Европейские мздоимцы: от выживания до жадности...

На модерации Отложенный Европейские мздоимцы: от выживания до жадности.
Всю Европу разъела коррупция. Исключений нет: выяснилось, что ни одна страна ЕС не чиста от лихого промысла мздоимцев, крепко сросшихся с жадными до злата чинушами из госаппарата. Недавно «Eurostat» провело первое исследование (видимо, раньше социологи в еврокоррупцию не верили) в 28 странах Евросоюза. И теперь из газет и Интернета просвещённые европейцы с огорченьем узнали, что слово «коррупция» хорошо прикладывается не только к «путинской Олимпиаде». И не только узнали, но и припомнили, что довольно часто сами протягивали денежку просящему чинуше или видели, как её протягивал кто-то другой.

Европейские мздоимцы: от выживания до жадности


Социологи выяснили: 76% европейских граждан считают, что коррупция широко распространена в Европе. Больше половины этих самых граждан (56 процентов) уверены, что за последние три года этот вид лихоимства поднялся до невероятных пределов (в терминологии учёных — «существенно возрос»).

 

 

А вот самое крупное число: 85% европейцев заявили, что были свидетелями коррупции за последний год.

В общей сложности почти треть (32 процента) компаний, участвовавших в государственных тендерах и государственных закупках, уверена, что их проигрыш — следствие коррупции. Вот несколько примеров по странам: в Болгарии так считает 58% компаний, в Словакии — 57%, на Кипре — 55%.

Как отмечает еврокомиссар по вопросам внутренней политики Сесилия Мальстрём, во многих странах Европы существуют соответствующие законы по борьбе с коррупцией. Существовать-то существуют, но до постоянного и повсеместного применения дело отчего-то не доходит. Вдобавок, по её мнению, у правоохранительных органов не хватает ресурсов. А некоторые страны Европы докатились до того, что у них нет даже политической воли в борьбе с коррупцией.

Так поди, всю волю коррупция эта самая и разъела…

99% жителей Греции подтвердили, что коррупция — обычное дело. В Италии про «обычное дело» сказали 97% опрошенных. Три оставшихся итальянских процента — это, конечно, мафия. У неё своё отношение к делам.

Лидерами по распространению коррупции в Евросоюзе считаются не Греция с Италией, а Румыния и Болгария.

93% румын считают, что коррупция у них распространена «широко». 84% болгар считают, что коррупция у них очень сильна. В 2013 году даже прошли демонстрации против связей правительства с олигархами.

Страны с наименьшей долей коррупции — Дания и Финляндия.

Стран без коррупции нет.

Еврокомиссар по вопросам внутренней политики говорит, что коррупция ежегодно обходится европейской экономике в 120 млрд. евро, а это немногим меньше бюджета ЕС. Этакий параллельный бюджет, заметим, создаётся с лёгкостью. Причём кто-то его тщательно учитывает. Сесилия Мальмстрём отметила, что действительный показатель коррупции может быть и выше.

«Масштабы проблемы в ЕС захватывают дух. Коррупция подрывает веру в демократические институты, истощает экономику и её ресурсы и является средой для развития организованной преступности», — написала Мальмстрём в шведской газете «Goeteborgs-Posten».

Лихоборы процветают в финансировании политических партий, промышляют на строительстве городов, срывают куш в здравоохранении и опекают строительство дорог, указала Мальмстрём.

Что ж, это почему-то не удивляет. Те сферы, в которых участвуют государственные и региональные власти, как раз и притягивают лихих людей. Государственная борьба с коррупцией неэффективна именно потому, что государство и есть основной источник коррупции. Наивно предполагать, что власти станут бороться сами с собою. Это всё равно как если бы разбойник объявил вдруг, что станет бороться с разбойниками. Другие разбойники долго бы над таким заявленьем потешались, а потом сдали бы босса в сумасшедший дом.


Кое-что о коррупции в Великобритании «Голосу России» рассказал пресс-секретарь внутренних дел Европейской комиссии Микеле Серконе:

«В общем наши результаты положительные. Если и есть что-то, что может потребовать дальнейших усилий с нашей стороны, так это ограничение риска подкупа иностранных должностных лиц в уязвимых отраслях промышленности, таких как оборона. Кроме того, нам необходимо укрепить подотчетность в управлении банков.

Когда дело доходит до политической сферы, комиссия предлагает сократить расходы на политические партии, наложить ограничения на расходы на проведение различных кампаний и обеспечить мониторинг и судебные преследования потенциальных нарушений».


Он подчеркнул, что не существует ни одной страны в ЕС без пятен коррупции.

Ну, со странами всё понятно. Везде есть коррупция. А что с наднациональными институтами ЕС, которые глядят, так сказать, на это безобразие сверху?

А ничего. Сами себя европравители не рассматривают.

Так не годится. Еврокомиссарам следует сосчитать коррупцию в коридорах собственных институтов, то есть в собственных карманах. Наднациональная коррупция, надо полагать, тоже существует. Ох, как обрадовались бы правозащитники, узнав, что еврокомиссары пытаются поймать себя за хвост!

А теперь — несколько слов о том, откуда же берётся коррупция в ЕС и почему она неистребима.

«Комсомольская правда» в Украине» опубликовала мнение о росте коррупции в ЕС Михаэля Дреера, профессора Института политических наук Университета Фридриха Шиллера (Германия). Этот человек дал эксклюзивный комментарий телеканалу «БТБ».

По его словам, проблема мздоимства связана с сокращением зарплат в государственном секторе. Чиновникам стало труднее выживать на одну лишь зарплату. Теперь они вынуждены брать взятки. Им ведь нужно содержать свои семьи.

«Коррупция растёт, когда, например, государственные служащие не получают достойной платы. То есть если ты госслужащий в Швеции, ты можешь жить очень комфортно на свою зарплату, у тебя мало стимулов стремиться заработать больше нечестным путём. Коррупция не нужна тебе для того, чтобы выжить. В других странах, где ощущается нехватка средств, например, Греция, Португалия, там, где плату госслужащим резко сократили, им значительно труднее сводить концы с концами, зарабатывать достаточно денег для себя и семьи. Это становится стимулом для коррупции. Если платить людям достойные зарплаты, если государство способно на это, уровень коррупции резко снижается».


На этом объяснении, вряд ли слишком убедительном, Дреер не остановился.

Далее он отметил, что коррупция существует не только на низком уровне государственного управления, но и на высшем политическом уровне. Правда, тут её причины совершенно другие. Нужда брать взятки возникает не с вопросами выживания.

Так-так, интересно…

«На высоких уровнях коррупция присутствует также. Эти люди не нуждаются в деньгах. Здесь, я думаю, речь идет именно о личной жадности. Преступники в белых воротничках есть в любой стране. Многие люди на высоких должностях считают, что заслуживают большего. И они имеют хорошие возможности достичь этого коррупционными методами».


Ну, каналу «БТБ» попался хороший эксперт. Всё разложил по полочкам. То есть если ты бедный госчиновник, то ты берёшь взятки из-за бедности: тебе семью надо содержать (холостые чиновники, несомненно, откладывают полученный капитал на планируемое семейное будущее). Если же ты богатый чиновник, занимающий солидный пост, то в тебе просыпается жадность, и ты лихоимствуешь уже просто потому, что не можешь остановиться.

Если придерживаться логики Дреера, то станет ясно следующее. При повышении зарплаты чиновникам или продвижении их по службе ими начинают двигать интересы уже не выживания семьи, но жадности. Вот почему, оказывается, коррупция неискоренима. Там, где кончается выживание, начинается жадность.

А то мы без евроаналитиков этого не знали!

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru