Кто мы? Откуда мы? Куда идем?
На модерации
Отложенный
"На Руси" (Душа народа)
М.В.Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров пытается ответить на вопросы: "Кто мы? Откуда мы? Куда идем?" Художник отказывается от изображения труждающихся и обремененных и показывает Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Он не вводит в картину Христа, помня о прежних неудачных попытках, а может быть, и о мнении Льва Толстого, считавшего эту задачу невыполнимой. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.
На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах - "Христа ради юродивый", человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды. Еще в картину "Святая Русь" Нестеров хотел поместить выдающихся представителей русской интеллигенции, народных самородков - Федора Шаляпина, Максима Горького. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.
В картине "На Руси" вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев.
Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, "русского инока" Алешу Карамазова.
В Толстом он видел, прежде всего, мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям. Толстой помещен стоящим вне толпы и как бы находящимся в сомнении - стоит ли присоединяться? Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Нестеров избирает эту реку фоном картины, помня о том, какую великую роль она играла в истории России. Пейзаж конкретен - это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.
Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: "Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети". Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.
Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, ушла в небытие.
Приблизится ли к нам опять Святая Русь, или она ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться?
Комментарии
Полагаю, что идея картины остаётся актуальной для нас, русских и россиян, но, естественно, в несколько изменённом временном ракурсе.
В Святую Русь я верю и, думаю, она к нам приблизится, вернётся, пусть даже не очень скоро...
За трагические трудности жизни России в ХХ и ХХI веках вина лежит на советском режиме, который должен быть осуждён международным (Нюрнбергским) судом. Международный суд над ленинской "идеей" Мировой коммунистической революции и непременное осуждение советского агрессивного режима послужил бы очищению нашей страны, родины - России от скверны советского прошлого
А в чудовищных испытаниях,выпавших России, повинны не только ленинские идеи, но и те, кто поверил в них отбросив заповеди божьи. Осудить эти идеи международным судом мало, да и Запад будет рад, выставив этот как чисто русскую жестокую сущность. Нужно самим стать другими.
По моему разумению, западные соображающие люди умеют различать: Советский Союз и Россию.
Уверен, что там люди понимают, что нормальные русские, россияне и люди из бывш. СССР - жертвы советского режима.
Лучше горькая правда, чем сладенькая ложь.
Процессы очищения страны от советской скверны, необходимого улучшения жизни простого народа и очищения самих бывших советских людей должны и могут происходить ТОЛЬКО параллельно, а не последовательно, не по очереди. Процесс сложный и не молниеносный.
Комментарий удален модератором
http://www.anaga.ru/narody.html
Откуда - из России.
Куда идем?- Каяться.