Интернет-хомячизм на страже демократии.

На модерации Отложенный

 

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.

В одной из прошлых статей мы говорили о такой разновидности обитателей интернета, как форумные тролли. На этот раз речь пойдет о другом не менее интересном виде, часто являющемся для троллей источником пищи - интернет-хомяках. Несмотря на то, что о так называемых "хомяках" в том или ином контексте слышал практически каждый, кто заходит в интернет чаще одного раза в неделю, понимания, кто же такие хомяки и какова их роль в развитии сетевого сообщества, до сих пор нет. Из-за этого среди интеллектуальной части интернет-тусовки сложилось слишком уж пренебрежительное и даже презрительное отношение к этим созданиям, что на мой взгляд в корне не правильно. Ведь "хомяк" - это всего лишь одна из форм существования Homo Sapiens в интернет-пространстве, являющаяся продуктом взаимодействия слабой личности человека с сильным коллективным разумом Системы. Итак, хомяки. Но, для начала, давайте немного отвлечемся и рассмотрим в целом проблему влияния виртуального мира на наше общество.

1.Интернет, как угроза подлинным ценностям.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


Стремительное развитие интернета, произошедшее за последние два десятилетия, привело к рождению нового, информационного общества с непонятными и до поры до времени малоизученными правилами игры. По мнению ряда футурологов, эти правила должны были настолько сильно отличаться от классических социальных законов, действовавших на протяжении всей истории развития человечества, что традиционные общественно-культурные институты и соответствующие ценности оказывались обречены. На смену им должны были прийти другие институты и ценности, лишенные прежних догм и предрассудков. Так, под влиянием подобных идей была написана "Нетократия" Яна Зодерквиста и Александра Барда. Такие перспективы не могли не вызвать разумных опасений у консерваторов, государственных и религиозных деятелей, да и просто обычных интеллектуалов из народа, понимающих, что резкие перемены, сопровождаемые сломом традиционных социальных регуляторов, до добра не доведут. Пожалуй, главная опасность состояла в том, что сеть и порожденное ею информационное общество будет использовано разномастными меньшинствами, которые начнут с его помощью распространять в массы свою культуру. Однако, как показала практика, все эти опасения оказались напрасными: с приходом в интернет широких масс в нем заработали ровно те же естественные социальные законы, что и в реальном, живом, обществе. А поскольку устойчивые иерархии и сложные социальные структуры в интернете образоваться еще не успели в силу банальной нехватки на это времени (двадцать лет слишком мало), то можно сказать, что нынешний интернет представляет собой идеальную модель анархо-демократического социума - гигантскую первобытную деревню, в которой бал правит большинство с его традиционной культурой и ценностями. Но, вопрос, почему вышло именно так, а не иначе, все же волновал пытливые умы ученых-социологов.

2.Научный эксперимент.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


Не так давно группа биологов и математиков из США, Германии и Великобритании провела любопытное исследование, целью которого было изучение способности отдельной группы особей (части коллектива) влиять на мнение коллектива в целом. Вопрос стоял так: насколько упрямое меньшинство, упорно отстаивающее какую-либо идею, может навязать эту идею менее упрямому большинству, которое данную идею хоть и отрицает, но под действием рациональных аргументов может ее принять. Использовавшаяся для эксперимента компьютерная модель включала в себя три группы особей: информированное большинство с точкой зрения А, информированное упрямое меньшинство с точкой зрения Б и наивные (неинформированные) особи. Информированные особи из одной группы, контактируя с информируемыми особями из другой группы, могли менять свою точку зрения (то есть переходить в другую группу) с вероятностью, обратно пропорциональной своему упрямству. То есть, если упрямство особи с мнением B в два раза выше упрямства особи с мнением А, то в случае их диалога, вероятность того, что обе особи придут к точке зрения B в два раза выше, чем вероятность того, что они сойдутся во мнении А. Неинформированные (наивные) особи собственной точки зрения не имели и вели себя так, как вело себя большинство особей в их ближайшем окружении (то есть стремились быть "как все"). Если большинство соседей из окружения наивной особи были из группы А, она вливалась в группу А, и наоборот. Из результатов компьютерного моделирования следовало два принципиальных и очень важных для нашего дальнейшего повествования вывода:

1.Меньшинство, если оно обладает достаточным упрямством в отстаивании своего мнения по какому-либо вопросу, может навязать свои убеждения большинству, для которого этот вопрос менее принципиален.

2.Помешать меньшинству в этом деле может наличие достаточного количества "наивных" особей, не имеющих по данному вопросу знаний, а значит ориентирующихся в принятии по нему решений на мнение соседей.


8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


А теперь, если мы спроецируем описанный эксперимент на всемирную сеть, то увидим, что наиболее адекватным воплощением той самой "неинформированной" особи из эксперимента является обычный интернет-хомяк. Причем дело даже не в том, что наш хомяк глуп, или несведущ, хотя таковых среди хомячьего стада тоже достаточно. Хомяк может запросто обладать недюжинным интеллектом и широкой эрудицией. На самом деле, главное в хомяке - это его желание быть как все, не выпасть из коллектива. В оффлайне это выражается в тяготении к общепринятости и даже обывательству. А в интернете хомячок проявляет себя тем, что стремится найти и влиться в подходящую группу, ориентируясь на ее размер, социальный статус участников и авторитет лидера. И вот это стремление, как это не странно, оказывает оздоравливающее влияние на интернет-сообщество, защищая его от деструктивного влияния девиантных меньшинств. Стоит уменьшить поголовье хомячков - традиционной культуре большинства будет угрожать опасность. Таким образом, интернет-хомяки выполняют полезную функцию по сохранению здоровой информационной среды и поэтому должны всячески вскармливаться и оберегаться.

3.Анатомия интернет-хомяка.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


Для того, чтобы понять суть хомячизма, нужно взять за эталон некую абстрактную модель Идеального Хомяка. Естественно, физически такого хомяка не существует в природе. Но, в то же время, все реально существующие хомяки отличаются от не хомяков именно приближением к этому эталону. Итак, Идеальный Хомяк - это активный пользователь интернета, не имеющий никакой связи с реальным миром и формирующий свое мировоззрение исключительно на основе прочитанных в сети сведений. Отсутствие связи с реальным миром приводит к отсутствию у эталонного хомяка собственных индивидуальных интересов и, как следствие, собственного мнения(которое суть результат столкновения биологической личности с физической реальностью).

От идеального хомяка, перейдем к хомякам реальным. Путем длительного изучения мест скопления сетевых хомячков и наблюдения за процессом их жизнедеятельности были выявлены следующие основные признаки, выделяющие их на фоне остальных обитателей сети.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.Коллективизм, часто пренебрежительно называемый "стадным чувством". Хомяк всегда ищет сообщество похожих на себя, то есть таких же хомяков, как и он сам. Хомяк-патриот будет тяготеть к патриотическим ресурсам и форумам, хомяк-либерал - к "демократическим" и т. д. Здесь важно то, что найдя свой сайт(комьюнити), хомяк обязательно станет его завсегдатаем и не захочет искать что-либо новое.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.Активная жизненная позиция. Настоящий сетевой хомячок - всегда существо активное, деятельное. Он будет не просто читать свой форум, а регулярно постить на него, участвовать во всех обсуждениях, спорить до победного конца, отстаивая "свою" точку зрения и пытаясь во что бы то ни стало переубедить оппонентов. В отличие от обычных пользователей (не хомяков), которые редко задерживаются на одном форуме больше месяца, хомяки высиживают свои места годами и часто бывают самыми долгоживущими завсегдатаями комьюнити.



8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.Конформизм.Говоря, что хомяк отстаивает "свою" точку зрения, мы не зря ставим кавычки, ибо, как уже было постулировано, своей точки зрения хомяк не имеет. А то, что он защищает в спорах, есть компиляция т. н. общественного мнения - мнения тех, кто данного хомячка окружает. В конечном счете, это мнение навязанное так называемыми неформальными лидерами, то есть теми, кому доверяют хомячки из данного сетевого сообщества. Настоящий хомяк знает, что в любой ситуации, в любом споре, большинство всегда право. Причем речь идет не о большинстве вообще, т. е. на всем Земном Шаре, а о локальном большинстве, возникшем в отдельном коллективе в результате дискуссии по какому-либо вопросу. В таком случае хомяк не только занимает сторону большинства, но и сам начинает активно ее отстаивать. Поскольку хомяк живет не в сферическом вакууме, а в обществе, то его мнение по широкому спектру вопросов чаще всего представляет собой средневзвешенную сумму мнений окружения. Отсюда вытекает важно следствие - хомячьи сообщества, даже при изначальной ярко выраженной идеологической направленности, со временем имеют тенденцию к дерадикализации, деидеологизации и обобывательствлению.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.Охранительство. Конкретные действия, направленные на реальные изменения и решение проблем, не приветствуются хомячками. По их мнению, гораздо больше пользы принесут разговоры и обсуждения, которые позволят всем сформировать правильное отношение к проблемам. Причина этого банальна и заключается в том, что реальные действия чреваты столкновением с реальностью, а значит могут угрожать накопленным хомячками запасам духовной пищи, собранной по сусекам интернета. Здесь вовсе нет противоречия с нашим утверждением, что у хомяка нет индивидуальных интересов. Ибо речь шла об интересах во внешнем мире, а оберегаемые запасы лежат внутри самого хомяка.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.Поклонение авторитетам. Главное, что ценит хомяк в интернете и людях, это мнение. Мнение четкое, ярко выраженное, и обязательно соответствующее одному из общепринятых стереотипов (должно быть уже сформировано соответствующее стадо). Очень важна для хомяка и выражающая мнение личность, ее харизма. Если личность достаточно убедительна, хомяк начинает слепо поклоняться её авторитету, и постоянно ходить на соответствующий блог (сайт, форум). Такие личности называются неформальными лидерами и занимаются тем, что формируют дискурс мнений, которыми кормят своих хомячков. Именно так появляются хомячки Гоблина, хомячки Навального и т. п. Мнение неформального лидера хомячок воспринимает как свое собственное. Попытка развенчать, или поставить под сомнение авторитет гуру, может привести хомячка в бешенство, а наблюдателей сего явления - в дикий ржач.


Некоторым сетевым хомячкам больше свойственны одни из перечисленных признаков, некоторым - другие. Но всех их объединяет одно ключевое свойство - нежелание выделяться из стада. Хомячок легко может изменяться под действием внешних факторов, то есть линять, или менять окрас, но он всегда делает это вместе со своим стадом. Например, если коммунистический форум под действием буржуазной пропаганды превращается в православно-имперский, то в православного имперца перекрашивается и сам хомячок. Основной принцип, в который свято верят все хомячки и на котором, собственно, основан хомячизм, звучит так:

"Выделяясь из одного стада, ты неизбежно образуешь стадо другое, ничуть не лучшее первого. Поэтому выделяться глупо"

Сие правило является идеологическим обоснованием интернет-хомячизма. Тот, кто его не понимает, неизбежно получает в хомячьих сообществах статус дурачка. И это правильно, ибо постоянная миграция в поисках лучшего стада приведет к непрерывной трансформации и генезису новых стад, среди которых рано или поздно образуются притягательные для масс и, одновременно, общественно-опасные сообщества с чуждыми традиционному большинству ценностями.

4.Классификация хомяков.


Из написанного выше вовсе не следует, что хомячьи сообщества полностью однородны. Отдельные разновидности хомячков могут сильно отличаться друг от друга, как по физическим параметрам, так и по окрасу. Существует три основных критерия классификации интернет-хомяков.

1.Хомяки-консерваторы и хомяки-протестанты.
В основе этой классификации лежит отношение хомячка к окружающему его бытию, под которым, как правило, понимается власть и существующие общественные порядки. Хомяк-консерватор в целом удовлетворен имеющимся положением вещей и выступает за его сохранение. Своих недовольных властью оппонентов такой хомяк обвиняет в том, что они действуют в интересах врагов и хотят раскачать и опрокинуть клетку. Надо сказать, что это наиболее последовательный и адекватный вид хомяка, поскольку его поступки полностью соответствуют декларируемым целям, то есть сохранению того, что существует. Примерами хомячков-консерваторов являются посетители блогов Гоблина, Вассермана, Старикова, Учителя Истины и т. п.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


Противоположным образом проявляют себя хомячки-протестанты, вечно недовольные тем, что их окружает. Главным объектом критики таких хомячков выступают абстрактные сущности, такие как Власть и Государство. В них хомячок-протестант видит источник всех бед и проблем. Парадокс тут состоит в том, что сам протестующий хомячок, как в интернете, так и в оффлайновой жизни, делает все для того, чтобы эти вещи не только не менялись, а наоборот, укрепляли свою сущность. Любые действия, выходящие за рамки обыденности и способствующие реальным изменениям, такой хомячок считает глупыми и бессмысленными. Таким образом, протестующий хомяк - это скорее оксюморон, вызывающий у окружающих лишь улыбку. И хотя стадный инстинкт гонит этих хомячков во всевозможные оппозиционные сообщества Навальный-стайл и молодежные протестные движения, они не в состоянии составить конкуренцию консервативным группам по популярности. Главная польза от таких хомячков - они способны свести любой протест на нет, превратив его в активную, но при этом совершенно ни на что не влияющую, возню.

2.Хомяки-интеллектуалы и хомяки-обыватели.
Данная классификация определяет умственные и духовные способности хомячка. Интеллектуальный спектр хомячьих сообществ хорошо описывается известным законом про 5% умных и 95% идиотов. Большинство хомячков в любом стаде - это обыватели, мало разбирающиеся в проповедуемых в стаде идеях, но нутром чующие, что данные идеи верны. Однако, ощущаемая нутром идея ничего не стоит без соответствующей интеллектуальной базы. Задача хомячка-интеллектуала - данную базу создавать, то есть придавать продвигаемым в данный момент в сообществе идеям умный и наукообразный вид. Соответственно, неугодные и устаревшие идеи хомячок-интеллектуал выставляет глупыми и невежественными. Для этого он использует обширный набор неочевидных другим, но известных хомячку знаний, собранных по крупицам из разных уголков интернета и скрепленных сложными логическими построениями. Понятно, что "хорошесть" или "плохость" той или иной идеи определяет не сам хомячок, а влияющие на него неформальные лидеры.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


Хомячка-интеллектуала довольно просто распознать на фоне остальных. Как правило, он значительно более активен и, одновременно, серьезен, чем другие хомячки из этой же группы, а посты его более осмысленны и адекватны. Часто является программистом-линуксоидом. Предпочитает действовать не на одном сайте, а на нескольких со схожей тематикой. В то же время, такой хомячок имеет максимальные шансы в один прекрасный момент осознать, наконец, свои личные жизненные интересы, перестать быть хомячком и пропасть с форумов навсегда.

3.Стадные хомяки и одиночки.
Хотя, как уже было не раз замечено, хомяк - животное стадное, не все хомяки постоянно кучкуются в гуще себе подобных. Некоторые предпочитают действовать обособлено, соорудив себе для этого уютный бложек в ЖЖ или социальной сети. Основное занятие таких хомячков - комментирование найденных в интернете "вкусных" новостей и записей из блогов единомышленников. Содержание хомячьего блога обычно сильно бросается в глаза и сразу выдает политические предпочтения своего владельца. Из-за недостатка внимания и критики, хомячки-одиночки могут сооружать в своих бложиках крайне парадоксальные мировоззренческие и культурные конструкции, сочетающие в себе совершенно несовместимые вещи. Что делает их особым объектом внимания исследователей.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


В отличие от ярких одиночек, стадные хомячки имеют менее заметный окрас и практически не выделяются на фоне друг друга. Недостаток пигментации они компенсируют активностью и способностью быстро обмениваться с соседями мнением. Собственно, из-за постоянного обмена одним и тем же мнением, хомячьи стада и приобретают свою однородность, сливаясь издали в одноцветную пушистую массу. Вместе с тем, стадных хомячков отличает достаточно высокий уровень агрессии, который необходим для отражения вражеских атак на комьюнити. Так, если в сообществе вдруг появляются чужаки, бесцеремонно лезущие в чужой монастырь со своим уставом, стадо хомяков яростно атакует незваных гостей.

5.Ареалы обитания и жизнедеятельность.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.

Далеко не в любом месте всемирной сети, таком как сайт, блог или форум, могут обитать хомяки, ибо они чрезвычайно прихотливые и требовательные к условиям содержания существа. Если вы хотите, чтобы на вашем сайте завелись хомячки, вам нужно обеспечить выполнение множества требований. Главное, что необходимо хомячкам, это пища, причем не абы какая, а качественная. В роли хомячьей пищи выступает разбавленное фактами мнение, которым хомячки обмениваются друг с другом. Концентрация мнения в фактах должна быть достаточно высока, иначе организм хомячка будет испытывать недостаток активности, что непременно вызовет сокращение поголовья. Факты же необходимы для лучшего усвоения потребляемого мнения мыслительным трактом.

Для разных пород хомячков требуются разные виды пищи, т. е. мнений, но все они должны содержать в себе господствующие в сети тренды, жизненно необходимые для процесса размножения. Тренды диктуются, во-первых, базовыми ценностями, а во-вторых - модой. Например, мода на борьбу с коррупцией способствует росту поголовья хомячков Навального, а следовательно растет и спрос на соответствующую пищу. Но когда данная мода пройдет, хомячки перейдут на новый вид пищи, что будет сопровождаться сменой окраски и миграцией на другие сайты. Из написанного выше следует, что жизнеспособность сообщества хомячков находится в прямой зависимости от того, насколько содержащееся в их рационе мнение совместимо с базовыми ценностями мейнстрима. Если мнение этим ценностям противоречит, сообщество, как уже было замечено, просуществует недолго, и быстро будет ассимилировано другими, более массовыми, сообществами. Даже если хомячки при этом не сменят место обитания, у них все равно изменится цвет шерсти и, соответственно, потребляемое ими мнение.

Чем более устойчив тренд, на который ориентируется конкретное сообщество хомячков, тем более это сообщество устойчиво и тем больших размеров оно может достичь со временем. Именно поэтому, основные ареалы обитания хомячков в рунете - это консервативные, конформистские и народно-развлекательные сайты, такие как Oper.ru, Udaff.com, различные православные ресурсы и т. п.

6.Регулирование популяции.

8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.


Ошибочно было бы однозначно считать, что чем больше хомяков, тем лучше, поскольку тогда мы должны были бы признать оптимальной ситуацию, в которой хомяками являются абсолютно все. Интуитивно понятно, что это абсурд - такое стадо быстро будет прикормлено и использовано в собственных интересах первым попавшимся предприимчивым неформальным лидером. И если этот лидер исповедует неправильные ценности, то скоро их будут исповедовать все. Ибо, как бы умен и начитан не был бы хомяк, он всегда действует в чужих интересах и привыкает к той пище, которую дают.

Для эффективного противостояния меньшинствам и нейтрализации формируемых ими объединений, необходим контроль хомячьих сообществ со стороны достаточно мощных и сплоченных групп из других существ - модераторов, троллей, и, конечно же, неформальных лидеров, выражающих волю и ценности большинства. Здесь стоит вернуться к упомянутому в начале статьи эксперименту ученых, в котором было показано, что при чрезмерном количестве наивных особей (т. е. хомяков), меньшинству опять же легче навязать свое мнение остальным. Происходит это потому, что при избытке хомяков начинают образовываться свободные хомячьи группы, не подверженные влиянию большинства, а значит уязвимые для идей меньшинств. Мутируя и обретая собственное мнение, бывшие хомячки могут со временем образовать новое большинство, отличающееся от старого усвоением навязанных меньшинством идей.

Таким образом, хомяки приносят пользу лишь до тех пор, пока их не разведется слишком много. Следовательно, их популяция должна регулироваться и при превышении определенного порога - искусственно сокращаться. Сокращение поголовья хомячков производится через образовательно-просвятительскую работу, то есть скармливание им специальной пищи, состоящей преимущественно из фактов с минимальным содержанием мнения.

Заключение.


Итак, интернет-хомяки являются неотъемлемой частью того самого гражданского общества, о необходимости построения которого уже так долго говорят все и вся. Они - основа всех формирующихся сетевых иерархий, так как образуют основание иерархических пирамид. Не будь хомячков, и иерархии будут делегитимизированы, ибо негоже свободным людям с чувством собственного достоинства находиться внизу. А это развалит всю систему, на иерархиях построенную, сначала в виртуальном мире, а затем и в реальном. Так что, если не хотите потрясений, смут и революций, скажите за это спасибо интернет-хомячкам.
8.02.2012.Интернет-хомячизм на страже демократии.
 
  • 85
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
 (голосов: 1)
Статьи | написал: Jameson | просмотров