Этот вопрос в условиях бурного развития российского ОПК обострился на фоне развития ситуации на Украине особенно после введения санкций в отношении РФ
Этот вопрос в условиях бурного развития российского ОПК обострился на фоне развития ситуации на Украине особенно после введения санкций в отношении РФ.
В целом, по заявлению российских чиновников и представителей ОПК, отказ от сотрудничества с Украиной и Европой кардинально не повлияет на реализацию масштабной программы по перевооружению армии, на которую в 2011-2020 годы планируется потратить 20 триллионов рублей и еще 3 триллиона предусмотрены на модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Причем темпы перевооружения российской армии и флота ускоряются.
В этих жестких условиях, когда разорваны налаженные многолетние кооперационные связи в области оборонной промышленности, Москва хочет максимально задействовать для переоснащения своих вооруженных сил научно-технологический потенциал стран-союзниц. И, похоже, государствам входящим в ОДКБ, в этом процессе отводится ведущая роль.
Об этом в январе заявил генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа, отметив, что необходимо «посмотреть на потенциал государств-членов ОДКБ, чтобы использовать их промышленные возможности для производства видов вооружения или комплектующих, которые ранее производились на Украине или закупались за рубежом, на Западе».
Как заверил Николай Бордюжа, в аппарате ОДКБ возможности каждой страны будут сопоставлены с потребностями ОПК России, чтобы найти возможность размещения заказов или организации нового производства на предприятиях этих стран в интересах РФ. Кроме того он уверен, что «в Беларуси Казахстане, в Таджикистане, Кыргызстане и Армении есть заводы, где можно развернуть производство комплектующих для российского ОПК».
Однако если внимательно посмотреть на оборонный и промышленный потенциал, имеющийся сегодня у стран, входящих в ОДКБ, то, получается, что кроме России, полноценную оборонную отрасль экономики имеет, пожалуй, только Беларусь. Какие-то оборонные предприятия остались со времен СССР и в других государствах-членах Организации. Но сегодня большинство из них, если не развалены, то находятся в запущенном состоянии. А восстановление их потребует огромных средств, которых, например, у Кыргызстана и Таджикистана, просто, нет.
Что касается Казахстана, то республика в эпоху СССР была относительно слабо вовлечена в производство военной продукции. Были отдельные предприятия по производству торпедного оружия производство элементов комплексов баллистических ракет и отдельные типы стрелкового оружия. В настоящее время военное производство на этих предприятиях в основном свернуто. Так что на Казахстан тоже мало надежды.
Вместе с тем, в последнее время намечается тенденция реализации Казахстаном большого количества совместных проектов с Израилем и другими западными странами в сфере военных и двойных технологий. По мнению военных экспертов, Казахстан, используя свои возможности развития международных связей и кооперации, мог бы ориентироваться на новые области военного производства, связанные с беспилотной авиацией, электроникой, средствами связи, специальными транспортными средствами. Но пока реальных шагов в этом направлении не предпринято.
В такой расстановке сил белорусский военно-промышленный комплекс (ВПК) находится в более выигрышной ситуации по сравнению со странами-союзниками по военному блоку.
В постперестроечный период белорусам удалось не только сохранить рабочие коллективы, уникальные технологии и предприятия, но и создать на их базе, новые, способные выпускать качественную военную продукцию, принятую на вооружение не только в белорусской армии.
Уже сегодня предприятия, подведомственные ГВПК Беларуси, имеют тесные связи с российскими оборонными заводами и выпускают в интересах вооруженных сил России широкий спектр продукции военного назначения. Наиболее успешно с российской стороной сотрудничают ОАО «Пеленг», ОАО «МЗКТ», ОАО «558 АРЗ», НПО «Агат», КБ «Радар» и др.
Причем, по словам российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, белорусское предприятие «Пеленг» уже заместило своей продукцией украинские лазерно-оптические прицельные системы для выпускаемых в России самоходных противотанковых ракетных комплексов «Хризантема».
Кроме того, в интересах российских партнеров оборонные предприятия Беларуси готовы освоить производство многих других жизненно важных для российского оборонного сектора изделий военного и двойного назначения.
Но сегодняшние проблемы российского ОПК не ограничиваются лишь разрывом традиционных кооперационных связей с украинскими и европейскими смежниками. Положение усугубляется тем, что целый ряд видов российского оружия становится неконкурентоспособным на мировом рынке. По мнению экспертов, связано это не столько с санкциями Запада, сколько с внутренними проблемами самого российского ОПК, в частности – в области электронно-компонентной базы.
Нетрудно сделать вывод, что в такой ситуации важное значение для российской оборонки имеет, помимо изделий «Пеленга» и МЗКТ, и современная наукоемкая продукция ряда других белорусских предприятий.
И здесь, по мнению некоторых экспертов, у белорусов есть хороший шанс откусить немалый кусок от пирога российского военного заказа.
А это – средства для сохранения старых и создания новых рабочих мест, инвестиции для разработки новых современных образцов вооружения и военной техники. Такой, например, как РСЗО «Полонез», впервые показанный 9 мая на Параде Победы в Минске. Как заявляют производители, новая РСЗО способна нанести удар на дальности более 200 км, что вдвое больше, чем у российского «Смерча».
Свой взор на белорусскую «оборонку» стоило бы обратить и Астане. Сегодня власти Казахстана в интересах повышения обороноспособности страны активно проводят перевооружение своей армии. Уже заключен контракт с Россией на поставку Су-30СМ. Но, как полагают эксперты, это больше политический шаг. Москва уже неоднократно заявляла, что в первую очередь новое вооружение и военная техника будет поступать в российскую армию. Поэтому в ожидании поставки новых образцов есть необходимость в поддержании боеготовности техники, стоящей на вооружении. Выручить здесь могут белорусские оборонные предприятия, которые проведут ремонт и модернизацию авиа и бронетехники, средств ПВО. По крайней мере, успешный опыт уже есть: в Барановичах на «558 АРЗ» в 2010 г. и 2013 г. провели ремонт с модернизацией казахстанских Су-27.
Кроме того, белорусский ВПК может поставить Казахстану современные средства связи, навигации, беспилотные авиационные комплексы, оптические прицельные системы, радиоэлектронные комплексы различного назначения, радиолокационные станции и многое другое.
Можно долго рассуждать о состоянии «оборонки» в бывших советских республиках, очевидно лишь одно, российскому ОПК в сегодняшних жестких условиях реализации программы импортозамещения реальную помощь может оказать, пожалуй, только Беларусь.
Комментарии
А разве не так?!..
Более того, либеральная экономическая политика Кремля выстроенная за эти годы, почти наверняка сведёт все усилия по созданию ОПК к нулю или около того.
Не забывайте про Батьку!...он такого перца даст!...мама,не горюй!..)
Тогда Колыма лучшим курортом в мире покажется...Аха!!!
Но есть такой анекдот про 1 белорусскую дивизию, которая по пути к Москве обросла ещё сотней...
Но Батька что-то мудрит последнее время.... И нашим, и вашим....
Почитайте хотя бы Вассермана http://maxpark.com/community/5006/content/3497361
Да, а наступление на Мариуполь кто остановил? Опять Лукашенко?
А Батька тоже ведёт себя достаточно двулично.....
"Сталин сдал Киев."
"Путин слил Новороссию."
"Батька ведёт себя двулично."
-------------------------
Не интересно с Вами. У Вас примитивнейшее представление о политике вообще и войне в частности,
Ваша мечта: Путин на белом коне рубает шашкой Порошенко, а Лукашенко кричит "Давай, Вова, давай!". Конечно красиво, но это мечта диванного эксперДа.
И тонкий знаток человеческих душ к тому же))))
отдыхайте, иксперд....
Думаю, что Лукашенко специально взял образ "простого парня". Это позволяет сказать больше, чем, вроде, положено.
Например, как он про Крым? "Ну, если вы не смогли его защитить, значит он вам и не нужен".. Результат такой и "не поддержки" и "не осуждения" России - встречи в Минске, а не в Брюсселе.
Думаю, что он сейчас в таком виде (мостика между РФ и ЕС) и нужен России. Пожалуй, что это даже согласовано с ВВП.