Раскройте шире клюв: На проезде Ольминского возвращают к жизни диких птиц

На модерации Отложенный

 

 

В Останкинском районе работает настоящий птичий госпиталь — «Зелёный попугай». Птиц сюда привозят со всей Москвы, а команда опытных ветеринаров-орнитологов помогает им выжить. Госпиталь специализируется на лечении и реабилитации экзотических и диких видов птиц. Корреспондент «ЗБ» провела с удивительными пациентами и их докторами целый день.

Никаких любимчиков
Вход на территорию усадьбы Шереметева запрещён для обычных прохожих. Но не для орнитологов. Владимир Горячев приезжает сюда каждый день — навещает питомцев «Зелёного попугая», привозит им корм, следит за тем, как они себя чувствуют.
Здесь, в усадьбе, находится одно из отделений госпиталя — огромный вольер, где птиц готовят к выпуску. Не так давно тут жили соколы — когда они были готовы улететь на свободу, их выпустили в Ботаническом саду. Теперь вольер принадлежит ушастым совам.
— Ну, как у вас дела, мои хорошие? — с юмором здоровается с ними Владимир и начинает раскладывать еду — крошечных цыплят. Цыплят приобретают на птицефермах — это отбракованные петушки.
Вокруг меня кружат совы. Где ещё увидишь этих красавиц не сквозь решётки клетки? Их тут пятеро, и им весело. Одна повисает на стене, словно летучая мышь, и выворачивает голову, изучая меня. Ещё две замирают, усевшись рядом с импровизированным столом. Круг­лые глаза прикованы ко мне.
— Вы их различаете? — спрашиваю у Владимира.
— Конечно, — отвечает он. — Но мы никогда не заводим с ними отношений. Никаких любимчиков. Совы тут временно. Они должны привыкнуть к воздуху и общей атмосфере, адаптироваться и улететь жить на волю.

Квартира для совы — смерть
Как сюда попадают совы? Чаще всего их приносят люди. Как правило, просто находят совят и звонят в «Зелёный попугай».
— Самая горячая пора у нас — весна, когда появляются совята, — рассказывает Владимир. — Малыши могут выпасть из гнезда. Это для них не опасно: они прекрасно себя защищают. А как только наступает ночь — легко взбираются обратно. Увы, люди этого не знают и принимаются их «спасать».

Подбирают, везут домой, начинают кормить домашней едой… Для совы это — смерть! В этом году мы организовали совиный патруль в Останкинском парке и в Ботаническом саду — охраняли наши совиные семейства. Это помогло сохранить малышей.
А ведь сов продают на рынках… Помню, однажды видела сову-сплюшку, и продавец уверял, что они отлично приживаются в доме.
— Это неправда, — говорит Владимир. — Сплюшки — не жильцы в нашем климате. К тому же они насекомоядные. Где хозяева будут брать для них сверчков и кузнечиков? А если говорить об обычных совах, то приведу лишь одну цифру: одна замороженная мышка — а сов обязательно надо кормить мышами — стоит 100 рублей. Сколько таких мышек сможет купить владелец совы?

Путешествие лесного кулика
Сам госпиталь находится в доме на проезде Ольминского. Сегодня сюда принесли пациента. Утром позвонил молодой человек: «Тут около нашего офиса на Новослободской бродит удод!» Владимир Горячев поехал за птицей. Как выяснилось, это вальдшнеп, или лесной кулик. Он ударился о стекло, разбил голову и бродил по асфальту, пока его не подобрали.
Приём в клинике ведёт сам руководитель «Зелёного попугая» Владимир Романов. Орнитолог с огромным стажем, ветеринар, автор научных разработок и книг, он знает о птицах всё.
Необычная птичка успокаивается в его руках. А Владимир Романов достаёт прибор, напоминающий те, которыми педиатры слушают детей. Затем с помощью фонарика заглядывает в глаза птичке, а с помощью эндоскопа проверяет, что у неё в клюве.
— Контузия… Зрачок на свет не реагирует. Оставим его тут… — решает орнитолог.
Птице предстоит переночевать в реанимации. Это брудер — похожий на аквариум ящик, к которому подключено отопление.
Завтра ей предстоит путешествие в реабилитационный центр. У «Зелёного попугая» их много, в частности в Балашихе и в Рязанской области.
— А много ли у вас сотрудников? — спрашиваю.
— Тут, в Останкине, работают три ветеринара. Остальные трудятся в областных центрах, — отвечает Владимир Романов. — Но обычных людей у нас нет — к нам идут те, кто по-настоящему любит птиц. Без этого работать не получится.

Елена ХАРО