14 мифов о евромайдане и евроинтеграции

Очередное народное вече, проведенное в центре Киева в воскресенье, еще раз продемонстрировало, что Евромайдан является уникальным социальным феноменом: не так часто можно встретить такие массовые собрания людей, которые уже как месяц не могут четко сформулировать, чего же они хотят.

   Корни этого явления, вероятно, следует искать в архетипах украинского сознания, в его генетической памяти, уходящей в казачьи таборы, Черные Рады и прочие собрания посреди степи, для которых процесс сходбища был намного важнее конечного результата. "На майдані біля церкви революція іде. Хай чабан! - усі гукнули, - за отамана буде". (П. Тычина, 1918 год.)

   Однако объяснить, что такое "архетип", большинству присутствующих и сочувствующих довольно сложно. Поэтому Евромайдан постепенно обрастает мифами, которые позволяют ему оправдывать собственное существование рядом факторов, на самом деле весьма иллюзорных.

   Ранее уже отмечалось, что "стояние" "за" европейскую интеграцию Украины можно объяснить лишь кардинальным непониманием активистами Майдана всех тех процессов, которые станут следствием немедленного подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Если бы была подписана Ассоциация с ЕС, то в 2014 году мы имели бы тотальное подорожание всего на 50%, курс гривны был бы 12 грн. за 1$.

   Сейчас оппозиции остается лишь говорить о якобы утраченных возможностях Украины - в тот момент, когда налажено конструктивное сотрудничество украинских властей с Россией и Китаем.

   По большому счету сейчас оппозиция может рассказывать что угодно: и что в Шенгенскую зону Украину готовы были принять чуть ли не до Нового года, и что многомиллиардными кредитами Европа тайно хотела нас облагодетельствовать (этот документ должны были все страны ЕС подписать). Все это пустые слова - до Вильнюса условия евроинтеграции были настолько жесткими, что соглашаться на них было бы равносильно краху отечественной экономики. Сейчас, разумеется, можно апеллировать к каким угодно "секретным документам ЕС", но проигрыш оппозиции, ставившей цель захватить власть любой ценой, очевиден.

   Главным мифом на баррикадах является убеждение, что «мы выражаем мнение всего народа». Реальность же такова, что даже в выходные дни на Майдане Незалежности в столице собирается в пределах 100 тысяч граждан, что даже и до 0,5% от населения Украины не дотягивает. И почему именно эти 0,2-0,3% имеют право навязывать 45-миллионной стране, как ей жить, не совсем понятно.

   В ответ оппоненты приводят перечень аргументов, каждый из которых следует рассмотреть отдельно.

   Миф №1.

   Не все приехали, но все поддерживают

   Реальность. А почему тогда местные "майданы" не бушуют в городах и селах, как это было в 2004-м? Несколько местечковых Евромайданов в городах Западной Украины, к сожалению, лишь подтвердили тот тезис, что не Донбасс и "схидняки" ментально отличаются от населения Центральной Украины, а галичане противопоставляют себя жителям всех других регионов Украины. Митинги в областных центрах центра страны, на которые в самые первые дни "еврореволюции" собиралось немногим больше 1000 человек, а под ее завершение число митингующих упало до нескольких десятков, - яркое тому подтверждение. 

   Миф №2.

   Люди на улицы не выходят, но поддерживают, как об этом и говорят результаты социологических исследований

   Реальность. Посмотрим на эти социсследования. Вот представила результаты опроса компания Research & Branding Group. На вопрос "Как вы относитесь к сносу памятника Ленину?" 69% жителей Киеве ответили отрицательно. Но вот сразу же за этим последовал вопрос: "Согласны ли вы с тем, что действия сносивших памятник повторяют аналогичную практику большевиков, лидером которых являлся Ленин?" Таковых оказалось 57%. Манипулятивно? Еще и как.

   Попробуем проанализировать подобным образом данные, полученные вследствие опроса Ассоциации политических психологов Украины и Института социальной и политической психологии жителей всех регионов Украины на тему "Как вы относитесь к разгону митинга 30 ноября". От 96% респондентов на западе страны до 60% на востоке, конечно, осудили действия "Беркута". А вот если бы после такого вопроса поставить и другой: "Как вы относитесь к действиям активистов Евромайдана, кидавших в "Беркут" камни?" - какими бы были результаты? И как бы они выглядели в освещении СМИ?

   Аналогичным образом следовало бы Research & Branding Group спрашивать у киевлян не то, поддерживают ли они Евромайдан (64% - "за", 26% - "против"), а поддерживают ли они: 1) немедленное подписание Соглашения об ассоциации на нынешних условиях; 2) превращение центра города в укрепленный цыганский табор? Уверен, результаты были бы совсем другими. Стоило бы вопросы ставить по-другому.

   Уважаемые социологи! Могли бы ли вы провести опрос на тему евроинтеграции? 1) Согласны ли украинцы на подписание договора об Ассоциации с EC, если все включая тарифы, подорожает на 50%? 2) Увеличатся на 50% налоги (упрощенной системы налогообложения не будет). 3) Будут заморожены на пару лет зарплаты и пенсии? 4) Какой процент евромайданистов придерживается либеральных, ультралевых и противоположных ультраправых взглядов, а кто просто против произвола милиции и за справедливые социальные лифты?

   Миф №3.

   На ТВ, в прессе и на ведущих сайтах все прогрессивные журналисты выступают "за" Евромайдан

   Реальность. Абсолютное большинство ТВ-каналов принадлежат олигархам, которые рассчитывают выторговать максимально приемлемые для себя выгоды, в случае если власть вынуждена будет пойти на уступки для нормализации политической ситуации в стране. Поэтому ТВ и пресса - "за" Евромайдан. "За" Евромайдан и ведущие сайты, журналисты которых либо "сидят" на западных грантах, либо ведут свою политику опять же в интересах финансово-промышленных групп.

   Почему олигархи открыто не финансируют Майдан? Кто платит все-таки за освещение, сцену, бесплатные продукты и медикаменты? К чему лукавство? Скажите прямо: "Мы, западноориентированные финансово-промышленные группы, хотим прийти к власти, а идею Европы и социальной справедливости мы используем как политтехнологический информационный повод. Люди получат то же, что и в 2005 году. Тимошенко-премьер и так далее...

   Миф №4.

   Евромайдан выступает за новые выборы

   Реальность. Если оппозиция желает новых выборов, то почему бы ее депутатам не сложить депутатские полномочия, как это сделал Роман Забзалюк? Партийные списки будут обновляться до истощения. А в одномандатных округах можно постоянно выигрывать (поддержка-то всенародная!), и тогда нервы не выдержат ни у власти, ни у ЕС. На последних выборах оппозиция победила лишь в 1 из 5 округов. Но нет - не сложила оппозиция мандаты. И не сложит.

   Миф №5.

   Почему противники Евромайдана не выходят на митинги?

   Реальность. А почему они должны выходить? Евромайдан стал субъектом правовых отношений в стране? Выборы отменяются? Страна уже делала свой выбор - и в 2010-м, и в 2012-м. Выборы признаны состоявшимися и проведенными без существенных нарушений и со стороны всех участников избирательного процесса, и со стороны мирового сообщества. И если гражданин не выходит на улицу размахивать флагами и орать: "Хочу в Европу!", это не значит, что он не имеет права влиять на политические процессы. Просто формула цивилизованного влияния определена Конституцией - это выборы. А не Евромайдан.

   Миф № 6.

   Законы несовершенны, много коррупции, судейского, налогового и милицейского произвола. Евромайдан - за то, чтобы их (законы) поменять

   Реальность. Заявление Яценюка на очередном народном вече, что следует начать борьбу за принятие новой Конституции - из разряда случаев, когда "самопиар" граничит с глупостью. Действующая Конституция Украины предполагает возможность внесения в нее изменений, но не предусматривает принятия нового Основного закона. Менять законодательство можно лишь по процедуре, которая в этом же законодательстве и прописана. Евромайдан ни в коем случае не субъект права и никогда таким не станет. За 5 лет у власти оппозиция ведь не приняла ни одного закона по социальным лифтам и справедливости.

   Миф №7.

   Евромайдан - вне политики. Это общественная структура

   Реальность. Почему тогда в число Совета народного объединения "Майдан" вошли все руководители оппозиционных фракций, а среди общественных деятелей нет ни одного, который бы не был радикальным сторонником западного курса Украины и немедленного подписания Соглашения об ассоциации? Следовательно, весь Евромайдан - лишь ширма для того, чтобы политики из бывшего "оранжевого" лагеря вернули себе власть.

   Миф №8.

   Перспектива вступления в ЕС

   Недавно встретил в фейсбуке пост одного евроромантика, стоявшего на евромайдане.

Человек не глупый и стоял действительно за евроинтеграцию, понимая что в Соглашении об ассоциации речи о вступлении Украины в ЕС не идёт. «Мы встретились с несколькими евродепутатами и задали им прямой вопрос «Существует ли для Украины хотя бы отдаленная перспектива вступления в ЕС?» Ответ: «Нет. Давайте будем реалистами, об этом речь не идет.» Далее в публикации автор сказал, что они с единомышленниками покидают евромайдан, потому что это уже не «ЕВРОмайдан», а просто «майдан».

   Реальность. Мы не вступаем в ЕС, а только подписываем соглашение о зоне свободной торговли и ассоциированном членстве, который не предполагает даже отдаленной перспективы членства в ЕС. Соглашение же это невыгодно Украине по оценкам абсолютного большинства экспертов, в том числе проевропейски настроенных.

   Миф №9

   Отмена визового режима с Европой

   Некоторые стоят за отмену виз. Например этот чудный парнишка.

   Реальность. Визы не отменяются. Для Европы это совершенно неприемлимо. Более того внутри Евросоюза может ограничится свобода перемещения (первые слова об этом уже прозвучали во многих странах-членах ЕС). Поэтому в Европе, напротив, продолжится ужесточение визового режима, при этом вне зависимости от того, будет ли подписано нами Соглашение об ассоциации с ЕС или нет.

   Миф №10

   После подписания Соглашения об ассоциации начнет исчезать коррупция и воссияет верховенство права

   А гарантируют нам это волшебные европейские законы? Или еврокомисары приедут к нам порядок наводить? Или немецкие чиновники приедут к нам работать?

   Реальность. Согласно данным опроса, 70% европейцев схдятся во мнении, что коррупция является неизбежным явлением и всегда существовала, а так же, что взяточничество и злоупотребление служебным положением встречаются во всех сферах общественных услуг, наиболее причастны к коррупционным действиям — политические деятели и госслужащие.

Страны-члены Европейского Союза от коррупции ежегодно несут убытки на сумму 323 млрд евро, что составляет почти 30% предложенного ЕС бюджета на 2014-2020 годы.

   Борьба с коррупцией это именно тот вопрос, который мы должны решить сами. Вне зависимости от вектора интеграции. Коррупция она же имеет две стороны: тот, кто дает, и тот, кто берёт. Дающий взятку- тоже коррупционер, помните об этом. Я взяток не даю, никогда и никому. Принципиально.

   Миф №11

   После подписания Соглашения об ассоциации у нас будут Европейские зарплаты и социальные пособия

   Реальность. Понятия «европейские зарплаты» не существует в природе. Есть германские зарплаты, испанские, польские, греческие и болгарские, например. Средняя зарплата в Болгарии, например, примерно такая же как и в украинском Донецке, но ниже чем в Киеве (!).

   Большинства социальных пособий в Европе вовсе не существует, равно как и жилищно-коммунальных субсидий. А стоимость коммунальных услуг в Европе в 6-9 раз выше, чем сегодня в Украине. Кроме того, Соглашение об ассоциации ТРЕБУЕТ европейских цен на газ и электричество для украинских потребителей и ГАРАНТИРУЕТ увиличение цен на коммуналку в 2-2,5 раза сразу же после подписания.

   Уровень же безработицы в Евросоюзе 25%, а среди молодежи в некоторых странах ЕС — 60%. В Еврозоне кризис вообще-то похлеще чем у нас.

   Ну и ещё разок напомню, мы не вступаем в Евросоюз, а только лишь подписываем Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. Поэтому зарплаты останутся прежними, а расходы будут уже европейскими 

   Миф №12

   Рекой потекут иностранные инвестиции и появятся сотни тысяч рабочих мест

   Реальность. На фоне отрытия границ с обнулением таможенных пошлин инвестиции не только НЕ УВЕЛИЧАТСЯ, а напротив сократятся до нуля. Зачем открывать в Украине производство чего-либо (строить или покупать инфраструктуру, создавать рабочие места), если это можно просто завезти в страну БЕСПОШЛИННО.

   Инвестиции идут только тогда, когда они служат СРЕДСТВОМ преодоления торговых барьеров, когда в страну можно войти не с товарами, а с инвестициями, организовав предприятия на ее территории. Яркий пример — иностранные автомобильные заводы в России.

   Зона свободной торговли и взаимная отмена пошлин при полной неконкурентноспособности украинской экономики по сравнению с европейской поставит под вопрос существование целых отраслей экономики.

   Например, Украина — крупнейший производитель семян подсолнечника и подсолнечного масла. На экспорт семян у нас установлена экспортная пошлина, благодаря чему мы добиваемся переработки семян ВНУТРИ страны, и в Украине мощнейшая масложировая промышленность. Когда пошлины отменят, тот же ЕС напрямую будет закупать семена и сам будет их перерабатывать. Следовательно, у нас погибнет масложировая промышленность.

   Миф №13

   Мы быстро и недорого перейдем на «европейские стандарты» инфраструктуры, качества товаров и услуг

   Реальность. Сколько же стоит этот переход? Для Польши он стоил 90 миллиардов евро. По самым минимальным подсчетам для Украины цена перехода составит около 160 миллиардов евро. Потому что после заключения Соглашения с ЕС абсолютно всё, что есть на Украине, — вся инфраструктура, железные и автомобильные дороги, предприятия и даже земля (!), — перестает соответствовать техническим регламентам Евросоюза.

   «Базовое отличие сельского хозяйства в Европе от украинского в том, что там проведена сертификация земель, а у нас нет, — говорит экономист Михаил Кухарь. — Нужно сделать химический анализ почвы, сколько там гербицидов, и можно ли вообще на этой земле выращивать помидоры. Это дорогая процедура, которая стоит 800 евро экспертных работ на каждый гектар земли. А в Украине 33 миллиона гектаров пахотных земель! То есть это десятки миллиардов евро, которые взять просто неоткуда. Я уже не говорю о требованиях по инфраструктуре, о химических и металлургических предприятиях, которые не соответствуют нормам выбросов».

   «Это документ, который физически нельзя выполнить, — заверяет политолог Ростислав Ищенко. — Для того, чтобы запретить бабушкам продавать на рынке домашние соленья и варенья, на Украину нужно вводить полумиллионную оккупационную армию. Нет, теоретически бабушка может наквасить кадушку капусты, но она не может ее продать. Не потому, что капусту запрещено производить, а потому, что она не соответствует евростандартам. Даже литовцы, которые давно и на неплохих условиях вступили в ЕС, практически потеряли свое сельское хозяйство, поскольку не вписались в правила».

   Миф №14

   Украина будет независимой и свободной европейской страной

   Реальность. ВНЕЗАПНО выяснилось, что Украина берет на себя обязательства руководствоваться указаниями ЕС в области своей внешней политики и политики безопасности (и это, напомню, без права голоса и возможности будущего членства в ЕС), участвовать во всех гражданских и военных операциях ЕС в зонах конфликтов, сотрудничать с Европейским оборонным агентством (то бишь сдать оставшиеся военные технологии).

   Подобные торговые соглашения у ЕС есть со многими странами Северной Африки, но ни в одном из них не было кабального пункта, который не позволяет Тунису или Алжиру заключать какие бы то ни было торговые договоры с третьими странами, с которыми ЕС не будет согласен. Фактически, Ассоциация давала Брюсселю полномочия решать, может ли, к примеру, суверенная Украина заключить торговый договор с Россией или Китаем или нет. Это нечестный подход.

   Что касается моральных норм и перевоспитания украинского населения в духе политкорректности, ЕС, не вдаваясь в подробности, велел достаточно консервативному обществу Украины выполнять определенные директивы: защита прав секс-меньшинств и в перспективе легализация однополых браков.

   Это всё были мифы.

   А в чем же правда?

   А правда в том, что Украина попала под крупную геополитическую разборку. Бжезинский озвучил идею, в которой Запад желает видеть в Украине мягкое подбрюшье России. А бывший президент Польши Александр Квасневский так прямо и сказал: «Идет геополитическая борьба за Украину!» 

   Владислав Старинец

   Павел Губарев