Черемисские войны.


Предпосылки к войне.

Русское государство в 16 веке разбило неприрывную цепь азиатских ханств на юго-востоке, началась массовая колонизация земель юго-восточнее линии Воронеж - Нижний Новгород. 

После падения Казани состоялось юридическое присоединение марийского края к Русскому царству. Однако попытки восстановления Казанского государства продолжались на протяжении нескольких десятилетий. Потерявшие свои владения казанские феодалы поднимали марийское, удмуртское, татарское население на восстания против Царства русского.

Первая черемисская война 1552—1557 годов.
Земли марийцев входили в состав Казанского ханства. В 1551 году Иван Грозный, начав подготовку к его разгрому, привлёк на свою сторону живших на границе горных марийцев. Весной 1552 года они изменили решение, подняли антимосковское восстание, но к июлю восстание было подавлено. Луговые марийцы, большая часть марийского этноса, оставались на стороне Казани. Объединённые силы лугомарийцев, горных марийцев и чувашей в ноябре «на Волге побили гонцов и гостей и боярских людей с запасами»

В марте 1553 года Москва получила сообщение с луговой стороны об убийстве московских сборщиков ясака — татарина Мисюря Лихарева и русского Ивана Скуратова. Событие послужило сигналом к началу большого восстания. Луговые марийцы собрали многотысячный отряд и объединились с силами арских марийцев. Воевода Казани Александр Горбатый-Шуйский, недооценив силу повстанцев, послал против них два отряда: 500 казаков и 400 стрельцов. Они шли разными дорогами и не успели соединиться, марийцы разбили казанские силы по отдельности, убив большую часть воинов.

Повстанцы затем переместились в верховья реки Меша и устроили крепость в 70 км от Казани. К восстанию присоединилось практически все левобережье Казанского ханства, за исключением самой Казани, в которой вспыхнула эпидемия чумы. Часть повстанцев перешла на горную сторону, вербуя сторонников. Высланный против них отряд Бориса Салтыкова 24 марта был внезапно атакован на заснеженной местности передвигающимися на лыжах повстанцами и разгромлен. Салтыкова взяли в плен и спустя 2 года убили.

С реки Вятка в апреле на борьбу с повстанцами была отправлена флотилия под руководством Даниила Адашева. При поддержке казаков московские силы выиграли несколько локальных боев, взяли под контроль волжские переправы, отделив луговых марийцев от горных, но не смогли проникнуть вглубь мятежной территории. Луговые марийцы пытались осаждать Казань и вторую по важности в регионе крепость Свияжск, совершали рейды в земли Мурома и Нижнего Новгорода.

Против 15 тысяч повстанцев в ноябре было выслано из Нижнего Новгорода войско в 30 тысяч. Три пришедших русских полка возглавляли руководитель всей кампании Семен Микулинский, а также князья Иван «Большой» Шереметев и Андрей Курбский, местными подразделениями командовали Юрий Кашин-Оболенский, Федор Умной-Колычев и Дмитрий Плещеев.

В течение кампании московское войско выиграло около 20 сражений, взяло штурмом и сожгло столицу повстанцев на Меше и разорило окрестные села. Были убиты 10 тысяч мятежников и два из четырёх предводителей — Янчура Измаильтянин и Алека Черемисин. Марийцы арской степи и прибрежных районов под началом Усеина и Сарый-батыра прибыли с повинной к русским воеводам, однако луговые марийцы так и не объявили покорности.

Предводителем нового восстания, поднятого луговыми людьми летом 1554 года, стал Мамич-Бердей. Очередной воевода Казани Михаил Глинский выслал на его усмирение татарских князей Кебеняка и Кулай-мурзу, но они перешли на сторону марийцев. Численность повстанцев, по оценке Андрея Курбского, достигла 20 тысяч человек, включая готовых воевать женщин. Глинский отправил против них новые отряды казанских татар Еналия Чигасова и Еналия Маматова, к концу октября силы бунтовщиков были рассеяны, хотя отдельные их группы, включая группу Мамич-Бердея, продолжали скрываться, грабили проходящие суда.

В начале зимы на земли луговых марийцев пришли крупные московские силы под командованием Ивана Мстиславского. Разделившись на несколько групп, они до февраля уничтожали отдельные отряды повстанцев на всей луговой территории. Повстанцы окончательно перешли на партизанскую тактику, чему способствовали заболоченность, лесистость и бездорожье региона.

В конце зимы, после ухода русской армии, выжившие повстанцы попытались проникнуть в Арскую область, но были там атакованы местными татарами, усиленными русскими стрельцами, а затем на собственной территории — лояльными Москве горными марийцами. К марту 1555 года, когда боевые действия были приостановлены после вскрытия рек, повстанцы потеряли несколько тысяч убитыми, а многие селения региона были разрушены. Мамич-Бердей оставался на свободе и продолжал командовать уцелевшими мятежниками.

Готовя кампанию следующего сезона, русские возвели летом 1555 года крепость Чебоксары. Повстанцы, в рядах которых оставалось до 7 тысяч человек, построили острог Чалым приблизительно на месте нынешнего Мариинского посада.

В сентябре новый карательный поход на бунтарей возглавили Андрей Курбский и Федор Троекуров. Московские силы были поделены на большое количество малых мобильных групп. В марте Мамич-Бердей совершил рискованную вылазку из Чалымского острога на земли горных марийцев, где надеялся завербовать сторонников, но был обманут, пленён и доставлен в Москву. О дальнейшей его судьбе не известно.

Без Мамич-Бердея дела бунтовщиков пришли в расстройство. Казанский воевода Пётр Морозов в апреле 1556 года взял Чалым и сжёг его. В мае он же выиграл крупное сражение в арской области, с большим количеством убитых и пленных повстанцев. В июне и июле отряд Морозова совместно с гарнизоном Свияжска во главе с Фёдором Салтыковым развили успех, уничтожив многие отряды повстанцев.