По случаю Дня прав человека - вспоминая послание "Четыре свободы" Франклина Рузвельта

На модерации Отложенный
Сегодня исполняется 65 лет со дня принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот известный документ утверждает основные свободы всех людей, включая свободу слова, собраний, объединений и вероисповедания.

Недавно ушел из жизни бывший президент ЮАР Нельсон Мандела, и с его смертью мир потерял одного из величайших лидеров борьбы за права человека. Президент Барак Обама охарактиризовал Манделу как «... человека, взявшего историю в свои руки и склонившего стрелку морали всего мира в сторону справедливости».

Мандела и индийский лидер Махатма Ганди, погибший от пули убийцы в Индии в год принятия ООН Декларации прав и свобод человека, – два величайших борца за права человека XX века. В США тоже были свои борцы за права человека, которые внесли огромный вклад в эту борьбу.

В этот день в прошлом году я говорил о наследии Элеоноры Рузвельт, ставшей одной из основных участниц принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека. Сегодня я остановлюсь на достижениях ее супруга – президента Франклина Рузвельта, который выступил с одним из важнейших посланий 6 января 1941 года.

В послании, ставшем известным под названием «Четыре свободы», президент Рузвельт заявил: «Мы хотим видеть мир, основанный на четырех основных свободах. Первая – это свобода слова и самовыражения... во всём мире. Вторая – это свобода вероисповедания для каждого человека... во всём мире. Третья – это свобода от нужды... во всём мире. Четвертая – это свобода от страха... во всём мире.»

Хотя в наши дни вряд ли кто не знает этих принципов, во времена Рузвельта они вызывали крайне ожесточенные споры. Перед вступлением США во вторую мировую войну на президента оказывалось огромное давление внутри страны, чтобы избежать участия в конфликтах в Европе, Азии и Африке. Рузвельт настаивал, что мир, безопасность и демократия в мире, где люди имели бы основные права человека, стал бы благом не только для американцев, но и для все людей, и что эти свободы стоят того, чтобы за них побороться.
Несмотря на то что во время подписания Всеобщей декларации прав и свобод человека президента Рузвельта уже не было в живых, я не сомневаюсь, что, работая над Декларацией, Элеонора и другие люди вспоминали его и те принципы, которые он изложил в послании «Четыре свободы».

Мне выпала честь встречаться и беседовать с защитниками «четырех свобод» в разных странах. Это адвокаты, защищающие тех, кто оказался под следствием или в тюрьме по политическим мотивам. Речь идет о журналистах и блогерах, которые привлекают всеобщее внимание к случаям растрат и мошенничества властей. Речь идет о людях, не жалеющих своего времени, чтобы помочь подняться тем, кто испытывает боль или находится в нужде. Речь идет об активистах, которые защищают права всех граждан любить тех, кого они хотят любить, без страха возмездия. Речь идет о людях, которые защищают право всех граждан на свободу вероисповедания в обстановке, свободной от страха.

Я восхищаюсь мужеством тех людей в России, Америке и во всём мире, берущих на себя, зачастую не получая в ответ благодарности, ответственность за защиту прав и свобод, которые, как я искренне считаю, являются всеобщими и неотъемлемими. Сегодня я хочу поблагодарить тех, кто принимал и принимает участие в борьбе за права человека, а также тех, кто только принимает эту эстафету. Это совсем не просто, и я испытываю чувство уважения к тем, кто сделал эту борьбу частью своей жизни. Я уже говорил, что там, где дело касается прав человека, идеальных стран нет. Однако я думаю, что это не должно мешать ни старанм, ни людям стремиться к идеалам, которые провозгласил президент Рузвельт и которые Элеонора Рузвельт воплотила в Декларации: защищать основные права всех людей в каждом уголке мира.