Фаюмские погребальные портреты: красота по ту сторону жизни
На модерации
Отложенный
Они полны жизни и поразительно реалистичны – лица современников Христа, живших два тысячелетия назад, – только из бездонных глаз смотрит вечность.
Нам, из нашего суетного тщеславного времени, где ежеминутно делаются селфи и всё выставляется напоказ, трудно себе представить, что ни древний художник, ни его модель не думали о том, какое впечатление портрет произведёт на современников или потомков: только двуликий проводник в царство мёртвых Анубис и царь загробного мира Осирис скользнут по нему всевидящим взглядом.
Изображения, которые были написаны живыми для живых, предназначались смерти – или, быть может, бессмертию.
Фаюмские портреты получили своё название по месту первой крупной находки, сделанной британской экспедицией во главе с археологом Флиндерсом Питри в конце XIX века в Фаюмском оазисе. Эти плодородные земли, окружённые песками Ливийской пустыни, когда-то именовали «Египетскими садами» и одним из чудес света, а город Эль-Файюм, основанный в 4000 году до н. э., является самым древним в Египте.
Портрет жреца. 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон. Это изображение было найдено Флиндерсом Питри при раскопках в Хаваре. Голову жреца культа эллинистического бога изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни Сераписа венчает диадема с семиконечной звездой, символизирующей семь небесных тел
У мумий, найденных в фаюмском некрополе Хавара, а ранее – в оазисе Саккара-Мемфис, вместо погребальных масок в покровную ткань были вставлены портреты на деревянных досках, а под бинтами находились таблички с указанием имён умерших, их возраста и рода занятий.
Изображения, поражающие мастерством исполнения, относятся к I-III векам н. э. – периоду римского владычества в Египте, – и являются элементом египетской погребальной традиции, видоизменившейся под греко-римским влиянием.
В 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским, что положило начало распространению греческой культуры. В то же время происходила естественная ассимиляция народов, и греки, составлявшие значительную часть населения Египта, переняли часть обычаев египтян, в том числе касающихся погребальных обрядов.
После смерти Александра Македонского его полководцы из династии Птолемеев, ставшие диадохами (преемниками) великого царя и воителя, в ходе серии войн разделили державу, созданную им, и правили Египтом в период IV-I вв. до н. э. Так зародилась эпоха эллинизма, изменившая каноны архитектуры, искусства и ставшая периодом процветания погребального портрета как уникальной художественной формы.
Женский портрет. Фивы, Египет, вторая половина II в. н.э. Лувр, Париж
Наконец, в 30 году до н. э. Египет был аннексирован Римской империей и на четыре века превратился в римскую провинцию, управляемую наместниками, присланными метрополией.
Влияние римской культуры стало заметным по одежде, причёскам и украшениям, которые соответствовали моде своего времени и эстетике нации завоевателей.
Портрет юноши. первая половина II века н.э. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Города в тот период населяли греки, римляне, сирийцы и египтяне, однако богатая аристократия состояла из высокопоставленных римлян и потомков птолемеевских греков, а египтяне были в основном слугами или рабами, в лучшем случае – торговцами, ремесленниками.
Так свершилось феноменальное переплетение традиций, в результате чего сохранился ритуал мумифицирования, но погребальные маски умерших заменили их портреты.
Портрет знатной женщины в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Фаюмские портреты раннего периода выполнены в технике энкаустики, где связующим веществом красок является воск, а сами краски используются в расплавленном виде. Такой метод отличает пастозность (объемность) мазка, рельефность и множество цветовых рефлексов. Мазки наносились кистью и каустериями – разогретыми металлическими стержнями с лопаточкой на конце (их также называли цестрами) – на навощённую деревянную поверхность.
Портрет. женщины в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В качестве основы использовалась древесина как местных (липа, платан, тис, сикомор), так и импортированных пород (кипарис, ель, дуб, пиния, или итальянская сосна, кедр).
В контурах глаз, на носу, щеках, подбородке мазки накладывались плотным слоем, а очертания лица и волосы писались более жидкими красками.
Работа чрезвычайно сложная и трудоёмкая, требовавшая навыка и сноровки, поскольку воск быстро застывал и делать исправления было невозможно. Картины, выполненные в технике энкаустики, отличает исключительная свежесть, яркость цвета и удивительная долговечность, которой, безусловно, способствовал засушливый климат.
Много веков спустя технику пастозной живописи с применением мастихина использовали знаменитые художники, в частности, Винсент ван Гог, Михаил Врубель, Константин Коровин, Игорь Грабарь, Анри Матисс, Камиль Писсарро.
Позднее – примерно со второй половины II века – на смену технике энкаустики пришла восковая темпера, а к исходу III – началу IV веков портреты пишутся исключительно темперой, в которой связующими для порошковых красочных пигментов являлись животный клей или яичный желток. Мазки наносились ударами кисти и дополнялись тончайшей штриховкой. В отличие от глянцевых портретов, выполненных энкаустикой, поверхность темперных картин – матовая.
Удивляет, что почти все изображённые на них люди очень молоды или в расцвете лет. Дело в том, что средняя продолжительность жизни в Древнем Египте и Древнем Риме колебалась от 22 до 32 лет. А кроме того, портреты создавались заблаговременно – обычно в промежутке между 15 и 25 годами. Часть изображений, в том числе детских – посмертные.
Портрет Евтихия. 100-150 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ещё одна деталь, обращающая на себя внимание – огромные глаза. Глаз являлся одним из ключевых древнеегипетских символов, в частности, уаджет – левый глаз бога неба и солнца Гора, который изображался с головой сокола. Этот глаз был выбит в схватке Гора с богом ярости, разрушений, смерти и хаоса Сетом, и его повреждением объяснялись фазы Луны. Возрождённый глаз Гор использовал для воскрешения своего отца Осириса, поэтому изображения уаджета наносились на египетские мумии в надежде на то, что усопшие восстанут из мёртвых.
Портрет девушки. Антинополь, Египет, Середина III в. н.э. Лувр, Париж
Ключевая особенность фаюмских портретов – использование тончайшего сусального золота. Оно присутствует в виде фона, а также в позолоченных венках, деталях одежды и украшений.
Даже при том, что живописная техника в соответствующие периоды была единой, нетрудно заметить, что художественный уровень портретов – разный. Среди них есть настоящие шедевры, написанные талантливейшими мастерами; но есть и откровенные «поделки» – вероятно, выполненные ремесленниками, поставившими изготовление погребальных портретов «на поток».
Женщина с сережками. 120-140 гг. н.э. Гарвардский художественный музей, Кембридж, Массачусетс
Фаюмские портреты, вошедшие в мировую сокровищницу живописи, относятся по большей части к I-II векам н. э. Один из таких шедевров был найден немецким археологом Ричардом фон Кауфманом в так называемой Гробнице Алины. Общее захоронение, обнаруженное в 1892 году в Хаваре, содержало 8 мумий, три из которых – женщины и двух её дочерей – были с портретами. Сохранившиеся дощечки с надписями на греческом позволили узнать, что женщину звали Алина и она скончалась в возрасте 35 лет.
Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г. н.э. Египетский музей и собрание папирусов, Берлин
Портреты более позднего периода характеризует упрощённая техника, изображение лица и одежды становится более схематичным и плоским, телесную реалистичность заменяет аскетизм, на первый план выступает духовное начало, а на смену богатству красок приходят тёмные тона. В поздних фаюмских портретах явно прослеживаются элементы византийской иконописной традиции, иногда их даже называют «иконами до иконописи».
Женщина с ожерельем. Между 161-192 гг. н. э. Музей истории искусств, Вена
Христианство, получившее распространение в Египте в I веке н. э., в 313 году, поддерживаемое эдиктами императора Константина, обрело статус государственной религии.
В 395 году н. э. Египет вошёл в состав Византийской империи.
Традиции бальзамирования тел умерших постепенно отошли в прошлое, а с ними исчез и фаюмский портрет.
Женщина в фиолетовом хитоне. Британский музей
К сожалению, многие портреты в процессе археологических изысканий были утрачены: так случилось, например, с находкой, обнаруженной в 1887 году, предположительно в одном из гротов эр-Рубайя. Когда Даниэль Мари Фуке узнал об этом, он отправился в путь, но к моменту его прибытия почти все портреты были использованы для растопки костров – так люди грелись в холодные ночи в пустыне – и Фуке достались лишь два из пятидесяти найденных погребальных портретов.
Расхитители гробниц вырывали портреты, а таблички с указанием имён и рода занятий выбрасывали без сожалений, и почти все они погибли.
Так или иначе, фаюмские погребальные портреты ныне украшают экспозиции знаменитых музеев и галерей мира: Лувра, Британского музея, Государственного художественного собрания Дрездена; собрание из 23 фаюмских портретов находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Унесённые в небытие песками неумолимого времени, они бесстрастно и спокойно взирают на нас – хрупкие девы и волоокие юноши, гордые аристократки и простые ремесленники, мужи, вошедшие в пору зрелости и мальчики, навсегда оставшиеся в беззаботном детстве – напоминая о быстротечности жизни и бесконечности мироздания.
Встретимся на канале!
Комментарии
спасибо за хорошую подборку. С детства заворожена их глазами, всегда захожу в этот зал, если занесёт в Пушкинский музей.
Елена Попова, да.Портреты потрясающие IMHO.
Эти портреты потрясают своим совершенством и мастерством.
Пронзительный взгляд, живой и трепетный.