Может ли каждый человек иметь гарантированный ежемесячный доход

На модерации Отложенный

В публикации из рассылки «Новой газеты» http://subscribe.ru//archive/fin.review.fportal/201311/21210053.html поднят далеко не праздный вопрос - имеет ли каждый из нас право получать деньги от государства просто так? Лучшие мировые умы уже давно прорабатывают идеологию нового устройства жизни, при котором каждый человек имел бы право на гарантированный ежемесячный доход.

Из поднятого кузова самосвала, въехавшего на площадь перед парламентом в Берне, посыпались монеты. Текли вниз и падали на асфальт восемь миллионов пятицентовых монет — по одной на каждого жителя Швейцарии. Так активисты, собиравшие подписи за проведение референдума о введении гарантированного базового дохода для всех жителей страны, праздновали успех.

Сбор подписей за проведение референдума о введении в Швейцарии гарантированного дохода начался весной этого года, а к осени подписи были уже собраны — 126 тысяч вместо положенных 100. Была названа и цифра ежемесячной выплаты государства каждому гражданину: 2500 франков, или 2000 евро. По швейцарским понятиям это не так уж много, потому что бедностью в этой стране считается доход ниже 1800 евро. Период, в течение которого страна могла бы перейти на принципиально иной способ жизни, тоже определен: четыре года. Но главное — не срок перехода и даже не сумма гарантированной выплаты, а сам принцип жизни, вынесенный на референдум.

Несмотря на кризисы, мировое богатство растет. Швейцария в 2011 году стала первой страной, где богатство на душу населения превысило 500 тысяч долларов. Австралия и Норвегия имеют 350 и 330 тысяч на человека, Япония и США с 270 и 260 тысячами долларов стоят выше Франции и Италии с их 200 тысячами долларов. В условиях такого зашкаливающего, одуряющего, немыслимого во всей предыдущей истории человечества богатства сам собой должен был возникнуть вопрос о том, как его использовать и что с ним делать. Инвестировать в суперпроекты вроде освоения Марса? Построить мосты над океанами? Вложить в государственную медицину и образование? Или просто закрыть глаза, глядя в приятном расслаблении, как огромные деньги утекают в сторону десяти миллионов человек, уже имеющих крупные состояния и правящих миром?

Но возможен и другой вариант развития человечества, другая экономика и другое государство. Элементарная мысль о том, что деньги из бюджета страны надо ежемесячно выплачивать всем гражданам, когда-то возникла в голове у революционера и философа Томаса Пейна; с тех пор, триста лет подряд, эта мысль искала свою политическую и социальную форму и наконец нашла ее в швейцарском референдуме. Но активисты, собравшие 126 тысяч подписей и взявшие кредит в одном банке, чтобы получить в другом восемь миллионов пятицентовиков для своей акции на площади, совсем не относятся к веселым фрикам, съезжающим на велосипедах с крыш и проповедующим субтропическую Европу в Гренландии. За ними стоит международная сеть BIEN (Basic Income Earth Network), в которую входят 17 национальных организаций из таких развитых стран, как Австрия, Австралия, Голландия, Америка, Англия, Германия. Руководство этой международной сетью состоит из профессоров лучших мировых университетов, конгрессы проходят раз в два-три года; следующий состоится летом 2014-го. BIEN разрабатывает идеологию нового устройства жизни, предполагающего, что каждый человек имеет право на гарантированный ежемесячный доход.

Все это странно звучит для того, кто начитан в истории и знает жизнь. Вся человеческая история есть рассказ о том, как люди в поте лица своего добывали хлеб насущный, как они страдали от голода и нищеты и мучились в рабстве, которое с веками меняло форму, но не меняло суть. Проклятие Адама, обреченного работать, красной нитью проходит через всю историю, состоящую совсем не из героев в роскошных одеждах, а из молчаливых голодных толп и бледных безымянных теней, прикованных к станкам, тачкам, шахтам, скважинам, компьютерам жестокой необходимостью работать, чтобы есть. Не смена верхушечных политических формаций, а именно эта глубинная, непрекращающаяся ни на день и ни на час бесконечная каторга трудящегося человека составляют содержание и смысл истории.

Кто не работает, тот не ест. Этот древний принцип часто трансформировался в истории: «кто не член банды, тот не ест», или «кто не нужен на шахте, тот не ест», или «кто не ворует, тот не ест». Так было веками и так оно обстоит во многих местах до сих пор. Но в условиях огромного, пронизывающего весь социум, переливающегося через край богатства такой принцип архаичен и нелеп. Пожизненная работа за пайку уже не обосновывается никакими экономическими аргументами. Богатое — здоровое — общество может обеспечить человеку достойный уровень жизни и без того, чтобы ежедневно превращать его в раба отбойного молотка или придаток кассы.

Связь работы и денег уже разорвана, причем первыми сделали это богатые и сверхбогатые. Если даже они и работают, деньги, которые они получают, не находятся ни в какой связи с их усилиями и умениями.

Они просто живут в мире, где работа превратилась в приятное занятие на расширенном досуге, а жизнь надежно обеспечена и защищена от несчастий голода, холода и угнетения. Теперь по этому пути, в этот светлый мир свободного выбора, пришла пора последовать всем остальным. Процесс уже пошел, и не в одной Швейцарии. Правительство Бразилии осуществляет ежемесячную выплату (правда, очень небольших сумм) гражданам в некоторых штатах. Но впереди всех на этом пути американский штат Аляска, где Перманентный фонд ежемесячно платит каждому жителю около тысячи долларов (цифра колеблется в зависимости от цен на нефть, добываемую на Аляске). Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой стране? Этим вопросом задавались теоретики марксизма сто лет назад. Сегодня у нас есть ответ: можно, если эта страна американский штат. Если Швейцария — тоже можно. А что со всем остальным миром?

Мир стоит на голове и машет ногами, искренне удивляясь при этом, почему в глазах круги и все вокруг шатается.

Триллионные бюджеты государств идут на помпезную чепуху, на военные нужды, на банковские аферы, на обеспечение сладкой жизни узкому кругу негодяев, на создание класса обслуги, в том числе интеллектуальной, которая в СМИ на все лады поет песенки о том, что нынешнее устройство общества является единственно возможным. Как будто невозможно выдумать что-то более человечное, чем непрерывное пожирание бедных богатыми и постоянное держание народов в узде корыстной властью! То, что узда называется «свободой» или даже «демократией», не меняет дела. Разговоры о свободе — ложь, если человек низведен до положения раба, обреченного работать всю жизнь за еду и крышу.

Вся история человечества — это путь изживания рабства. Но рабство мутирует, принимает все новые и новые формы, оно проросло в жизнь, вцепилось в нее и не желает уходить. Рабство удобно рабовладельцам, которые в наше время не изменили свою суть, а изменили только свое название. Теперь они могут называться промышленниками, воротилами, финансистами, министрами, топ-менеджерами, как угодно. Но между положением римского раба и современного пролетария (с компьютером или без) много общего: они на всю жизнь прикованы к работе, отдают ей лучшее время своей жизни, работают не потому, что хотят, а потому, что иначе им не выжить, живут под страхом наказания (увольнения) и всю жизнь являются невольниками на рынке труда. Окончательно уничтожить такое рабство можно, только обеспечив человеку гарантированный доход, который впервые в истории даст ему право свободно выбирать образ своей собственной, единственной, неповторимой жизни.

Это кажется невозможным, невероятным и фантастическим. Но так всегда и бывает. Освобождение крестьян в России за полвека до освобождения казалось многим даже просвещенным людям невозможным, ненужным, вредным для народного хозяйства и нравственности. Если на рабстве держится экономика, как можно отменить рабство? А что, если свободные крестьяне не захотят больше работать? У рабства всегда есть куча защитников. Было время, когда тот, кто заговорил бы о восьмичасовом рабочем дне, был бы признан сумасшедшим, ибо низшие классы, находящиеся под управлением высших классов, должны работать на них с детства до смерти, без учета времени, всю свою жизнь. Были и такие времена, когда никому и в голову не могла прийти мысль о том, что на старости лет человек может получать пенсию. Но все то социальное освобождение, которое в каждый момент времени кажется невозможным и совершенно ненужным власть имущим, все равно случается. И это тоже случится. В пронизанном коммуникациями горизонтальном мировом обществе не может остаться неизменной вертикальная система власти, феодальная система крупных состояний и всеобщая пожизненная каторга для всех людей.

Речь не идет о введении нового пособия или подачке, обусловленной тысячью условий. Нет. Деньги должны выплачиваться не по предъявлению справок, не после заполнения анкет, не в результате долгой работы социальных служб, решающих, кому дать сто рублей, а кому не дать, — они должны выплачиваться всем и каждому, вне зависимости от его нрава, взглядов и положения. Перманентный фонд на Аляске платит тысячу долларов в месяц всем жителям штата без исключения. Швейцарский коммунизм, идея которого выдвигается на референдум, предполагает, что базовый доход получат все — от водителей такси до рантье, от уборщиков мусора до миллионеров. Если миллионер честный человек и не нуждается в этих деньгах, он откажется от них; но в пакет его человеческих прав право на такие выплаты входит. Речь не идет о поддержке социальных групп и слоев, речь идет о фундаментальном праве человека на базовый доход.

Швейцария, назначив сама себе референдум о гарантированных ежемесячных выплатах, оттолкнулась от настоящего и поплыла в будущее. Этот вопрос альпийская республика задала не самой себе, она задала его миру. Все мировые минфины со счетами в руках постараются замылить вопрос о гарантированных выплатах каждому гражданину; они сделают все, чтобы напихать в публичное пространство вату рассуждений о том, что это невозможно, нерентабельно, неправильно, нет денег, нет возможностей и т.д. и т.п. Они всегда это говорят, когда заходит речь о том, что пора платить людям. Медийная стратегия этих сил в таких случаях состоит в том, чтобы плодить фальшивые темы и подменять главное побочным. Вы хотите гарантированных ежемесячных выплат для всех? Тогда мы в виде асимметричного ответа на каждом углу будем говорить о необходимости повышения для вас пенсионного возраста! Вы хотите свободы от пожизненного рабства в цехе и конторе? Тогда мы будем говорить о жесткой необходимости ввести сточасовую рабочую неделю! Но дело в том, что деньги, на которые одуревший от счастья бесконтрольного обогащения «Газпром» собирается устраивать футбольную пулечку на миллиард долларов, — это наши деньги. Абрамович плавает на самой большой яхте в мире, купленной на наши деньги. Государство существует на наши деньги, которые оно в ходе истории многократно изымало у нас и продолжает ежедневно изымать. Надо прекратить эту вечную конфискацию не только денег, но и человеческой жизни.

Надо то надо, но кто ж это даст сделать. Еще древний мудрец Конфуций (551-479 г. до н.э.) говорил ученикам:

Государство процветает, когда народ сыт, обут, одет;

Когда в государстве есть оружие;

Когда народ доверяет правителю.

Государство разрушается, когда государственное имущество оказывается у жадных;

оружие – у трусливых; власть – у слабых.

Прав был мудрец!!!