"Почему я ушел из соцсетей" (о. А. Уминский)
На модерации
Отложенный
«Я устал. Было время, когда я чувствовал, что перепосты, проповеди, переписка могут иметь смысл. Некоторые из тех людей, с которыми я переписывался в фейсбуке, пришли в храм. Но в социальных сетях спасение не происходит. В интернете любую проповедь, любое святоотеческое высказывание могут превратить в фейк. Сам человек может в нем превратиться в фейк», – говорит известный московский священник и телеведущий протоиерей Алексий УМИНСКИЙ, закрывший свои аккаунты в соцсетях.
Сугубые интернет-грехи
— Почему у людей так сильна потребность жить виртуально в социальных сетях?
— Мне кажется, что потребность «жить виртуально» в социальных сетях во многом связана с возможностью говорить с «трибуны», не неся ответственности за свои слова. Человек в интернете становится невидимкой. Он может выступать из ниоткуда. Психологически это очень комфортно. В социальных сетях собеседник не видит твоих глаз, мимики, твоих настоящих эмоций.
Есть и другие причины для активного общения в интернете. Например, одиночество или недостаток общения в реальности, или даже возможность самовыражения, когда по-другому человека никто не слушает, и он никому не интересен. В социальных сетях пользователь может мгновенно сделать достоянием общественности любую свою идею, любую пришедшую в его голову мысль. «Блогеры пишут» стало устойчивым выражением, как «британские ученые доказали». Даже в прессе стало возможно ссылаться на надписи на заборе. Человек в социальных сетях кажется значимым только потому, что высказал свое мнение. Через социальные сети можно погрузиться в особенный мир, который очень близок к реальности, и начать жить в нем по его законам, всерьез получая от этого мира поддержку и уверенность.
В социальных сетях есть то, что приносит пользу, но есть и то, что лишает внутреннего мира и обижает. Поэтому соцсети можно рассматривать как способ быстрой связи, как способ поделиться откровенным, как способ узнать что-то новое, или собрать денег на операцию больному ребенку. А можно и как способ посмеяться над кем-нибудь, потроллить, собрать людей на митинг или сыграть злую шутку, не опасаясь возмездия.
— В интернете информация распространяется быстро и широко. Получается, что и ответственность за слово в социальных сетях должна быть больше.
— Наоборот, ответственности за слово в интернете меньше. И вес слова гораздо меньше. Слово становится легковесным, именно поэтому оно так легко и распространяется. Поэтому так легко словом в интернете пользоваться, легко манипулировать. И на мой взгляд, именно это — одна из самых главных проблем интернета. Слово перестает быть по-настоящему значимым. Люди над словом не задумываются. Они что-то слышат и сразу это множат, расшаривают, копируют. А вдруг это неправда?
Фейк – новое интернет-явление, странное и ужасающее — шуточка, которая очень похожа на правду. Настоящее дьявольское ухищрение — посмеяться над словом, посмеяться над мыслью, посмеяться над человеком, который перестал думать. Перестал осознавать, что он читает в интернете. Например, фальшивые просьбы о помощи, которые люди люди делают, чтобы прибавить себе популярности. Вот это страшно. Поэтому в такой фейк в интернете могут превратить любую проповедь. Любое святоотеческое высказывание. Интернет безликий, безответственный, со склонностью к фейку. Сам человек может в нем превратиться в фейк. Очень быстро. И превращается. Сам себя не может найти, все что ни делает, все оказывается ложным и неправильным.
— Влияет ли присутствие человека в социальных сетях на его сознание в реальности?
— Да, конечно. Например, когда я еду в машине и меня кто-нибудь подрезает, я в сердцах говорю: «Нехороший человек, куда едешь!» Но я не стану этого говорить, когда я не в машине, потому что на меня посмотрят окружающие, они меня услышат и мне будет стыдно. Обычно я скрываю от других свои потаенные мысли. Они вырываются только тогда, когда я один. Поэтому, мне хотелось бы, чтобы о них никто не узнал.
То же самое происходит с человеком в социальных сетях. Он сидит один за компьютером, но в то же время в обществе других людей, и не замечает, как начинает сообщать окружающим то, что обычно хранит внутри себя. В социальных сетях все это вылезает наружу и становится для человека его реальностью, он перестает стесняться других. Наклонности, страсти, с которыми он до сих пор боролся, становятся нормальными, потому что в социальных сетях так принято. Социальные сети сами провоцируют такой стиль общения.
Прочел какую-нибудь статью (может быть, не до конца даже) и тут же прокомментировал: «Вот, урод!» А ему ответ, а он им три, а они пятнадцать, а он тридцать. А потом этот человек делает так. «Ах, вот ты какой. Ну, тогда, раз так, я тебя... забаню!» Я так понимаю, что был бы у этого человека пистолет, он бы, наверно, пошел и выстрелил. Одному бан, другому бан, третьему бан. Всех пострелял бы и жил спокойно. Ведь они больше не существуют в его пространстве. Он их забанил.
Присутствие человека в социальных сетях привнесло в духовный мир сугубые интернет-грехи. Например, сильнейшую зависимость, когда сообщения, комментарии, фотографии проверяешь ежеминутно, благо теперь они приходят и в компьютер, и в телефон, и ты «всегда на связи». Или сугубое интернет-тщеславие, когда ты считаешь, сколько получил лайков, сколько перепостов, сколько людей у тебя в друзьях — это виртуальное собирательство, цена которого понятна человеку, живущему духовной жизнью.
Батюшка, благословите, сели в самолет!
— Присутствие пастырей в социальных сетях открывает чадам быстрый доступ к духовнику, и даже к его частной жизни. Хорошо ли это?
— Нет, все-таки не стоит пускать прихожан жить в своем доме. Частная жизнь священника должна быть сохранена от других. Иначе от этой жизни, от самого священника просто ничего не останется. «Быстрый доступ», как вы говорите, тоже совсем не так нужен, как иногда кажется. У меня, например, частенько бывает, когда в четыре часа утра приходит сообщение. Просыпаюсь, продираю глаза, читаю «Батюшка помолитесь!» Ну, думаю, произошло страшное. Хватаюсь за сердце. Читаю дальше: «Благословите, сели в самолет, улетаем на Кипр!» Вот она, быстрая связь. У меня чуть сердце не оборвалось, а они — на Кипр улетают. И если бы это было один раз. Поэтому в течение последнего года я стал отключать свой телефон на ночь. Утром включаю – как правило, примерно шесть сообщений и четыре непринятых звонка.
— В социальных сетях люди живут очень открыто. Полезно ли духовнику читать странички своих чад?
— Создавая страницу о себе, человек всегда рисует портрет, приятный для других. Без всякого сомнения. Он не будет публиковать на своей странице что-то, что разрушит его имидж. В какой-то степени мы видим настоящего человека, но только в той, в которой он хочет показать себя другим. То есть, по сути, мы видим ложь.
Может ли этим пользоваться пастырь? А зачем? Зачем лезть специально в чужую жизнь? Да еще в жизнь ложную, виртуальную. В нашей гимназии, например, были случаи, когда школьники из мести создавали фальшивые страницы друг про друга и наполняли их ужасным, обидным содержанием. Дело даже доходило до исключения из гимназии. Представляете, как мог бы обмануться духовник, прочитай он такую страницу перед исповедью или перед благословением на что-нибудь важное?
— Как сохраниться в информационном потоке, который окружает нас все плотнее через социальные сети?
— Если, например, идет пост, я стараюсь ограничивать окружающее меня информационное поле. Хотя и просматриваю в интернете православные сайты, но, скажем, радио в машине уже не слушаю. Необходимой информации на самом деле не так много. Что-то действительно важное, что-то серьезное или страшное, то что имеет отношение к молитве, ты обязательно узнаешь, без всякого интернета, без всякого телевизора, без всякого радио. Поэтому иногда, в пост, можно спокойно все выключить.
Настоящей духовной пищей всегда останется книга. Если она исчезнет, исчезнет и интернет. Потому что все начинается с книги. Интернет — это переложение книги в иное пространство, в иную короткую, клиповую форму. Но и здесь нет ничего нового. Пословицы, поговорки, мудрости, афоризмы всегда существовали. Издают же специальные сборники, где подобраны афоризмы по темам. Скажем, «философы о дружбе» или «физики шутят». Фейсбук тоже такая поговорка, которую ты прочел за завтраком.
Лучше уйти с фейсбука, чем потерять друзей
— Полгода назад вы закрыли все свои аккаунты в социальных сетях, почему? Разве соцсети не дают возможности для миссии?
— Я устал. Было время я чувствовал, что перепосты, проповеди, переписка могут иметь смысл. И действительно, некоторые из тех людей, с которыми я переписывался в фейсбуке, пришли в храм, на исповедь, и кто-то даже остался в нашем приходе. Я вел длительные дискуссии с людьми, далекими от Церкви. Но в социальных сетях спасение не происходит, поэтому те беседы в соцсетях, которые перешли в личный контакт, — увенчались успехом, а те, которые остались в интернете, — оказались бесплодными. И я понял, что хотя из социальных сетей можно добыть много хороших и добрых рыб, но меня на это не хватает.
Кроме того, в социальных сетях у меня возникло множество огорчений. Как я уже говорил, в интернет-общении из человека вырываются наружу мелкие бесики, которых он обычно прячет от других. Вдруг я начал замечать в комментариях своих старых друзей, в их перепостах такие размышления, которые приводили меня в замешательство. Мне было трудно верить, что это пишут те же самые люди, которых я знаю в реальности. Неужели они могут вот так думать? Почему они говорят это? Я решил, что если буду соглашаться с тем, что читаю, я потеряю что-то очень важное для меня и попадусь на какую-то лукавую сатанинскую уловку. Лучше я уйду из фейсбука и сохраню доброе мнение о людях, чем потеряю своих друзей. Я хочу знать своих друзей такими, какими мне их показывает Господь, а не кривое зеркало социальных сетей.
У нашего храма по-прежнему есть своя страничка в фейсбуке, и я по-прежнему думаю, что это хорошо. На страничке чаще бывают люди, которые к нашему храму никакого отношения не имеют, и часто даже живут в других городах. Но им интересна жизнь храма. Интересны те темы, которые обсуждаются, киноклуб. Когда у меня был аккаунт, я тоже участвовал в этих обсуждениях, но сейчас на искушения вроде «Батюшка, возвращайтесь после Пасхи» или «Батюшка, возвращайтесь в закрытом сообществе» по милости Божией отвечаю «Ну уж нет — никогда!»
— Должен ли пастырь как-то особенно вести себя в социальных сетях?
— Должен. Нужна мудрость. Вот у меня такой мудрости не хватало. А есть люди, у которых достаточно рассудительности, достаточно взвешенности, достаточно трезвенности, которые делают это хорошо, спокойно и, наверное, с большей пользой, чем я. Если бы я знал, как нужно пастырю себя вести в социальных сетях, я бы остался. А поскольку я не знаю, я ушел.
Комментарии
-------------------
Особенно если аргументов нет, понимаю)))
___________________________________
Поддерживаю мысли .Что мы сегодня видим в церкви? Ее омирщвление.Священники,чтобы привлечь паству в храм,разве что клоунов из себя не строят. И рок поют, и в футбол играют
Этого делать нельзя. Должна же хоть какая-то святость сохраниться традиционно.Церковь-это нечто такое,что выше земного.Это Идеал совершенства собственного духа до уровня Бога через преодоление порока в себе.Но это не значит,что надо пествовать все и вся светское.Смешение со светской жизнью приведет к обнищанию духа как в церкви,так и внутри человека.Произойдет размывание Идеала(Бога)
Задача духовного развития не удаляться в леса и горы, а укреплять "свой" дух там где и живет человек, только так человек приобретает способность жить в обществе, в мире и не зависит от них, приобретая свободу...
Именно поэтому просветленные (пробудившиеся) внешне ничем не отличаются от других людей, все сокрыто внутри этих людей....
ВСЕ ИМХО!!!
Было предсказано ГЛОБАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ на планете и в человеческой среде. Кстати сроки указывают на НАШИ ДНИ. А где мы видим обновление в религиях?
Какие были проповеди: "со святыми упокой" и " наша вера правильнее всех", такие и остались. Обновления добавились лишь в полном бесстыдстве получения ПРИБЫЛИ на Святом деле. Все же раньше не было ТАКИХ!!! масштабов.
НО даже при этом бардаке и в Православии, все же не стоит всех ставить под один дырявый "ЗОНТИК".
Как и везде, в Православии тоже, есть люди кране негативные, есть достаточно позитивные, а есть середнячки.
А то, что "обманывают честной люд", так кто толкает этот люд в церковь, где обманывают. И что ТАМ делать нищей старушке, которой тоже уже нужно сообразить, что БОГУ деньги НЕ нужны и тем более - понимать образованным людям.
А вот священникам бы нужно подзадуматься о сказанном, что " Ни одна йота из Закона не исчезнет, но ВСЁ исполнится" ( Библия). А это значит , полученное на халяву придётся отдавать, да ещё и с процентами. ЭТО неотвратимый Закон, так гласят Учения Бога. данные через Апостолов.
Но пока люди нуждаются в религии,не желая сами шевелить мозгами,попы будут.О.Алексей из тех людей,кто не ставит себя выше паствы,поясняя ей Писание,в котором действительно очень трудно разобраться.Но поясняет на примерах жизни живого Христа,так,как все должно быть по Писанию,а не то,как надо власти,с которой схлеснулась наша церковь еще в давние времена.
Я имела в виду под омирщвлением-заигрывание попов с паствой с целью заманивания людей в храмы.Вот этот батюшка открыто вчера в ролике сказал,молитесь дома,если ваша душа этого требует.Спросите любого другого попа.Разве он так посоветует?
Ответ не вам.В тему.
В библии Иисус учил своих учеников правильно молиться, он предлагал войти в свою комнату (сердце), закрыть двери и окна (глаза и уши) и произносить молитву, не языком, а сердцем, из сердца, соединив ум и сердце воедино.... Поэтому, где бы человек не находился он всегда имеет возможность войти в свою комнату для молитвы...
Ну а что касается церкви, люди объеденные одним взглядом и одним движением в общую сторону, находясь в единой молитве, получают внутренние острые духовные ощущения, переживания, называемые Божественным откровением...
А батюшку делают свою работу, между разными религиозными течениями происходит борьба за паству, за людей, несущих с собой процветание той или иной религии и благосостояние батюшек (прихода)...
Я так думаю...
______________________________________
Я давно об этом говорю.Но для такого чувстввования надо,чтобы каждый человек тебе был интересен.Даже вызывающий в тебе не очень положительное его чувствование.Вопрос почему ты так его чуЙствуешь,должен внутри анализироваться дать ответ самому себе ,почему так он воспринимается ,а не иначе.Помните,мы об этом как-то говорили в Жизни без границ.
Но какую роль играют церковные обряды в храме, а точнее "таинства" того же причащения к Церкви в церкви, как членство в семье, что в "Доме Отца", еще не прониклась...Пока для меня это внешний ритуал, а служители земной церкви как-то также поверхностно относятся и к нему, и к верующим. Не цепляет. Надо что-то для себя понять хотя бы.
Для людей,понимающих,что сопричастие с Христом-это распятие греха в себе и рост самосознания до уровня Христосознания,думается,этот обряд ни к чему.
Тупость и глупость ладно.Они сознаниями еще не вызрели.Но агрессии очень много.И желания заманить ,сделать себе подобными.Это плохо.
Про обряды как таинства и символизм -еще думаю.
__________________________________
Все это и есть наша жизнь,финалом которой должно стать воскресение из мертвых,или рождение заново(в Духе).
Не ад ли то,что происходит сегодня? Но из него надо найти выход.Выход внутри каждого-САМРОочищение и подъем вверх на "воздушном шарике" измененного следованием за Христом в жизни собственного сознания каждого
Вот такой вот "воздушный шарик".
-Про интересность. По своему эмоциональному отклику можно исследовать СЕБЯ,.свои заморочки в сознании. Сначала в части негативного, конечно. При любом контакте устанавливается информац.-энергетический взаимообмен. Если от другого чека идет негативно воспринимаемое, "чужое" как чужая кровь, просто закрыть это общение: мне этого не надо. Если такого решения нет, то то, что кажется "чуждым", есть в себе, образуется прочный мостик, связь: привязка, наносящая урон как одной, так и другой стороне, упрочивающая позиции "чуждого" присутствия в самом че-ке. В общем, интерес может базироваться на отработке своих тараканов, которым самостоятельно (без привязок к чему-то, кому-то) не опознать.
2. Сугубо чувствование,"сердцем", когда нет привязок, а есть любовь к ближнему. В общем-то здесь эмоциональная реакция с любым человеком и в любой ситуации- должна быть как тепло и радость. Негатива вообще не может быть в этом уровне! Не говоря о взаимообмене им...
С позитивными откликами проще: вот Вы мне приятны, - есть шанс, что я Вас чувствую "сердцем" )) Хотя не факт, может быть, Вы мне просто симпатичны ( в оценках ума).))
____________________________________________
Это и есть сам человек.А,как объект он вряд ли существует.Это не дом,не дерево.Это разум.Невозможно понять,что в его голове и в душе Возможно лишь субьективное его восприятие (как я его воспринимаю),являющееся,вы правы,зеркальным отражением того,что я хотел бы в нем видеть как раз на основе моих органов чувств,в том числе и сердечного восприятия,что бывает крайне редко.
- Господи! Помоги мне попасть в рай. Пусть на дереве вырастет столько сучков, сколько у меня было грехов.
Выросло всего два сучка. Че-к полез по ним, сорвался и попал в ад.
Просит второй:
- Господи! Помоги мне попасть в рай! Пошли мне на дереве столько сучков, сколько у меня было грехов.
И все дерево покрылось сучками. Че-к быстро перелез по этим сучкам через забор и попал в рай.
Так выпьем же за тех, которые при жизни готовят себе дорогу в рай!
Правда, в тосте "грех" - это кол-во любовников у жены. -)
По сути, каждому свое. Не зря: Кого Бог больше любит, тому посылает больше испытаний ( сложности путей). "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр)
Через тернии к звездам.Иначе ничего не поймешь...
Ну это для кого как, Ника. -) Информация от человека= сам человек?
Лично для меня поначалу интересна мысль, информация. Заинтересовавшись, углубляю, нахожу энергетическую составляющую: намерения человека. Если все еще интересно, интересует САМА личность че-ка на уровне мировоззрения, моделей мироустроения, принципы и т.п. Если интерес сохраняется, по нарастающей узнаю еще больше, и уже и опознаю мотивацию че-ка, на что он споосбен, на что нет, это как два мира-сферы, при сближении центров которых "сбрасываются" или точнее, взаимопересекаются однотипные (резонирующие приятием) оболочки сфер. По-моему, это нормальный процесс как тяга к единению, хотя часто он обрывается на уровне информации- самой внешней "оболочки".
Как правило, когда начинаешь слой за слоем снимать оболочки, отрицая первое чувственное впечатление, ничего путного все равно не выходит. Бывало не раз, что ум протестует, плюется, а интуиция не отпускает. Поругаемся в пух и прах, жестко,- а потом вырисовывается взаимоуважение на уровне, когда общение происходит редко, уже на примитивном уровне, лаконично-афористичном, а так много содержания в нем, - понимание с полуслова, когда другим вообще ничего непонятно. Пробились к чему-то настоящему.)) В общем, вариантов не один.
_________________________________________________
Это точно)))
И мужик толковый.
Но проклят будь, кто за тобой пойдет!"
Это не Щукарю, а тем единицам типа Уминского, которые как старый священник у АС пытаются увести нас с этого пира, -анфигвам. Вот отвалится хвост..тогда мобыть.
Таких на макспарке почти нет.
Достаточно прочитать, что пишет вот этот без головы с гитарой.
Или некто Роммель.
Полный пи..ц.
И еще одно дополнение. Слова словами, но часто мы чувствуем собеседника, хотя между нами многие километры. И часто не слова, а "аура собеседника" воздействует на читающего. А может и не "аура собеседника", а воздействие существ из Тонкого мира.
Поразмышляйте на досуге.
Комментарий удален модератором