О некоторых ритуалах и традициях в армии
На модерации
Отложенный
О ритуалах и традициях
В нашей армии очень много традиций, хороших и не совсем. Да и вся военная служба практически сплошной ритуал: начиная от развода суточного наряда, заканчивая тем же парадом.
С созданием Российской армии в мае 1992 года, нам попытались привить новую-старую традицию – офицерские собрания. Сделать это старались сверху. Но чтобы не сочиняли: положения, приказы, директивы – мертворожденное дитя ожить не смогло. Им бы взять и перечитать «Поединок» Куприна, да еще и понять, что офицерское собрание императорской армии – это стиль жизни русского офицера со всеми: обедами, балами, библиотеками, картами, кутежами, судами и дуэлями. А переименовав ритуал партийного собрания в офицерское, получили обструкцию со стороны офицеров. Сейчас об этом уже не вспоминают.
Но как не боролись с солдатскими традициями, они продолжают жить даже в армии, где служба длиться 365 дней, где уже нет сапог и портянок, солдатам по призыву дают обязательный отпуск, у них шведский стол, стиральные машины, душевые кабины и даже положен послеобеденный сон.
В конце 1993 года я перевелся в Российскую армию из Узбекистана. Пришлось опять возвращаться на полк. Правда это был 158-й отдельный учебный полк связи ДВО, почти армейская интеллигенция. Стоял этот полк недалеко от Хабаровска в гарнизоне Князе-Волконка, так что можно сказать был придворным. Во всяком случае, с начальником войск связи округа, встречались еженедельно. Командир полка полковник Быков практиковал ежедневный развод на занятия. Оркестра у нас не было, его заменяла радиоустановка. Каждый учебный день и даже по воскресениям личный состав выстраивался на плацу. Под звуки российского Гимна, еще тогда не Александрова-Михалкова, а под торжественную песню Глинки поднимался государственный флаг России.
Вот именно с этим флагом мне пришлось устанавливать новый ритуал. Как всегда не от хорошей жизни.
Прохождение торжественным маршем 159 оупс
Весной 1994 года, после выхода очередного приказа министра обороны об увольнении военнослужащих, выслуживших положенные сроки, у нас с флагштока стали исчезать флаги России. Времена были трудные, денег не хватало даже на своевременную выплату офицерам. Тем более купить материал для них можно было только на свои кровные. Хорошо, что в полку была своя швейная мастерская, хоть шили бесплатно. Но традиция уже сложилась и командир полка принципиально утренний развод без поднятия флага не проводил. Разумеется, его претензии из-за отсутствия флага, были ко мне лично.
Так долго продолжаться не могло. Надо было решать эту проблему раз и навсегда. По армейским правилам 90% проблем в нашей армии решаются сами собой, это предусмотрено уставами и наставлениями, а оставшиеся 10% процентов вообще не разрешимы. Поэтому, выражение, которое существует только в армии – «озадачить», в принципе означает – поставить неразрешимую задачу.
Конечно, можно было озадачить кого-то из подчиненных: начальника клуба, психолога или батальонного воспитателя. Можно было бы поставить охрану. Но не думаю, что флаги перестали бы исчезать.
Выяснить, кто это делает, большого труда не составило. Прижал своих дембелей, они сдали дембелей из соседней 104 бригады связи. Обратился к начальнику штаба бригады и том решил проблему быстро, просто до возвращения украденных флагов, остановил увольнение. Оказалось, что солдаты придумали новую традицию: на украденном трехцветном полотнище каждый оставлял памятную запись и свой адрес. Этот своеобразное «знамя памяти» об армейской службе вручалось очередному увольняемому.
Вешать такие шедевры было уже невозможно, поэтому сшили новые флаги, с запасом. Сразу скажу, в последующим их меняли только после естественного старения.
Пришлось создавать новый ритуал но не поднятия, а опускания и даже хранения флага. Но чтобы опустить флаг не втихую, а перед строем, надо было опять вечером строить полк. Но второе построение был уже явный перебор. Выход нашелся довольно простой. В конце развода суточного наряда, к флагштоку подходил помощник дежурного по полку и под команду «Смирно!» флаг опускался. Строй есть, барабан бьет дробь! После это помощник с флагом шел в дежурку. Флаг был внесен в опись имущества, которое он принимал. Утром, на разводе помощник дежурного по полку по команде командира его поднимал. Все получалось естественно. Правда пришлось в течении месяца присутствовать на каждом разводе суточного наряда. Больше всего этому нововведению сопротивлялся начальник штаба полка, но услышав рык командира, сдался и он.
Приблизительно в 2005 году я оказался в родной Князе-Волконке. Однажды вечером, возвращаясь с рыбалки, увидел лейтенанта несущего под мышкой флаг. Стало приятно на душе, что через много лет, когда сменилось несколько командиров и их заместителей, традиция заложенная тобой, продолжала жить своей самостоятельной жизнью.
Но не все в нашей жизни заканчивается Happyend! Где-то к 2008 году, в ходе очередной реформы, тогда уже 331 учебный центр войск связи ДВО, был расформирован. С ним умерла и традиция. Осталась конечно надежда, что кто-нибудь из молодых офицеров середины 90-х, став командиром части, возродил ее снова.
В нашей армии уставы предусмотрели такие ритуалы, как вручение Боевого знамени части, награждение почетным вымпелом министра обороны и др. А вот что делать, если в армии появляются новые символы.
Такой неожиданностью стало появление в нашем государстве штандартов, как символов присутствия высокого должностного лица. Традиция идет из глубины веков, не миновала она и Россию.
Разумеется, первый штандарт появился у Президента, потом у силовых министров, далее настал черед и командующих военными округами.
В то время моя служба проходила в кабинетах управления воспитательной работы Дальневосточного военного округа. Шла она ни шатко, ни валко. Конечно это не рота, и даже не полк, где тебе никогда не позволял расслабится родной личный состав, но свои причуды и там были однозначно. В 1999-м году, округ возглавлял генерал-полковник Якубов, а через год встал вопрос и о его штандарте. Наверху долго спорили что должно быть на нем изображено. После того как командующий утвердил эскиз, заказали его пошив в Москве. Когда штандарт был готов, бортом командующего его привезли в Хабаровск.
Кажется что может быть проще, закрепи штандарт на древке и в торжественной обстановке вручи его командующему. Но кто в армии, тем более в нашей, идет простым путем? Простые решения «это не наш метод», как говорил герой из «Операции «Ы». Вот тут и потребовался клерк, он же спичрайтер, то есть я. Моя первая реакция на задачу разработать ритуал крепления полотна штандарта к древку, была однозначно негативная. Но спорить об адекватности старших начальников мне совсем не хотелось.
Самое сложное в создании нового ритуала было, как из нескольких щелчков степлера в глуши кабинета сделать торжество в большом зале военного совета округа, этак человек на 300.
Если говорят – «волка ноги кормят», то спичрайтеру все равно нужна Муза. Не могу сказать, что ритуал пришлось рожать в страшных муках, но понервничать пришлось, это точно. В основном знамена к древку привязывают. Но два-три узелка на ритуал никак не тянули.
Выход нашелся простой – штандарт надо прибить гвоздями. Хотелось закричать «Эврика!», но воздержался. Эта затея с гвоздями и молотком могла быть отвергнута на уровне начальника отдела или управления. А чтобы ее не пнули, других идей все равно у меня не было, значит надо было представить убедительную аргументацию. Вот только сколько гвоздей надо забить.
Почему-то на ум пришла цифра «12». Во время службы в Узбекистане, меня застала их независимость. Появился у них свой гимн, герб и трехполосный флаг. В верхнем углу флага были изображены звезды, ну прямо как на американском. Конечно, их было меньше, всего - 12 (в первом ряду - 3, во втором - 4 и в пятом – 5), все три ряда окомлял полумесяц. Уверен, большинство граждан Узбекистана думают и сейчас, что количество звезд на государственном флаге это количество областей в их республике. Я тоже вначале так подумал, и даже на карте пересчитал количество областей. И ведь точно, их – 12! Но вот незадача, в Узбекистане есть еще и Каракалпакская автономная республика. Конечно, она могла сойти за полумесяц, но это не уровень для государственного символа, даже Узбекистана. Потом выяснил, что 12 звезд на флаге символизируют магическое число «12», и связано с месяцами, знаками зодиака и т.д.
А вот эта «дюжина» мне очень помогла. В число 12 вписывался перечень воинский званий от рядового до генерала. Ну а дальше - «Остапа понесло». Надо сказать, что замысел всем начальникам понравился. Нарастить на «скелет мышцы» было делом техники. Потом появился план, где каждое управление получило свою задачу. Кто-то отбирал в войсках самых достойных для забивания гвоздей, кто-то заказывал ясеневые древки (второе на всякий случай), кто-то покупал молотки, служба РАВ мастерила наконечник, изготавливались вымпела и т.д. Разумеется, гвозди купили бронзовые!
Накануне церемонии забивания гвоздей мы решили попробовать забить хоть один. И хорошо, после первых ударов, твердое дерево дальневосточного ясеня просто треснуло. Пришлось доставать запасное и сверлить в нем дырки под гвозди.
И вот наступил самый торжественный момент. Первым молоток взял в руки заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Юсупов. Хватило двух несильных ударов. За ним шел полковник, подполковник, майор и так до рядового. Каждому забившему гвоздь в древко Штандарта командующий войсками вручал похвальную грамоту, вымпел КДВО и красную бархатную коробочку с дубликатом гвоздя. В конце прозвучала речь генерал-полковника Якубова.
Рядом с генералом Юсуповым полковник Клочков и майор Дмитриев, офицеры УВР ДВО
Через некоторое время мне опять была поставлена задача по разработке ритуала вручения штандарта его хозяину. Она планировалась с участием министра обороны или начальника Генерального штаба. Но… Но прозвучали звуки полковой трубы о замене и моя военная дорога повела меня на Запад в Саратов. Я был абсолютно уверен, что ритуал разработали и потом вручили Штандарт командующему.
При подготовке этой заметки случайно заглянул в книгу «Краснознаменный Дальневосточный…» изданную в 2003 году к 85-му юбилею образования округа. Шикарное подарочное издание. В ней есть рассказ об описанном мной событии. Даже приведены все участники, кто забивал гвозди, за исключением военнослужащего в звании старшины. Но авторы книги назвали эту церемонию - вручением штандарта. И вот там написали, что первый гвоздь забил лично командующий войсками. Стало очень грустно.
Самое интересное, что в книге вообще нет фотографий с церемонии вручения. Можно представить, что командующий был скромен. Не знаю. В музее штаба ДВО была оформлена целая стена – «Якубов из рода Якубовых». Получается – гвозди забили под звуки фанфар, а вручили в тихую. Скорее всего, просто поставили в кабинете. Все как всегда – телега впереди кобылы!
Комментарии
====
во как!!! ...оказывается ..вот она-россиянская армия...
какой только хренотой не страдают
В отношениях генералов и офицеров очень много переломал 1991 год. Многие остались в армии с моральным грузом от невыполнения военной присяги. После этого можно говорить о работе, службе по контракту, но не о выполнении воинского долга. Отсюда и все остальные пороки: чинопочитание, коленопреклонение, лизоблюдство, и просто молчание с кукишем в кармане.