«Великие поэты» – 88 том - Татьяна Бек «Смятенная душа»

«Великие поэты» – 88 том - Татьяна Бек «Смятенная душа»
https://ru-ru.facebook.com/KollekciiKomsomolskaiaPravda

Сложнее всего, наверное, признать классика в современнике, в человеке, который еще несколько десятилетий назад ходил по тем же московским улицам, жил у метро «Аэропорт» в знаменитом писательском доме, видел ту же весну... Наверное в этом трагическая судьба стихов Татьяны Бек, которые сегодня читают гораздо меньше, чем они заслуживают. Ведь ее боль - женское и человеческое одиночество - созвучна ощущениям каждого, пусть мимолетным, но таким горьким и пронзительным.

Ей удалось сохранить на всю жизнь запредельную искренность, ставшую основой ее поэтического дара, и причиной ее одиночества. Острое чувствование правды заставляло обращать внимание на любую несправедливость - от нищего на улице, до фальши в произведениях друзей. Она не умела идти на компромиссы, не умела не видеть ложь, не умела промолчать. По рождению «семидесятница» а по духу «шестидесятница», которой была гораздо ближе ушедшая послевоенная, послесталинская, «оттепельная» эпоха. Она не вписывалась ни в фарватер официального литературного курса, ни в рамки принятых человеческих отношений. «Вам, безусловно, невдомек, Что за нелепая фигура - В руке - цветок, в другой - кулек - Стоит на лестнице понуро. А - это я. Я вас люблю!...»

Ее спасала самоирония, стихи и многолетняя работа критика. Благодаря Татьяне Александровне, мы имеем один из лучших литературных трудов - «Антологию акмеизма» и новые поэтические голоса - она в течение многих лет вела семинар в Литературном институте им. А. М.

Горького. Погубили ее тоже поэты. До сих пор многие считают, что официальная причина смерти - «инфаркт», лишь нежелание разобраться в истиной. Ее травля началась после резкого осуждения подобострастного письма Туркменбаши от нескольких известных поэтов, предлагающих перевести его гениальные стихи на русский. Назвав послание «непристойно прагматичным» Татьяна Александровна оказалась в психологической осаде - бывшие коллеги звонили ей, угрожали, караулили у дома... Она, как и прежде, не смогла смириться с предательством. И просто ушла.
***
Чужая душа не потемки,
А поздняя зимняя ночь,
Где жутко от свиста поземки,
От скрипа деревьев невмочь.
Я в милую темную душу
До боли
гляжу и гляжу.
И в снег, в беспощадную стужу
Неверной походкой вхожу.

***
В темном детстве,
от старших в сторонке,
Я читала, светлея лицом,
Эту сказку о гадком утенке
С торжествующе-лживым концом.

Я считала, что я некрасива...
Только лучше сказать - неточна:
Ведь прекрасна и грубая грива,
Если выразит лет скакуна!

Ненавижу свою оболочку!
Понимаю, что,
как не смотри,
Видно черную зимнюю почку,
А не слабую зелень внутри.