярный фильм о новых технологиях и перспективе защиты прав человека в Беларуси, о борьбе с коррупцией.

Лично у меня к сожалению, нет средств космического наблюдения за ситуацией, мониторинга с беспилотных и прочих высокотехнологичных средств видеонаблюдения и суперкомпьютерного контроля, поэтому приходится использовать интернет и обращаться ко всем сразу – почему не происходит динамичного совершенствования и развития патентного права для исключения скрытого воровства интеллектуальной собственности? Справедливое вознаграждение было бы отличным стимулом для повышения уровня культуры общения в сети. Знание, что даже высказанное перед микрофоном ноу-хау не останется без внимания патентного ведомства и будет достаточным основанием для получения авторского приоритета и вознаграждения, привело бы к общественному осознанию важности каждого сказанного слова и соответственно повышению уровня культуры общения. Комфорт для граждан – конституционное право и гарант стабильности в обществе. Эскалация напряжённости и паранойя, вызванная политикой СМИ в России, привела к тому, что оскорбления нарушением уже не считаются. Журналисты в прямом эфире допускают оскорбления Президента Беларуси (например, Латынина сравнила Беларусь с глистом, паразитирующем в кишечнике России). У меня конечно неоднозначное отношение к Лукашенко, но я не считаю такое допустимым (тем более огульное оскорбление всех граждан Беларуси).

Но вернёмся к латентному воровству. Уже полтора десятка лет я активно работаю в сети, с биологической и нейрофизиологической точки зрения мой мозг ничуть не меньше электроэнергии сгенерировал, чем, скажем мозги советников Президента или разного ранга директоров.

Однако почему активность пропала зря? Спустя много лет стало возможно «взвесить» последствия принятых решений как экономически, так и политических и стало очевидным - во многих случаях я был прав, а чиновники из правительства – нет. Однако не предусмотрен механизм ответственности за неоптимальные решения, поэтому их можно только пожурить… В Киеве посадили было за невыгодный газовый контракт Юлию Тимошенко, однако вы сами знаете, что из этого получилось.

В Беларуси министр информатизации, вторя Президенту, будет убеждать, что избирательная система в Беларуси идеальна, Ярмошина будет опять с урной перекладывать бумажки и убеждать зрителей с телеэкрана не собирать внеочередную сессию парламента, однако стоит напомнить, что парламент состоит не только из бессловесных тварей, которым безразлична судьба страны. Надеюсь, там есть люди, обладающие даром предвидения, способностями к футурологическому прогнозу, способные предотвращать проблемы. Законодательно необходимо установить такую систему управления, которая бы не допустила возможность загребать лопатой государственные деньги на недальновидные проекты или проекты с техническими недоработками, либо не соответствующими техническим условиям и требованиям, интересам Беларуси (как национальная Библиотека – пустить пыль в глаза, но не предусмотреть патентной работы с читателями). Часто получается, что, не будучи «семи пядей во лбу» чиновники относятся к миллиардным контрактам как к покупке личного смартфона – изделие технически сложное, новые неизвестные возможности, недостатки. Однако невозможно повлиять на зарубежного производителя и купить смартфон по своим потребностям, приходится пользоваться тем, что есть. Например, ранее я писал много раз о том, что строящаяся сейчас вторая атомная станция должна быть подземной – метров десять ниже уровня земли. Тогда белорусским чиновникам ничто не предвещало гражданской войны на Украине, появления миниатюрных ракет, способных пробить 10 метров бетона и многих других факторов. Конечно после заключения контракта поздно «пить боржоми» - но уроки истории нужно учитывать – забрасывать с вертолёта мешками реактор в Чернобыле было не очень удобно… Углубить без существенных доработок и затрат новую ТЭЦ тогда было возможно, работы ещё не начались, но было бы потеряно реноме… Последний фактор перевесил. Однако теперь, когда возникает реальная опасность, когда пересмотрены даже нормы о военном положении, а вышеупомянутые объекты являются первоочередными целями, думаю потеря реноме была бы на последнем месте. Но как законодательно предусмотрена ответственность за глупость? Принимавшие решения живут себе припеваючи, а я чувствую себя обворованным…

Умение предвидеть оказывается таким образом важнее, чем некоторые другие качества руководителя. Возвращаясь ещё к одной серии своих писем, касающихся необходимости в учебный процесс ВУЗов включить дисциплину, закладывающую основы умения научного прогноза, опять подчёркиваю отсутствие результата. У меня нет личных сбережений для организации за свой счёт масштабных акций, более того, такие вопросы не решаются толпой. Поэтому обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой – посодействовать ещё и в этом вопросе. Компьютерное моделирование вариантов развития событий начиная с 70 годов прошлого века в США использовалось даже для прогнозирования поведения отдельно взятого человека, очевидно научный подход к анализу цивилизационных последствий деятельности общественных групп в Беларуси так же необходим. Картографирование нейронной активности мозга и создание электронных моделей вплоть до искусственного интеллекта, для правительства Беларуси видимо совершенно неактуально – «абы бульба урадзилася». Но такая Ярмошинская политика приведёт к кризису, а оно нам надо?

14 июня 2015 г. Конструктор Гаврук В. В. МТС +375 29 8464082 ©