Бойцы «Беркута»: «Переходить на строну народа? Не смешите!»
На модерации
Отложенный
На Майдане – общий перекур. Именно не затишье, не перемирие. А реально перекур. Митингующие, наконец, выдохлись. Трое суток швыряли коктейли Молотова – надорвались. Но уйти в палатку и поспать – не вариант. Это значит снизить накал страстей. Зрители, которые сейчас наблюдают за Европейской со всех холмов могут разойтись. И вот тогда «диверсантам» - труба. Их выловят. Задержат. Будут судить. Помешать разгону могут только зрители. На них вся надежда. Во–первых, зрители - это общественность. Она всегда негодует и все проколы «Беркута» фиксирует. Во–вторых, не исключено, что в случае «зачистки» зрители ломанутся в атаку. И вот тогда массового кровопролития, которого так боятся на Банковой не избежать. А зрителей терять нельзя. И даже если нет сил – надо продолжать. В щадящем режиме…Например строить новые баррикады – под носом у милицейского заслона. Но есть у баррикад и стратегическое значение. С них удобней швырять коктейли на головы «Беркута».
- Они будут вынуждены отойти, - рассуждает один из активистов, который представился Николаем. – Мы отвоюем место – поставим еще баррикаду. Будем теснить до Кабмина, а потом захватим его.
- А потом?
Парнишка в маске растерялся. Так далеко никто не заглядывает. Мы в свою очередь решили выяснить, готова ли милиция отступить? Да, и вообще какой настрой в «стане врага»? Заходим с тыльной стороны. Там все перекрыто, но прессе можно. Улица Грушевского, что ведет к месту боевых действий, заставлена автобусами. Там живет «Беркут»: есть, спит, медитирует. Часть парней на передовой. Внимают митингующим. Те врубили колонки. Из них доносится: Переходите на сторону народа! Мы гарантируем, что ни вы, ни ваши семьи не пострадают! Мы гарантируем вам рабочие места в случае смены власти!». И так весь день. На полную громкость.
- Так вы уже созрели? – интересуюсь у бойцов «Беркута», что стоят в колоне.
- На сторону народа? Не смешите! – отвечает один из спецназовцев Владимир.
- А что тут смешного…
- Представь: срываю шевроны – перехожу. И начинаю Васю ( кивок в сторону бойца) забрасывать коктейлями Молотова. Так что ли? Или что означит «мы не тронем вас и ваши семьи». Они пикетировали общагу «Беркута»? Значит, уже тронули. Они не отвечают за свои слова. Лично я вообще не пойму: переходите на сторону народа». Да я и сам народ. У меня и паспорт гражданина Украины.
- Веский аргумент, - киваю.
-Да, при чем тут аргумент? Если есть присяга – аргументы не нужны, - подключается к беседе еще один боец. – Мы выполняем приказ.
- А если это будет «преступный приказ»?
- Приказ сперва выполняется – потом обсуждается, - тут же заученно и синхронно выдают бойцы (видно политрук в этом батальоне - оратор). – И что значит «преступный»? Стоять и ловить лицом коктейли Молотова – это преступный приказ?
- Чешутся руки «зачистить» площадь? – интересуюсь.
Мужики криво усмехнулись. Дескать, всему свое время. Пока одна отдушина – винтовка за плечом. Та самая, что стреляет резиновыми пулями 12 –го калибра.
- Среди журналистов более 30-и пострадавших. На кой черт вы бросаете под ноги гранаты и целитесь в человека в жилетке «Пресса»? – перехожу к личным претензиям.
- Так может это бутафорская пресса.
Жилетку одеть может каждый, - выдает один из бойцов. – И, кстати, активисты в таких жилетках метко кидают коктейли Молотова.
- Но есть реальные журналисты. Вы бы перестраховались…
- Так мы и перестраховались, - боец делает вид, что спускает курок. – Ну, чтобы не успел зарядить из рогатки. Вы знали, что они стреляют в нас металлическими болтами? А мы стоим – терпим. В какой Европе вы найдете такой терпеливый спецназ? Мне просто самому интересно…
А ведь действительно терпят. Допустим «Беркут» - закаленные бойцы. А как насчет солдат – срочников. Именно они стоят в первых рядах. Совсем зеленые. Могут ли сделать шаг на сторону народа?
- Потом. Сейчас надо отдать долг Родине, - говорит один из новобранцев. – Понимаете? Это как надо отдать долг соседу из последних денег. Нет выбора.
- Вы себя этим утешаете?
- Да.
- А начальство как мотивирует?
- Ну, ты дал присягу. Будешь гордиться собой: не просто казармы целый год строил, а был в «горячей точке».
Другое дело: что делать, когда из этой «горячей точки» выныривают пенсионеры. Из тех, которые любят повиснуть на щитах и стыдить. Мол, выродок народа. Молодая психика может не выдержать. И вот тогда солдаты начинают бить щитами по асфальту.
- Так мы глушим майдановцев. Получается, что человек сам с собой разговаривает, - делится секретами полковник ВВ МВД Украины Евгений Павленко, перекрикивая как раз «щитовую канонаду», которая здесь раздается довольно часто.
Кто дает команду? Да, никто. Если парень чувствует «совсем достали» - делает первый удар, коллеги всегда подхватит. Либо первый удар делает психолог.
- Мы, как и остальные офицеры тоже стоим в оцеплении, - говорит Евгений Павленко.
С одной стороны – несут вахту наравне с остальными. С другой - следят за психологическим состоянием войска: кого заменить, кого – приструнить.
- Митингующие тоже лупят палками, только не о щиты, а по металлическим бочкам. Думаете это для устрашения?
- Нет, так они подают сигналы своим штурмовикам, - поясняет Павленко. - Меняют частоту ударов – штурм, снова меняют – отступление. Мы уже разгадали эти «позывные».
- А план действий разгадали?
- Хотят чтобы мы отошли? Не знаю, но может быть «жарко». Слева высотка – там ремонт. И они ее захватили. Оттуда удобно бросать коктейли – как раз на шлемы. Плюс они потушили монитор на Европейской площади, который освещал территорию. Ограничили нам обзор. И сильно. Мы их видим, только когда подходят вплотную – и подносят коктейль. Это все может увеличить число жертв с нашей стороны.
Покидая «стан врага» наблюдаю, как солдаты кучкуются у жиденьких костров (дровишек маловато, не то что у майдановцев). Как звонят по телефону – и утешают родных. Мол, ерунда. Порядок. Не факт, что он сможет повторить это завтра. Шальной коктейль запросто лишит глаза или изуродует еще до свадьбы. Просто потому что стоишь, не имея права защищаться (внутренним войскам не выдали винтовки и не они не ходят на штурм). Случайные жертвы, как и те студенты которых «Беркут» избивал на площади. Получается все хороши. И терпеливая власть, и митингующие. «Сволочами» объявили лишь милицию, которая застряла где-то посередине в ожидании приказа.
Автор Евгения Супрычева, «Комсомольская правда» в Украине
Комментарии