Благовещенск-на-Амуре

На модерации Отложенный

Благовещенск – город – «отщепенец», прижившийся на окраине России не благодаря, а вопреки общей политике освоения Дальнего Востока. Это было первое крупное поселение, но пройдя вниз по Амуру и обосновавшись на берегу Японского и Охотского морей, Россия забыла о нём в жажде «освоения», т. е. захвата и освоения перспективных территорий на пути к океану. Если другие дальневосточные города – Хабаровск, Владивосток и т.д. пользовались активной поддержкой всех властей, то Благовещенск рос и развивался сам по себе. Стоит он в стороне от основных ж/д и авто- магистралей и как бы не играет стратегической роли в освоении Россией Дальнего Востока. Но именно «как-бы». Дело в том, что он напрямую, через Амур, граничит с Китаем, торговля с которым во все времена была очень прибыльным делом. Наши товары, особенно изделия из металла, ширпотреб, очень ценились в Китае. Оттуда везли рис, шелкА, чай. Водный транспорт по Амуру и Зее способствовал, главным образом. пограничной торговле. Город был купеческим. Богатым. Русские купцы умели осваивать рынки. Не удивительно, что Благовещенск был их основной «пересыльной» базой. Прибыль от торговли оседала здесь. Советское время для Благовещенска было временем затишья, спячки, конфронтации.

Как только границу «открыли» для общения и торговли, сразу толпы людей с обеих сторон хлынули друг к другу осваивать «торговые возможности». Разница в ценах на наши и китайские товары была поразительной. Не дожидаясь развития «цивилизованных» видов торговли, люди (кто сумел достать загранпаспорта) начали возить товары в баулах, сумках, рюкзаках. Практичные китайцы сразу нашИли специальные сумки, в которые можно было упаковать много-чего. Товары продавались на рынках, а в Китае – прямо на улицах. Приезжая туда в 1992 году я поражался тому, что в Хэйхэ практически была одна улица, застроенная пятиэтажными домами. Остальное – сложенные из всякого подручного материала «фанзы». Китайцев в них было как муравьёв. Везде грязь. Помойки прямо на перекрёстках. Электричество и вода были в жёстком дефиците. Китайцы, приезжающие к нам из «цивилизованного» Харбина спрашивали во сколько у нас отключают на ночь свет.

 Но китайцы оказались прилежными учениками. Они быстро насытили свой рынок ширпотребом и кинулись осваивать наш. Торговать они умели лучше нашего (наших-то купцов коммунисты «повывели»), да и правительство у них оказалось грамотнее, поэтому основная часть прибыли оседала теперь уже в Китае. Оставляя значительную часть вырученных таможенных средств в распоряжении местных властей китайцы быстро превратили город Хэйхэ в современный цивилизованный город.

Вернувшись из небольшого «экскурса в историю» хочу показать во что превратились наши города-близнецы в новом ХХ1 веке. Вот он, наш Благовещенск – торговое «европейское окно» в Китай во всей ночной красе. 



Почему «в ночной»? Так ведь ночью здесь жизнь бьёт ключём. Кафе, рестораны, до недавнего времени и казино. Кстати, я никогда не  думал, что китайцы очень азартные игроки.

Китайцы построили (или арендовали) здесь свои кафе и рестораны, а также огромную гостиницу «Азия».

В центре города, как водится, домА правительств области – четырёхэтажный особняк окруженный елями, и города -3-х этажное здание с яркой подсветкой.

Есть у нас и свой Ленин с устоявшимся «указующим» жестом.

 

 

 Стоит он, правда, к Амуру (к китайцам) спиной и жест его направлен на север, в пространство.. Есть и Филька,

возле гостиницы Юбилейная – не дикари_ чать. Правда приняли его здесь «не очень». Есть у нас и свой элитный коттеджный посёлок в сосновом бору. Видно его, конечно, плоховато

(справа, вдали), но обитатели таких посёлков не заинтересованы в афише. Дымовые шлейфы ТЭЦ

по «Розе ветров» отравляют нам жизнь. Особенно зимой при безветренной погоде, но это издержки цивилизации.

Вот китайский Хэйхэ.

 

 

 Китайцы обустроили в первую очередь набережную, что выгодно отличало Хэйхэ от Благовещенска. Но они отстают в ликвидации трущоб (виднеются вдали справа).

А вот и могучий Амур, который невозмутимо «свои воды несёт».

 

 

 

  В обустройстве набережной мы несколько поотстали от китайцев, но сейчас навёрстываем. «Отвоевали» у Амура Отмель (около 300 метров по ширине и до 1500 метров по течению), отсыпали её и интенсивно строим новую набережную.

Попутно перестраиваем «задворки» речного порта совремёнными высотками. 

Скажу по секрету, что поскольку русло Амура сузили, в наводнение прошлого года затопило восточную часть набережной Хэйхэ. Всё хозяйство их таможни ушло под воду. Едва не смыло. Долго с ними не было сообщения. Но восстановились. 

P.S. Фотографии, к сожалению, не мои, а Ивана Белозерова, который сделал их с крыши высотки и помог встроить в рассказ о нашем городе. Так что рассказ можно считать совместным.