Пять вечеров с Аллой Волковой. Вечер пятый.

Вечер пятый. Сообщество. Напоследок не могу не задать тебе вопрос о нашем сообществе. В какой-то степени многих из нас можно тоже назвать твоими если не детьми, то учениками уж точно. Прежде чем отважиться на интервью с тобой, я заглянул на твою страничку и был поражён количеством статей, опубликованных в помощь начинающим авторам. Уверен, что многим они помогли. За последний год уровень мастерства авторов ТМВ заметно возрос. В этом заслуга твоя и других наших филологов и мастеров поэзии.

В связи с этим вопрос: как тебе видится будущее ТМВ, как сообщество должно развиваться, чтобы не потерять лицо и не раствориться в массе других, а то и заглохнуть, как это случилось с «Пробой пера»?

А.В. – Если бы ты знал, Володя, сколько материала проходит через мои руки ежедневно! Так и подмывает каждый день публиковать интересные сведения о поэтах и писателях, подборки их стихов. Но нет времени на это, и так жаль! Здесь ведь прежде всего важно общение, опубликовал – надо вести обсуждение. А я не каждый день теперь в Макспарк захожу, не всё в ТМВ читаю. Наша работа стала каким-то хронофагом, и положение дел всё катастрофичнее. Греет мысль, что могу уйти в любой момент, что семья не даст соскучиться – но боюсь, что без школы буду тосковать.

Меня однажды спросила коллега: «В школе – компьютер, дома снова сидишь в компьютере. Зачем тебе это сообщество, тебе что, учеников не хватает?» Я подумала и говорю: «Там хотят учиться». И она понимающе закивала головой. Это для учителя важно, а в школе такой мотивации к обучению у детей маловато.

Порой тоска берёт, особенно когда ко мне начинают предъявлять претензии как к администратору: и так отрываю время от сна и семьи – а тут ещё и виновата то в излишней мягкости, то в страшной суровости. Ставлю перед собой вопрос: а если совсем уйти из сообщества, не трепать нервы – и столько сразу появится свободного времени! И отвечаю себе – нет, здесь мне хорошо. Мне дороги люди, с которыми я вместе уже больше трёх лет, о которых я знаю больше, чем об окружающих меня в реале. А самое главное –они не закоснели в бытовых дрязгах, не стали с годами равнодушными и чёрствыми. Они продолжают расти, не желая стареть. И ещё – и, пожалуй, это важнее всего – они люди с тонкой и деликатной, живой душой.

О судьбе сообщества я много размышляю, этот вопрос мы постоянно обсуждаем со «старожилами». Есть в нём, сохраняется всё же тот особый дух, который привлекает хороших людей. Хотелось бы, чтобы он и остался. Если ты заметил, любое упоминание об этой теме собирает живейший форум – и замечательно! Значит, многим она небезразлична.

В свете последних событий я пришла к некоторым выводам. Хочу о них сейчас поговорить с тобой и выставить на обсуждение друзей.

Первое. Наше сообщество – прежде всего единомышленники, которые занимаются творчеством «для себя», потому что просто не могут иначе. То есть, другими словами, сообщество любителей литературы и непрофессиональных авторов. Нам надо чётко обозначить данное обстоятельство в уставе, чтобы вновь пришедшие авторы понимали, что это не литературная площадка в строгом смысле, а скорее тёплая компания с общими интересами. Думаю, в этом случае снимутся многие вопросы и перестанут сыпаться ненужные упрёки в семейственности, в кулуарности.

Второе. Я долго не решалась поднять этот вопрос, помня предыдущие обсуждения, где мы никак не могли прийти к общему мнению. Но в связи с вышесказанным нельзя не отметить, что название нашего сообщества не отражает его сути. Для профессионально работающих авторов, для действующего в реале лит.объединения оно ещё подошло бы, а в нашем случае только вводит в заблуждение окружающих. Я бы сменила его на менее претенциозное, с мягким юмором: «Ясли Пегаса». Здесь слово «ясли» и в смысле «пища поэтов», и в смысле «группа воспитывающихся малышей». Думаю, настал момент сначала обсудить этот шаг, а затем выставить его на голосование – но учитывать нужно голоса только тех 30-40 человек, которые являются пишущими авторами. Именно они составляют ядро сообщества, что бы ни говорили появляющиеся шумные и ехидные авторы. Те пошумят – и уходят, а сообщество остаётся.

Вот эти два момента надо нам хорошенько осмыслить и проработать. Если мы будем осознавать себя семьёй со сложившимися традициями, то никакие внешние факторы нас разрушить не смогут. Были бы внутренние связи крепки. Было бы взаимопонимание, которое нужно выразить словом в трудную минуту, поддержав товарища, – ведь именно на слове строится общение в виртуальном пространстве. Было бы доверие друг к другу – а иначе зачем нам быть вместе?

 В.У.Как администратор администратора я тебя понимаю. Но вот читатель может с этим не согласиться. Например, многие говорят, что если проводить реорганизацию сооба, то право голоса должно быть у всех равное, а не только у 30-40 человек.

А.В. – Я поняла, Володя, что мы из-за этой игры в демократию и не можем никак навести порядок в нашем сообществе.

Ну, посуди сам. Вот тебе ситуация: приходит в твою семью сосед и начинает учить твою жену варить борщ, чтобы он ему нравился. И ещё детей обучает, как ему нужно тапки подавать. Подходит вечер – а он тебе с твоего любимого дивана указывает на порог …

Как ты на всё это посмотришь?

Наверно, вытолкаешь его взашей. И вечера ждать не станешь…

Теперь что происходит у нас. Живём мы тихо-мирно, пишем и обсуждаем написанное, а тут заваливается к нам некий талантливый автор и требует к себе и другим, кто ему лично очень нравится, особого отношения. То есть он имеет право оскорбить кого ему вздумается – но, конечно, под знаком любви к русскому языку, никак не иначе. Он не будет считаться с тем, как здесь принято общаться и вообще не будет считать нас сообществом. А его извольте уважать!

Но пришёл-то он к нам! А у нас семья! Пожаловали и не уходите – будьте добры жить по нашим свычаям-обычаям!

И ядро семьи составляют те 40 человек, которые сами пишут и общаются с другими авторами, кому не всё равно, каким будет сообщество в дальнейшем, чьи публикации и привлекают к нам читателей. Их голоса и должны быть учтены при вынесении решений. А все остальные могут принимать участие в обсуждениях – умное слово и толковое предложение никогда не оставались незамеченными в нашем кругу.

В.У.И хотя да, мы в основном тёплая дружеская компания, но люди в ТМВ приходят в надежде на других посмотреть и себя показать, оценить свои произведения на фоне других. Есть, правда, такие авторы, которые хотят получить только ту оценку, которая совпадает с их собственной, и болезненно реагируют на любые расхождения во взглядах. Тем самым они отбивают всякое желание обсуждать их работы. Ярким примером может служить Дуглас. Ведь талантливый автор, прямой и открытый человек, но из-за особенностей своего характера оттолкнул от себя многих активных читателей.

В связи с этим хочу услышать от тебя совет и критикуемым и критикам: как нужно строить этим двум сторонам свои взаимоотношения?

А.В. – Я думаю, ты помнишь, сколько раз новенькие приходили к нам с внутренним неприятием, колючие такие. Я думаю, не обидится на меня наша любимая Сонечка, которая теперь давно наша, родненькая, если я приведу её в пример. Других, с которыми было много споров – до скандалов, – называть не буду: обидчивые. Всё это было. Кто-то остался у нас, кто-то ушёл, но каждому из них был дан шанс и возможность выбора. Так, я думаю, и следует жить дальше: настойчиво объяснять новеньким, ЧТО у нас так НЕ ПРИНЯТО! Мы – семья со своими законами, и это надо помнить в первую очередь нам самим! В случае же злостного и длительного неподчинения элементарным правилам человеческого общежития надо просто указать нарушителю спокойствия на дверь. Взрослому человеку объяснять правила этикета смысла нет: не усвоено с детства – это уже диагноз.

В.У. Нам как любому творческому сообществу для развития и роста нужно обновляться. Ещё свежи в памяти яркое появление и уход талантливого Сергея Губарева. Не нашёл себя человек в нашем сообществе. Жалко, но для сооба не смертельно. И всё же хотелось бы, чтобы к нам приходили новые авторы, – молодые и не очень, с опытом и без. При всём моём уважении и любви к нашим ветеранам мне кажется, что нельзя уповать только на старые кадры. Нужно привлечение новых авторов. И вот тут, на мой взгляд, у нас слабое место. Во-первых: мы как-то настороженно встречаем новичков, а во-вторых, новички не знают, как себя вести в новой для них среде, делают ряд ошибок, которые приводят к конфликтам и потерям. В связи с этим я целиком тебя поддерживаю в необходимости усовершенствовать Устав ТМВ. Как ты представляешь этот процесс, и как скоро его стоит начать?

А.В. – Не могу согласиться, что мы насторожённо встречаем новеньких. Незнакомым людям на шею кидаться как-то не принято, люди обычно к новому человеку присматриваются – но отзывы на хорошие стихи все наши сообовцы начинают писать сразу, а что может быть лучшим ободрением для автора?

Новенькие ведут себя по-разному, это так – кто-то мил и любезен, начинает налаживать контакты и готов влиться в сообщество, а кто-то заявляется к нам, пинком открыв дверь.

Привлекать новых авторов – а зачем кого-то сюда тащить? Ты вспомни, как формировалось сообщество: по одному человеку, постепенно, приходили сами и оставались – но какие собрались люди! Никто не прогоняет вновь пришедших, Володя, ты сам это прекрасно знаешь. Но очень важна их контактность и готовность к сотрудничеству.

А по Уставу я уже внесла предложения: 1. Мы – семья с литературным уклоном. 2. – Новым друзьям всегда рады и готовы породниться. 3. – Троллям всех мастей – бой!

И обязательно нужно сменить название. Предложение тоже имеется: «Ясли Пегаса».

В.У.В ТМВ нередко заглядывают не то тролли, не то просто люди со специфическим чувством юмора, иногда появляются эпатажные и амбициозные особы (пол не имеет значения). На тебя даже жалобы писали. Некоторые посты просто взрывали наш мирный сооб. Как ты считаешь, нужно бороться с такими явлениями, или, может, ну их, просто проигнорируем – и всё?

А.В. – На мой призыв усилить администрацию откликнулись два человека: Инна Симхович и Лена Соловьёва – они согласились стать модераторами. Меня потрясли их предложения помочь в наведении порядка, потому что обе они нежной душевной организации женщины, но невозможность дальше терпеть хулиганство, грубости, выпады фобствующих индивидов привела их к решению взять в руки веник и заняться уборкой в доме, где мы живём. Слов нет, как я им благодарна за помощь! Так же, как тебе – когда-то ты, Володя, разделил со мной эту ношу и ни разу не подвёл, не снял с себя ответственности.

С откровенными троллями и хамами разговаривать нечего – они ведь только этого и добиваются, чтобы нагадить, возмутить ровное течение жизни, устроить скандал. К совести призывать их бесполезно, это только потеря энергии и душевных сил – надо сразу модерировать: сначала удалять комментарии, а в случае повторных выпадов – изгонять из сообщества их самих.

В.У.Есть ли такое пожелание всем товарищам по перу, которое ты хотела высказать напоследок?

Бесконечно важно всем понимать, что для каждого из нас значит творчество. Кто бы что ни говорил о таланте или его отсутствии у кого-то из пишущих, всё это лишь его досужее мнение и сугубо личное восприятие.

Есть в живописи направление, которое называется примитивизм, есть в поэзии такой приём, как автологическая речь, когда поэт намеренно отказывается от художественных средств выразительности, – и кто из авторов подобных произведений избежал упрёков в бесталанности? Но единственный судья творца – время, если говорить о масштабной значимости.

А для отдельно взятого члена нашего сообщества, наших яселек, творчество – это поплавок, способный удержать на поверхности, не дать пойти ко дну даже в самые трудные минуты жизни. Примером жизнестойкости и радостного служения Музе для нас всегда будет жизнь Вики Джуры. И если каждый посмотрит на своё существование в литературе – сколько мучительно счастливых минут принесло нам творчество, неожиданные находки и озарения! Давайте же руководствоваться правилом лучших педагогов: никогда не сравнивать себя с другими – только с самим собой прежним. Единственный критерий для оценки своего творчества – вырос ты или нет по сравнению с предыдущими своими опытами.

Понимание того, что всё имеет смысл только в случае, если стакан наполовину полон (то есть мы смотрим на жизнь с оптимизмом и ценим всё то, что нам дано судьбой), и даст нам силы заниматься творчеством и дальше. И наше сообщество как семья объединённых общей любовью людей – любовью к русскому слову – будет процветать и дальше.

В.У.Я пытался честно и беспристрастно вести с тобой разговор о нашем сообществе и очень благодарен тебе за искренние ответы. Мы не обходили с тобой острые углы, но формат беседы не позволяет злоупотреблять вниманием читателей. И так растянули интервью на пять вечеров, а то бы мы ещё столько наговорили! Но пусть то, о чём не успел спросить я, спросят у тебя члены сообщества. 

А.В. – Ты прекрасный собеседник, Володя! Хочу сказать, что тебе вполне можно подумать на досуге о карьере журналиста.

Есть такое понятие – «волшебный пинок». Пинать меня в реальной жизни некому, а от тебя я его благополучно получила. Благодарна тебе за то, что всколыхнулись мои воспоминания, вспомнилось даже напрочь забытое – я ощутила побуждение к творчеству, многое осмыслила и даже выстроила планы на будущее. Хочу сказать тебе спасибо за доброжелательность и терпение и пожелать новых успехов в творчестве.

И ещё мне хочется поблагодарить своих друзей, с такой теплотой встретивших моё занявшее пять их вечеров интервью. От таких встреч получаешь столько тепла, и таким удивительно юным становится желание жить дальше!

В.У. И по традиции – блиц:

  1. Какую книгу ты взяла бы на необитаемый остров? – Всю свою библиотеку. Это моя «золотая полка».

В.У.Понятно! Тогда остаёшься на острове без книг! – В таком случае не поеду!

  1. Что бы хотела изменить в своей жизни? – Достроить наш недостроенный дом.
  2. Что бы хотела изменить в жизни страны? – Извести ложь на всех уровнях общественной жизни.
  3. Во что ты веришь? – в Добро.
  4. Кто для тебя авторитет №1?  –  это, безусловно, Время.
  5. Какие качества в себе ты не любишь? – Перфекционизм. Но ничего не могу с ним поделать.

В.У.Здесь я вынужден попросить словами одного из героев фильма «Москва слезам не верит»: переведи.

А.В. – Это когда лучшее – враг хорошего. Я зависаю, выражаясь языком компьютерщиков, переделывая и совершенствуя то, что уже и так хорошо сделано, – а могла бы уже идти дальше.

  1. Какие проступки не подлежат прощению? – Предательство.
  2. Самое ценное человеческое качество. – Порядочность.
  3. Какой вопрос ты хотела бы задать самой себе? – Когда же я перестану разбрасываться в своих увлечениях, чтобы на основные хватало времени?

В.У.На этот вопрос даже я знаю ответ: никогда!

Заканчивая наши беседы с Аллой, я ещё раз убедился, какой всё-таки огромный мир – человек, а человек творческий – Вселенная. Из того, что мне хотелось узнать, я узнал лишь маленькую часть о жизни Аллы Волковой, о её творчестве, о мировоззрении. Но меня не покидает надежда, что Алла в своём творчестве будет раскрываться с каждым разом всё больше и больше. Если раньше мы знали её как поэта, публициста, критика, педагога, то теперь знаем, что Алла пишет замечательную художественную прозу. Кто знает, какими ещё гранями таланта блеснёт эта замечательная женщина с непростой, но яркой судьбой?

Пожелаем Алле Волковой здоровья и успехов во всех её добрых делах!

PS  Сегодня тема непростая. Хочется надеяться на продолжение серьёзного конструктивного разговора в комментариях. Если возникнут  обстоятельные, масштабные предложения, то лучше будет опубликовать их отдельным постом.

Всем огромное спасибо за терпение и активное участие в обсуждении наших с Аллой пяти вечеров!

 Ссылки на все публикации в теме "Пять вечеров...":
http://maxpark.com/community/4707/content/2510776#comment_33807964  
http://maxpark.com/community/4707/content/2512547 
http://maxpark.com/community/4707/content/2514512
http://maxpark.com/community/4707/content/2517131
http://maxpark.com/community/4707/content/2519381#comment_33933801