Загадки Кургана Трёх Звёзд

На модерации Отложенный

 

Не так давно в Китае считали, что истоком их цивилизации было среднее течение Хуанхэ, где возникло централизованное государство Шан-Инь. Но двадцатый век принёс много сюрпризов, открывались всё новые и новые центры зарождения культуры, письменности и государственности. Одним из таких центров оказалась провинция Сычуань.

 

 

 

Сейчас в Сычуани раскопано много неолитических поселений, есть целые города из эпохи Бронзы. У них множество общих черт, но имеются и отличия. Больше других выделяется памятник Саньсиндуй, что переводится как "Курган трёх звёзд" (или "Холм трёх звёзд"). Ещё точнее - период Саньсиндуя с XVIпо XIV века до н.э. К нему относятся бронзовые изделия, не имеющие аналогов в мире.

 

Саньсиндуем называется один из холмов на местности и сама местность - котловина Саньсиндуй. Всего этих холмов четыре, и три из них оказались в центре давно исчезнувшего города, располагавшегося в месте сближения двух рек - большой Яцзыхэ и маленькой Мамухэ:

 

 

 

Город по тем временам огромный - 12 км2, из которых 3,5 огорожены мощной стеной. Но о нём мы расскажем позже, а сейчас зададимся вопросом: почему именно "три звезды"? А не "три холма", например? Что это за три звезды? Известно, что в древности, в разных частях света, почиталось созвездие Орион. Внимание обращалось на пояс фигуры, сияющий светом трёх звёзд. Сегодня принято их называть по-арабски: Аль Нилам, Аль Нитак и Минтака. Две из них крупные рядом, и одна чуть по-меньше, смещённая в сторону от оси.

 

Вспомним Древний Египет. Три пирамиды в Гизе расположены так же, и считается, что это проекция Пояса Ориона. Орион у египтян - это Осирис.

 

  

 

 

И проекция - в самом буквальном смысле. Писатель и египтолог Роберт Бьювэл утверждает, будто проекция такая имела место в 10500 году до н. э. Его мнение подтверждается вычислениями по копьютерным программам. И сфинкс в Гизе смотрит на точку восхода Солнца в день весеннего равноденствия в том же году!

 

В Мексике, у ацтеков, в городе Теотиуакане, главные культовые сооружения повторяют всё ту же конфигурацию. На первом плане следующего фотоснимка - храм бога Кецалькоатля, далее на той же линии - пирамида Солнца, и в конце, несколько слева - пирамида Луны.

 

  

 

Возможно, что и гора Белуха на российском Алтае почитается там священной именно за свои три вершины, ослепительно белые - прямо как звёзды - на фоне окрестных гор:

 

 

 

В Китае, за 1000 км к северу от Саньсиндуя, тоже есть пирамиды - Долина Пирамид, где их много десятков. И среди них видится та же фигура:

 

  

К сожалению, для археологов они пока недоступны. Кто их построил, когда и зачем - неизвестно. А Саньсиндуй раскопали. Я не нашла фотоснимка, где он ДО раскопок. Но судя по снимку производимых работ, он вполне мог иметь три вершины, как в Поясе Ориона. Не зря же в названии - три звезды:

 

 

У разных народов есть мифы, связанные с созвездием Орион. Исследователь Гарри А. Дэвид находит свидетельства культа Ориона у северо-американских индейцев хопи. Он связывает его с легендами о небесных пришельцах Качинас, научивших древних людей металлообработке, астрономии и медицине.

 

Стоит сказать, что и система Сириус, входящая в созвездие Большого Пса, откуда по легенде прибыли предки догонов (Африка, Мали) непосредственно соседствует на карте звёздного неба с Орионом, и Гомер в "Илиаде" называл звезду Сириус "собакой Ориона". Греки и римляне думали, что Сириус - это одна звезда, и цвет её определяли, как красный. Сейчас она бело-голубая, а учёным известно, что система состоит из двух звезд: голубая, массой 2 Солнца, и белый карлик, массой чуть меньше его. Первоначально же этот карлик имел массу 5 Солнц и цвет - голубой, но потом прогорел и стал красным гигантом, и наконец - белым карликом. Интересно, что древние авторы (Клавдий Птолемей и Сенека) пишут о КРАСНОМ Сириусе. А догоны рассказывают не о двух, а о ТРЁХ звёздах в системе - не путают ли они Сириус с Поясом Ориона?

 

Вернёмся теперь к раскопкам.

 

Итак, в 1929 году крестьянин по имени Ян Даочхень, в земле на своём участке обнаружил старинный клад. Он увидел нефритовые предметы, испугался и снова их все закопал. И лишь в 1933 году сообщил о находке правительству.

 

Ян Даочхень с семьёй:

 

  

 

Тогда же начались и раскопки. Обнаружены были предметы, совсем не похожие ни на что китайское, а главное - бронзовые головы с нехарактерными для Китая чертами лица. Работы были засекречены. Потом, в связи с войной - остановлены, и лишь в 1986 году их возобновили, музеефицировали найденные артефакты, построили целый музейный комплекс, и вокруг него - парк:

 

  

 

 

Найдено множество металлических "масок" - из бронзы, золота и серебра, в виде голов человека. В основном они полые, со сквозным отверстием шея-темя, и можно думать, что насаживались на шесты. Хотя есть и целые, каменные. Размеры - от маленьких до огромных:

 

  

  

 

 

  

Некоторые, как мы заметили - с выдвинутыми вперёд зрачками, с оттопыренными ушами. Что это значит? Есть легенда, что первый царь государства Шу в Сычуани, по имени Цань Цун, отличался глазами "на выкате" и большими ушами. А растянутый рот - дань традиции многих народов, изображавших святых непременно с улыбкою на лице.

 

На затылке просматривается заплетённая коса. Исследователи считают, что это не волосы, а платок. Так или иначе, а коса -символ колоса. Свисающие колоски риса и проса, известные в Саньсиндуе, могли послужить прообразом:

 

 

 

Среди принадлежностей алтаря были найдены и фигурки с такими же характерными головами:

 

   

 

Есть даже статуя человека ростом 172 см:

 

 

На голове у него - тиара с подобием крыльев, а на ногах - браслеты, что не характерно для китайских культур. Халат - типа китайского, но застёгнут в другую сторону, полы разной длины, и узор асимметричен. В ушах отверстия для серёг, что тоже совсем необычно. В руках он держал , вероятно, слоновий бивень. Бивни в немалых количествах сложены в схроны (или так называемые "жертвенные ямы", устроенные под землёй. Кто это был - жрец или царь, мы не знаем. Скорей всего то и другое сразу.

 

Подобную голову имеет и существо с птичьим телом и крыльями:

 

 

Это изображение птицечеловека. Возможно, этот народ поклонялся птицам, как и в культуре Хэмуду на востоке Китая. Кстати, обратим внимание на форму крыльев этого существа: они бабочкообразные. Именно так названы найденные в Хэмуду предметы, аналоги "крылатых предметов" с берегов Берингова моря. Возможно, это говорит о сакрализации не только птиц, но и насекомых.. Во всяком случае, отголоски древних мифов о птицелюдях дошли и до наших дней, и даже до наших мест: в русском фольклоре имеются птицы с женскими головами, в частности Сирин и Алконост (первая поёт о печали, вторая - о радости), а также Гамаюн - птица предсказательница.

 

   

Древние изображения птицелюдей найдены в Прикамье и даже на острове Вайгач (между Карским и Баренцевым морями):

 

   

Птицелюди в различных вариантах почитались и древними индейцами Америки - майя, ацтеками, инками. До сих пор птичьи перья - их главное украшение, а в древности перья птицы кетсаль дополняли костюмы жрецов:

 

 

 

 

Возможно, что птицелюди - это не просто химеры, зооморфные божества, а образы человека с летательным аппаратом. В древнекитайском источнике есть описание некоего устройства, поражающее своим сходством с рисунком на древнегреческой вазе:

 

 

Это Аполлон, летящий на родину - Гиперборею. А вот описание треножника императора Хуанди: металлический "котёл" ёмкостью 100 л, на трёх опорах высотой "сажень и три шага". Треножник "изображал дракона, летящего в облаках", а также "мог покоиться и мог идти, мог становиться лёгким и тяжёлым" ("Славословие трем треножникам Хуанди" Цао Чжи). Заметим, что император Хуанди, основатель древнекитайского государства в нижнем течении Хуанхэ - человек не местный. По одной легенде он прибыл с западных гор Куньлунь, а по другой - с далёкого севера. Родом с запада был и помощник первочеловека Фуси Гоуман - человек с телом птицы.

 

А с Америкой Древний Китай связывают так называемые "крылатые предметы", предположительно - утяжелители и стабилизаторы гарпунов, которые найдены на Аляске и на Чукотке. Там они изготавливались уже в историческое время - в 1 тысячелетии нашей эры, а в китайской культуре Хэмуду (Восточный Китай, район Шанхая) - в 5 тысячелетии до н.э., и называются, как мы уже сказали, "бабочкообразными". На некоторых из чукотских "крылатых предметов" имеются стилизованные антропоморфные изображения, а проще сказать - широкие осклабленные рожи, напоминающие китайское божество Таоте (Тао-тие).

 

  

 

(Китай)

 

 

 

 

(Чукотка)

 

 

 

(Аляска)

 

 

Культ кровожадного обжоры Таоте особенно развит был в северных и центральных частях Китая (известен со 2-го тыс/летия до н.э.), но идентичные рожи находят и в Саньсиндуе. А также - в древних культурах Америки.

 

 

 

(центральнокитайские)

 

 

 

 

(культура майя)

 

 

  

 

(Саньсиндуй)

 

 

Наука уже не отрицает, что вторая волна заселения Америки шла из Китая (первая, предположительно, из Сибири). До сих пор в некоторых провинциях Китая встречаются длиннолицые люди с выступающим носом и без эпикантуса. Есть бородатые. Но тут надо вспомнить неолитическую культуру Пэнтоушань (7-8 тысячелетия до н.э.) с её шнуровой керамикой, принадлежавшую протоайнским племенам. Племена эти, родственные амурским племенам (Громатухинская, Новопетровская, Осиповская и др. культуры 14 -8 тысячелетий до н.э.), представляли собой древнеёшую ветвь белой расы. Часть из них мигрировала на Сахалин и в Японию. В Японии они создали культуру Дзёмон, просуществовавшую вплоть до заселения её монголоидами во второй половине 1 тысячелетия до н.э. Слово "дзёмон" означает "верёвка" - по виду объединяющего эти древние племена орнамента на сосудах. Верёвочный (или шнуровой) орнамент встречается в разных местах Китая на протяжении многих веков, в том числе и во всех культурах провинции Сычуань, начиная с раннего неолита и включая рассматриваемый период памятника Саньсиндуй. И что ещё интересней - массовое применение шнурового орнамента дало название одноимённой культуре Европы, пришедшей туда из восточных степей во второй половине 3 тысячелетия до н.э.

 

В Японии протоайны женились на австралоидных аборигенках - в районе северных островов. И на индонезийских аборигенках - к югу. До сих пор живущие на Хоккайдо айны, хотя уже в значительной степени монголизированные, сохраняют свои давние признаки, и не только австралоидные. А лет сто назад айны-блондины были не редкость. И что характерно, женщины этого племени отличаются большей австралоидностью, чем мужчины. И это понятно: захватчики, кто б они ни были, стремятся избавиться от местных мужчин и оставляют жизнь девушкам. Как правило, захватчики в основном - мужчины, и нуждаются в жёнах... Сия разница во внешнем виде айнов мужчин и женщин доказывает, что пришедшие с континента были европеоидами. И в Китае жили такие же.

 

 

 

Но вернёмся к теме нашей статьи. Наследниками цивилизации Саньсиндуя признаются небольшие царства Ба и Шу (1 тысячелетие до н.э.). Оба они завоёваны китайской империей Цинь в 4 веке до н.э.

Потомками называют народности ицзу или туцзя. Это вопрос спорный, и мы его здесь разбирать не будем. Возможно, что ицзу - потомки другой сычуанской культуры - даси. Именно в ней находят корни государства Дянь, существовавшего в конце 1 тысячелетия до н.э. Некоторые обычаи и верования государства Дянь сохранились у "чёрных" ицзу. Есть мнение, что Дянь возникло на обломках Ба. Так или иначе, древние культуры Сычуани во многом схожи, и можно предполагать их этническое родство. В этой связи надо внимательнее присмотреться к народности ицзу, а именно - к его высшей касте воинов и землевладельцев - к "чёрным" ицзу (самоназвание - носу). Забавно, что их благородное происхождение связывается с чёрным цветом, "чёрной костью", а не с "белой", как мы привыкли считать. Многие века они хранили "чистоту крови", избегая родства с нисшими кастами, в том числе и с "белыми" йцзу, которые представляли собой смесь ханьцев, мяо и многих других народностей. В течении тысячелетий китайцам не удавалось покорить этот воинственный народ, он лишь отошёл высоко в горы и там продолжал жить по своим древним обычаям. Вот что писал о них Пётр Гуляр, русский эмигрант, путешествовавший в горах Ляншаня в 1939 году: "Люди их племени имели наиблагороднейшую внешность, какую мне доводилось в жизни встречать. Они очень высокого роста и несут себя с королевским достоинством. Кожа у них ни в коем случае не чёрная, но, как у некоторых мулатов, имеет оттенок шоколада со сливками. Глаза у них большие, блестящие, в глубине всегда сверкающие огнём, а черты лица - орлиные, почти что римские. Волосы чёрные, слегка вьющиеся и очень мягкие..." Красивым считалось лицо безбородое. Считаясь аристократами, жили "чёрные" ицзу на удивление скромно - спали на глинобитном полу, завернувшись в длинные плащи "чарвы". Всей обстановки у них был стол и несколько скамей, в середине жилища - очаг, по краям обложенный камнем. То есть быт их за три тысячи лет мало чем изменился! Сами хижины сооружались из камня или из дерева (Гуляр видел из бамбука и веток). Поселение обносилось каменной стеной или деревянным частоколом со сторожевой башней, откуда постоянно наблюдали: не идёт ли враг. В доме главы клана стояло и кресло - его трон, покрытый леопардовой или тигровой шкурой. За троном, на стене, висели воинские щиты и копья. Всё это знакомо... А ещё у них был обычай игрового похищения невест, а также праздники с факельными шествиями и танцами вокруг костров. Звук их трёхструнного щипкового инструмента вызывает в памяти балалайку:

 

http://mp3shnik.com/muz/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86%20%D0%B8%D1%86%D0%B7%D1%83%20(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%AE%D0%BD%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8)

 

Одежда благородной касты сочетала чёрный цвет с любыми другими, но обязательно яркими. Мужчины носили широченные штаны (шаровары), средняя часть которых свисала почти до лодыжек. Длинные волосы собирали в "хвост" (аналог "хохла"), продетый в отверстие верхней части тюрбана, и верили, что через него с ними общается божественный дух. Парадный костюм дополнялся серьгой в левом ухе: по Гуляру это был "кусок янтаря формой и размером с яблоко, к которому внизу был подвешен коралл размером с вишню". Как мы дальше увидим, янтарное "яблоко" - это персик, символ солнца у древних китайцев. А серьга - особенность местной культуры. У женщин - длинные серьги из жемчуга.

 

После Китайской Революции уклад жизни всех племён поменялся, были отменены касты и рабская зависимость, что послужило дальнейшей метисации населения Китая. Вот так теперь выглядят представители народности ицзу:

 

 

  

Второй претендент на происхождение от народа канконг (в некоторых источниках так называют жителей древнего Саньсиндуя) - народность туцзя:

 

 

   

Сравним этих стариков с американским индейцем:

 

 

Даже головные уборы похожи. Похоже, не Африка, а Китай - родина всех народов...

 

На память приходит гипотеза о миграции древней сино-кавказской расы на восток - в Америку, на запад - в Европу, и на север - в Сибирь (нынешние кеты). Многие считают, что мигрировало оно с Кавказа в Китай, но это неверно. Именно из Китая на Запад, а не наоборот, и тому есть доказательства, прежде всего - окультуренные растения: абрикос, сорта проса, могар. Но это тема отдельной статьи. А здесь можно с уверенностью сказать, что образы духов или божеств Саньсиндуя носят хоть и стилизованные, но не далёкие от реальности черты древнего населения. К сожалению, там найдены всего 4 захоронения с трупоположением - одно женское и два детских. Их характеристик в изданиях на русском языке я не нашла.Сохранились ли черепа, лицевые кости - не знаю. Но трупы могли и кремировать. Древнекитайские источники сообщают о трупосожжении в некоем царстве Ицюй - к западу от Цинь (1 тысячелентие до н.э.), а Саньсиндуй как раз в той стороне... Кремировало покойников и племя дицянь.

 

Последние изыскания в области этногенеза китайцев показывают, что древние жители западных областей Китая принадлежали скорее к американоидному, чем к монголоидному или европеоидному типу. Да и китайцы-иньцы II тыс/летия до н.э. выглядели примерно так:

 

 

(к сожалению, фото не открывается, там скульптурное изображение)

 

И до сих пор этот тип сохранился:

 

(Первый китайский космонавт Ян Ливэй). А для сравнения - бог племени майя Чак:

 

 

А это - потомок племени майя:

 

  

Сходство их всех - на лице. Почему всё-таки американоидный тип, а не европеоидный или арменоидный? Главным образом потому, что население Западного Китая в основном безбородое. Как и статуи Саньсиндуя. Ну, а родство культурное может быть и с другими цивилизациями. Например, в жертвенных ямах "Кургана Трёх Звёзд" были найдены части "Мирового Древа", издревле почитавшегося в разных культурах:

 

 

Таких Древ было найдено там четыре. Одно из них восстановили и поместили в музей.. Конструкция его собрана из бронзовых труб. Её высота 396 см, причём верхушка отсутствует. Детали - тоже из бронзы. В самом низу, у корней - мифический зверь с рогами на морде, с кошачьими лапами и длинным телом змеи, поднимающимся высоко вверх. На ветках - птицы. При этом ствол дерева делится на три части по вертикали, отмеченные круглыми ажурными решётками. Четвёртая, а может быть и пятая, части - располагались выше. Возможно, это деление соответствовало представлениям мастеров о составе Вселенной. У славян и сибирских народов, например, она делится на три части - это высший мир богов, земной мир людей и преисподний мир мёртвых. При изображении Древа на старинных прялках и вышивках в его ветвях также показаны птицы:

 

 

Тут вспоминается "у Лукоморья дуб зелёный" и "кот учёный" из пушкинской поэмы "Руслан и Людмила". А "Сказка о царе Додоне и Золотом Петушке" вспоминается, глядя на фигурки петухов:

 

  

Китайский учёный XX века Юань Кэ собрал в своей книге "Мифы Древнего Китая" множество старинных сказаний, и среди них - о священном дереве и петухах. Согласно одному из них, на верхушке дерева фусан сидел Петух, отгоняющий злых духов ночи. Он был нефритовым. На рассвете петух расправлял крылья и кукарекал. Ему вторил другой петух - ЗОЛОТОЙ, сидящий на персиковом дереве, на горе. Вслед за ним начинали кричать петухи каменные - со знаменитых гор и потоков, а затем - все остальные петухи Поднебесной. Есть миф о тутовом дереве с плодами - солнцами, под которым родился правитель Запада Шаохао. В созданном им государстве чиновники были птицами, а его сын - птицей с человеческим лицом. Ещё один миф повествует, что громадное дерево фусан росло прямо из бурлящего моря, и на нём жили 10 солнц... На ветвях бронзового дерева из Саньсиндуя можно найти 9 круглых предметов, обрамлённых розетками листьев (или цветов). А на самом верху - подставка для недостающего части дерева. Что там должно было быть? Десятое солнце? Или не только солнце, но и петух? Отметим, что "плоды" на дереве в Саньсиндуе похожи на персики, а персики - на солнце... А на рушнике цветы тоже содержат объёмные предметы! Не те же ли персики-солнца?

 

Как ни странно, в России записаны сказки, сюжеты которых явно перекликаются с древнекитайскими: о Кащее Бессмертном (бог грома Лэй Гун), о Царевне Лягушке...

 

А дерево, вырастающее из бурлящего моря до неба и 10 солнц - это, должно быть, воспоминание о катастрофе, о падении огромного небесного тела среди океана, которое вызвало и бурление, и гигантский "гриб", похожий на дерево. А о полёте "дракона" или "змея" через всё небо и его падении в Тихий океан рассказывают легенды многих народов. Ниспадение поверженного Люцифера - из той же серии. Кстати, подставка под дерево может изображать волны, а зверь - именно этого дракона. Не случайно и тело его не лежит у корней, а простёрлось в полёте.

 

Ещё одна тема, наводящая на многие мысли - знаки письменности, обнаруженные на предметах из Саньсиндуя:

 

  

Сходство некоторых с алфавитными очевидно. Подобные знаки находят не только там, но и к северу от Сычуани, в провинции Ганьсу:

 

 

 И что удивительно, далеко на востоке Китая, в провинции Чжэцзян:

Причём эти последние - древней саньсиндуйских. Культуры, к которым они относятся, датированы III тысячелетием до н.э. В Египте и Междуречье тогда ещё пользовались рисуночным письмом!

 

Надо сказать, что в Китае, в бассейне реки Хуанхэ, было найдено множество знаков эпохи Яншао (V - начало III тысячелетий). Среди них есть и вышеперечисленные, и ещё достаточно много похожих на РУНЫ. Собственно, это руны и есть:

 

 

 

 А самые древние знаки - ок.6600 лет до н.э. - в Центральном Китае, в провинции Хэнань (селение Цзяху, культура Пэйлиган). Уже тогда их наносили на черепаховые панцири. С какой целью? Пока неизвестно. Четыре тысячелетия спустя, в государстве Шан(Инь) - для гадания...


(к сожалению, снимок здесь не открылся)

 

Можно сказать, что это была протоиероглифическая письменность, но уже не рисунок! Ещё раз заметим, что время - 7-е тысячелетие до н.э., а в знаменитых Египте и Междуречье первые пиктограммы появились в 4-м.

 

Материальная культура древних жителей Саньсиндуя в чём-то традиционна для Китая, а в чём-то самобытна. Например, у них был свой рецепт выплавки бронзы - более прочной, чем в других государствах Китая. Их секиры, в отличие от иньских, затачивались с двух сторон и обладали ушками для закрепления в древке, тогда как иньцы их просто вставляли или привязывали. Оружие гэ (по-русски "клевцы") - длиннее, с зазубренными краями.

 

Был обнаружен нефритовый меч, аналогичный бронзовым мечам с одного из соседних памятников (Чэнду). Все они на несколько столетий старше первых мечей из Центрального Китая.

 

 

  

  

Но у китайцев было немалое преимущество - колесницы и огромная армия. Им подчинялись обширные земли, народы платили дань. Ради дани они собирались в поход на Шу, о чём повествуют их надписи на костях. Состоялся ли этот поход, и почему был оставлен "Курган трёх звёзд" - доподлинно не известно. Мы не знаем, куда и насколько простиралась власть саньсиндуйских царей, но границы Шан-Иньского государства известны:

 

 

Интересно, что ничего похожего на колёсный транспорт в Саньсиндуе не найдено, но есть бронзовые колёса больших размеров, как это( диам. 85 см):

 

  

В Саньсиндуе колёса, по-видимому, имели сакральный смысл. Подобные вещи, но малых размеров, известны ещё со времён палеолита:

 

 

(Владимир, стоянка Сунгирь, "колёса" из бивня мамонта).

 

Оборонительные сооружения города, возведённые ещё в середине IIтысячелетия, незадолго до его оставления жителями были укреплены. Они окружают центр города площадью 3,5 км2. В результате раскопок обнаружились рвы и каналы, стены и земляная насыпь. Стены строились из утрамбованной глины с облицовкой необожжённым кирпичом. Ширина их у основания - 40 м, сверху - 20, высота - 4. Город был густо населён как в пределах стен, так и за ними.

 

Жилища строились каркасно-столбовым способом, стены - из деревянных жердей и стеблей бамбука, образующих сетку и обмазанных глиной, смешанной с травой. Крыша - из жердей и бамбука, покрытых соломой. Пол - утрамбованная земля, кое-где сверху - белая глина. Хижины в основном от 10 до 25 м2, встречаются перегородки. Вход - не один, имеются боковые двери. Почти все здания прямоугольной или квадратной формы, с очагом. Некоторые - круглые в плане, совсем маленькие - 3-4 м2, со столбом в середине. Самое большое строение - шириной 23 м, общей площадью - 200м2. Таким образом, способ строительства в Саньсиндуе мало чем отличался от общекитайского - как во времени, так и в пространстве.

 

Так же нельзя назвать оригинальной керамику. Часть её изготавливалась с помощью круга, а часть - вручную. Узкодонные сосуды на подставках соседствовали с сосудами-триподами, известными ещё с со времён неолита (6500-5300 лет до н.э., к-ра Хоули, северо-восток Китая).

 

 

 

Посуда с полыми ножками в виде сосков изначально сшивалась из вымени, и появилась в Китае не ранее середины III тысячелетия до н.э. (культура Луншань) - вместе с племенами, разводящими коз, овец и коров. Глиняные сосуды порой имитировали даже швы:

 

 

Интересно, что подобные керамические изделия были найдены и в Забайкалье (II-I тыс/летия до н.э.)

 

 

Вот, пожалуй, то основное, на что хотелось бы обратить внимание в связи с находками в Саньсиндуе. Китай очень богат сюрпризами. Ждём новых.