Исход
На модерации
Отложенный
Капитализм - дифференциален, социализм – интегрален, монархия - патриотична, демократия – космополитична, а процессы роста городов – универсальны.
Инерция – универсальное понятие, как для физических, так и для социальных процессов. Во втором случае, правда, логичней говорить не об инерции, а о привычке и традиции. В этом смысле любая человеческая деятельность инерционна. Тут главное – набрать «массу», то есть достаточно долго «бить» в одну точку. Например – селиться в одном месте. Из года в год, из века в век. В некоторых местах в результате такой «привычки» уже набирается до 10 млн. человек и более.
Причины, по которым люди селятся рядом, понятны, как понятен и процесс образования больших городов. Город образовался и растет. Сначала в нем 20 000 человек, а через некоторое время 2 000 000 или 10 000 000, тут – как повезет. Практика показывает, что процесс роста городов беспределен. В больших городах начинаются проблемы, сначала большие, потом огромные, потом неразрешимые. Проблемы стандартны, они зависят лишь от величины поселения: воздух, почва, вода, канализация, мусор, транспорт. Список можно продолжать и продолжать. Ни один город не избегает этих проблем. Причем проблемы известны заранее, они не возникают вдруг, внезапно.
В чем же причина такого положения? В инерции! В привычке! В небольших городах жизнь идет своим чередом и не требуется ничего особого предпринимать для ее нормализации: живи себе, да радуйся. Так и привыкают к медленному, постоянному росту. Большие города не создавались специально, они вырастали из маленьких. Если биологический объект останавливается в росте при достижении некоего предела – об этом позаботилась природа-, то у городов нет такого предела, и города растут себе и растут, просто по инерции.
Объективности ради нужно сказать, что власть заинтересована в больших городах. В них люди всегда на виду, ими проще управлять, их проще контролировать, собирать налоги, организовывать зрелища, проще и дешевле подвозить товары в магазины. Иными словами, содержание людей в городах обходится власти дешевле, если считать на душу поголовья.
Уместно будет спросить самих себя – это что, мы живем для того, чтобы облегчить кому-то заботу о нас? Власть предержащие неустанно и неусыпно думают о нас, жизнь кладут на создание максимального блага? Что-то не похоже. Скорее очень даже наоборот. Облегчение для власти в деле управления городами выливается в бесконечные лишения горожан, выраженные в стоянии в транспортных пробках, в часах ежедневного перемещения с места на место, в ужасающей экологии, в сопутствующих ей хронических болезнях, в почти безвылазной жизни в камне, стекле и бетоне. С течением времени города продолжают расти, а качество жизни продолжает снижаться.
“…Новые города медленно, но верно поглощали погибавшие деревни, поселки и старые города. На Земле насчитывалось более восьмисот городов с населением в среднем по десять миллионов человек в каждом. Каждый город обладает определенной автономией и способен обеспечить себя почти всем необходимым. Он возвел над собой крышу, оградился со всех сторон, вгрызся глубоко в землю. Он уподобился стальной пещере, громадной, всем обеспеченной пещере из стали и бетона…”.
Это отрывок из повести А. Азимова “Стальные пещеры”, написанной более полувека назад. Похоже на нынешнюю реальность, не правда ли? Сплошной крыши над городами пока нет, но это лишь вопрос времени.
«...Огромные, многомиллионные города, отгородившиеся от атмосферы стальным панцирем ... жители, питающиеся гидропонной продукцией и искусственными белками, боящиеся даже подумать о выходе из города под открытое небо, получающие товары и услуги по месячным нормам, зависящим от статуса горожанина ... контроль рождаемости из-за перенаселения городов Земли ... создание таких городов считается вершиной человеческого гения ... бегство жителей Земли в космос и колонизация планет ... возврат улетевших обратно на Землю в виде враждебной элиты, эксплуатирующей землян ... элита, разумеется, селится и живет на земле, под открытым небом, в своих домах и ест натуральную пищу, которую производят аборигены....».
Если исключить переселение землян на другие планеты, то в описании нет ничего фантастического. «Враждебная элита, эксплуатирующая землян» находится в процессе становления и без полетов в космос. Это тот самый золотой миллиард – нарождающаяся страта господ, упомянутая выше элита, методично превращающая всех остальных в расу слуг. Это те, кого можно считать заказчиком расчеловечивания землян.
Уже существующие торгово-развлекательные центры, куда под купол можно зайти утром и не выходить до вечера, перемещаясь по магазинам, кинотеатрам, развлекательным и спортивным заведениям, многочисленным ресторанам – прообраз стальных пещер. Вмешательство в семью, изоляция детей от родителей, искусственно раздуваемые гендерные проблемы, легализация однополых браков - это всё отработка средств ограничения рождаемости в преддверии «стального» будущего. Внедряемые нормы потребления электроэнергии, воды, бесконечное повышение цен, опережающее инфляцию, вытеснение сетевыми магазинами с генно-модифицированными товарами небольших магазинов с натуральными продуктами – все это укладывается в нарисованную фантастом схему. Глобальным корпорациям, почти завершившим разделение планеты на их внутренние рынки, выгодно «закукливание» этих рынков, в которым можно монопольно управлять людьми через потребление. Горизонты планирования таких корпораций просто обязаны исчисляться многими десятилетиями (если не столетиями), поэтому прогнозирование в духе Азимовских «Стальных пещер» вовсе не является фантастикой. Полноценное образование, подъем культуры, укрепление нравственности, развитие науки, да и вообще, восходящее к сияющим вершинам человечество – всё это в нынешнюю парадигму «развития» не вписывается. Корпорациям нужен потребитель и его, потребителя, следует выращивать. Не так давно бывший министр образования А. Фурсенко, прямо об этом сказал: «"Недостаток коммунистического образования в том, что они воспитывали созидателей, а мы должны воспитывать грамотного потребителя...". Грамотный потребитель, живущий в стальной пещере – мечта управленца. Тем более потребитель, не имеющий других желаний и устремлений, нежели потребление. Хлеб и зрелища...
То, что человечество очень даже легко может пойти по пути, описанному Азимовым в «Стальных пещерах», довольно очевидно. Развитие городов шло в плоскости. Из этой плоскости вырастали многоэтажные дома, обеспечивая в проекции на плоскость неимоверный переизбыток людей. Скученность порождает массу проблем, наиболее зримая из которых - транспортные пробки. Рано или поздно, с развитием технологий и усугублением проблем, связанных с трафиком, придет осознание невозможности дальнейшего плоскостного развития и транспортная инфраструктура станет объемной. Сначала станут повсеместными разноуровневые развязки, создав тем самым вторую плоскость. Когда и вторая плоскость достигнет предела насыщения, создадут третью, потом четвертую. Плоскости будут соединяться многочисленными переходами. Ремонт этой сложной сети станет проблематичным и начнут принимать меры к изоляции от природных, естественных условий, чтобы исключить разрушающее воздействие солнца и воды при больших температурных перепадах. Города постепенно накроют куполом. Это не будет внезапный процесс. Сначала появятся разрозненные фрагменты, но рано или поздно они сольются с единую крышу. Вверх городу расти станет невозможно и он начнет расти вглубь планеты… и предсказание Азимова полностью воплотится.
Рост городов нужно остановить. Люди не рождаются для преодоления проблем, причем рукотворных. Житию в перенаселенном городе есть альтернатива – жизнь в оптимальном по численности городе, причем для нашей страны это безусловное благо ввиду обширности неосвоенных и «запущенных» территорий. Преобладающая в стране тенденция укрупнения городов и ликвидации малых поселений – это, мягко говоря, безобразие. Оправдывается это безобразие «экономической целесообразностью». Правительство с упорством, достойным лучшего применения, говорит о том, что в бюджете нет денег на поддержание малых городов и о том, что их следует ликвидировать.
Деревни давно лишены медицинской помощи, возможности образовать детей, во многих из них нет магазинов, связи, аптек, газа, света и т.д. и т.п., т.е. из деревень людей целенаправленно выживают.
Малые города, особенно с монопредприятиями, постигает та же участь. Они объявляются бесперспективными и экономически невыгодными. Экономическая выгода перевешивает сейчас всё – жизнь людей, их здоровье, планы, мечты, устремления; экономическая выгода становится главным мерилом целесообразности действий и основной ценностью жизни людей, хотя рост экономики ради роста экономики очень напоминает рак общества, а бесконечно растущие города – его матастазы. Э. Набиуллина, будучи министром экономического развития, вынесла смертный приговор малым городам России, прогнозируя неуклонное уменьшение их числа в силу «непреодолимой глобальной тенденции» и сетуя о тратах на поддержание таких городов, сдерживающих страну от 2% роста экономики. Люди, живущие в этих городах, которые для многих являются родными, в расчет не принимаются: их интересы не вписываются в «глобальную тенденцию». Тем самым людей все дальше и дальше уводят от земли и большинство этих людей считают, что элита ведет необъявленную войну с народом, войну не на жизнь, а на смерть.
Когда задумываешься – а что есть-то будем(?), то перед глазами встает упомянутая Азимовым гидропонная продукция генно-модифицированного происхождения (о ГМО Азимов в момент написания повести еще ничего не знал, но мы-то в курсе). Эту или похожую продукцию мы уже видим в магазинах и на рынках: фрукты и овощи с поверхностью идеальной формы и расцветки, хранящиеся неделями и месяцами без малейших признаков увядания, неизменно хрустящие во рту и не имеющие почти никакого вкуса. Эта продукция голландско-турецко-израильских теплиц скоро станет единственно доступной массовому потребителю. Не потому, что ему не по карману будет купить натуральное, а потому, что натурального не будет. Вообще не будет. Некому и негде станет выращивать натуральную продукцию массово – деревни опустеют, а балкон на каком-нибудь 24-м этаже – плохая замена огорода.
В лучшем случае некоторые смогут выращивать что-то для собственного потребления, например лук в банке с водой.
Свое, отечественное производство, в том числе и производство продуктов питания, почти уничтожено и вся жизнь идет по лекалам франчайзинга и калькам типовых западных производств. Строятся фабрики и заводы, принадлежащие Западу, с западными технологиями, с западным оборудованием и западной системой менеджмента, но с русской рабочей силой. То, что эффективность таких предприятий в России много ниже, чем на самом Западе, в силу особенностей менталитета местного населения, неважно. Зато таким образом обеспечивается стандартизация и унификация, призванная – в идеале – перестроить этот самый менталитет под западные стандарты. На русских пытаются надеть западную узду, нагнуть, разделить, поссорить с братьями, стравить с друзьями. Сам либерализм в этом «благородном» деле не остановится. Его нужно остановить.
Четыре простых соображения.
- Очень большие города имеют принципиально неразрешимые проблемы. В них невозможно никакими средствами наладить нормальную жизнь для горожан. Жители мучаются в них, но им некуда деваться.
- В России пустует колоссальное количество земель. С момента распада СССР пустоши только увеличиваются. Сибирь, Дальний Восток остаются землей «неиспользованных возможностей».
- Замкнутый круг, ставший для страны традиционным: слабое собственное с/хозяйство не может прокормить все население страны, а оно - собственное с/хозяйство - не развивается потому, что страну заполонила импортная с/х продукция.
- Расслоение граждан России по уровню доходов ужасающе велико. Число людей, живущих за чертой бедности исчисляется миллионами.
А теперь риторические вопросы:
- Мы обязаны двигаться к Азимовским стальным пещерам? Почему жизни на земле мы предпочитаем жизнь в каменных джунглях?
- Почему мы должны постоянно бояться расчленения страны из-за неиспользования своих территорий, из-за огромных незаселенных мест?
- Почему мы должны мириться с наличием бедных и малоимущих в стране в то время, когда у нас есть колоссальные богатства – наша земля, способная легко прокормить и дать прекрасную жизнь в разы большему количеству населения?
- Почему мы должны питаться импортными продуктами сомнительного происхождения, когда можем сами выращивать натуральное? Мы разве преступники, осужденные на питание генно-модифицированными образованиями?
Не пора ли преодолеть психологическую инерцию и начать исход из городов – монстров, переселяясь на землю?!
России нужна программа переселения из городов в деревни, поселки, малые города. Эта программа должна быть комплексной, в ней должно быть учтено всё:
- Стимулирование к переселению, содержащее предоставление земли, дома или средств для его постройки; пакет законов, защищающих и поддерживающих переселенцев;
- Программы развития регионов переселения.
- Строительство производств, позволяющих обеспечивать всем необходимым собственный регион.
- Организацию рабочих мест для переселенцев.
- И многое, многое другое
В стране должно быть множество городов, примерно одинаково развитых и обеспеченных, численностью не превышающих, скажем, полумиллиона человек, малых и средних городов и поселков, деревень и сел. Вместо областных монстров и двух супер-монстров – Москвы и Ленинграда.
Собственно, статья на этом заканчивается, хотя писать на эту тему можно бесконечно (например, откуда взять на эти программы деньги). Позволю себе в дополнение привести малую толику высказываний людей на форумах, которые коллекционировал в течение последнего года. Все почти дословно, лишь убрал грубости и личные выпады:
«… Речь о плохой экологии, о загазованности и запыленности, об отсутствии возможности побыть в тишине, об уединенности, - уже давно не идет, как говорится – не до жиру, быть бы живу. Доехать до работы и вечером вернуться домой становится на грань подвига…»
«… Вариантов исправить ситуацию и наладить нормальную жизнь в больших городах нет. Понимаете – нет, и с этим пониманием невозможно бороться, с этим нужно смириться. Но люди не могут не бороться, они борются. Я им еще всем покажу! …»
«… Существуют такой показатель: соотношение высотности города к его площади. Чем больше это соотношение, тем кучнее живут люди. Начиная с некоей цифры жизнь в городе становится совершенно некомфортной и город переходит в разряд городов не для жизни, а для существования. Все в нем начинает напоминать ситуацию захвата власти инопланетянами и откармливания людей на убой. В самом деле, люди встают затемно, от часа до 2-х едут на работу, работают, потом от полутора часов до 2-х с половиной едут домой. Приезжают вымотанные до предела, кое-как ужинают, гладят (или бьют – по ситуации) детей по голове и падают в кровать. Утром просыпаются - и все повторяется. Причем работа большинства людей – это продажа иноземных товаров, что не добавляет удовольствия от процесса …»
«… Любой городской руководитель любого уровня, работающий в большом городе, без зазрения совести говорит, что он улучшает жизнь людей, приводит планы, которые в самое ближайшее время сделают жизнь в городе спокойной, удобной и комфортной. Лгут. Все лгут. Лгут беззастенчиво и грубо. Говорить прямо, называть вещи своими именами они не способны …»
«… В попытки разрешения проблем перенаселения городов вкладываются настолько большие деньги, что их вполне хватило бы на создание новых городов или возрождение умирающих и возвращение туда уехавших в мегаполисы людей …»
«… Да, разукрупнение городов снизит уровень жизни людей, возможно очень сильно, но дальнейший рост городов может сделать жизнь в них вообще невозможной, либо, что еще хуже, будет способствовать выведению новой породы людей. Люди, способные адаптироваться к тем, гипотетическим условиям жизни, могут считаться уже другой расой …»
«… Хоть кто-нибудь слышал, что проблема городов выносится на всенародное обсуждение или что какой-то серьезный политик поднимает эту проблему «на щит»? А ведь мировые финансовые кризисы по сравнению с проблемой перенаселенности городов – это детский лепет по сравнению с ревом ураган …»
«… Кто из нас серьезно задумывался над том, что пора уматывать из переполненных и загаженных городов? …»
«… О чем думают городские архитекторы и о чём они говорят на своих сейшенах, обсуждая проблемы трафика? Как увеличить пропускную способность насмерть забитых транспортом улиц? Какой бы автомобильный тромбоасс придумать? Они же в глубине души понимают, что ничего сделать нельзя, кроме как удалить физически из города половину с лишним авто. Понимают, но несут всякую хрень про улучшение программ управления светофорами и увеличение штрафов за неправильный выезд за стоп-линию перед перекрестками ...»
«… Укрупнение городов с точки зрения власти – благо, ибо с народа косить бабло проще …»
«... Понимаешь абсурдность предложений власти укрупнять города под лозунгами экономического роста, увеличения ВВП и слабости бюджета. Абсурдность этих предложений настолько очевидна, что обнажает скрытые мысли власти о полном равнодушии к судьбам сограждан и желании обеспечить себе красивую, легкую и сытую жизнь …»
«… Проектирование Москвы-2 рядом с Москвой выглядит нелепой шуткой. Новый город построят, через несколько лет он срастется со старым и это будет уже не чудовищно большой город, а сверхчудовищно большой. Москва уже сейчас нелепа и это следует признать. … Львиную долю всего населения города нужно расселить … В центре Москвы – ликвидировать все постройки последних 20-ти лет. Спальные районы на окраинах – снести ...»
Комментарии
труд "Об аналогии".Макро-одинаковость неизбежна,хоть для размножения себе подобных,хоть
в косяке сельди,когда шанс,что акулы съедят не тебя возрастает,если вокруг тебя много товарищей.Да и из множества одинаковых кирпичей легче построить дом,нежели розрозненных камушков и комков глины.Китайцы и фашисты (реальные) это знают.Города и
государства это частность общего Закона.Для одного био вида-человека.Этот биовид
использует Закон,но в большей части интуитивно и тычась имперически.Хотя,как сказать.
Как сказать.Не исключено,что есть свои теоремы Пифагора в этом Законе.И кто то тайно
этими теоремами пользуется.Даже ясно - кто.Типа ньюглобалисты.