Публичная активность власти смещается в сферу сознания. В словаре у нее появилось незнакомое слово – идеология. И аксессуары: скрепы, устои, ценности, культурный код. На Валдае солировали идентичность и мораль, которую мы храним, а Запад — нет. Президент прямо говорит об идеологии. Конституционный запрет на ее огосударствление не мешает власти вручную руководить идеологическим процессом по принципу «кто кого ужинает, тот того и танцует»: раз госзаказ в сфере культуры, знания и всего духовного финансирует государство, значит, оно и диктует параметры, стиль и саму суть оплачиваемого изделия.
Поэтому понятно, какими будут учебник истории, кино, эскиз культурной политики и другие произведения такого рода.
В анализе идеологических процессов важно, что говорится, но не менее важно, о чем умалчивается, что вдруг исчезает, становясь «идеологически несуществующим». В текстах власти экономика явно отходит на второй план и дальше. Если и говорят об инвестиционном климате, то уже не про условия деловой активности, а про коррекцию имиджа, производство благоприятного впечатления. Это даже не подтяжка – чистый макияж. Когда впечатление надо производить там, а создается оно силами специально обученных здесь и здесь же финансируемых фирм, эта штукатурка и вовсе не держится. Иностранцы халтурят не меньше.
Инновации, высокие технологии и другие хиты недавнего времени также прочно задвинуты и всплывают лишь в дежурных контекстах программного уровня, когда их отсутствие выглядело бы совсем скандальным. Модернизация также стала словом нон грата. Неловко вспоминать о парадных маршах, в которых не сделано ни шагу. Теперь место светлого будущего занимает выдающееся прошлое, место инноваций – традиция. Там, где прочили движение, хвалят устои. Стране будто сворачивают голову назад, чтобы она не видела, что вперед движения нет, да там и вовсе не светит.
Прагматика чаще толкает человека вперед, поэтому идею прогресса можно строить на материализме. Но развернуть человека вспять может скорее нечто идеальное. Ценности прошлого обычно все в сфере высокого, возвышенного, заоблачного – святого. И даже когда России приписывают нравственную миссию именно в новом, будущем мире, ничего свежего изобрести не выходит и остается лишь рекламировать свои тонкие духовные ноты на фоне Запада, который опять разлагается. Все как в лучшие времена, когда этими миазмами у нас затягивались через железный занавес.
Нынешний всплеск идеологической активности интересно наблюдать в глубоком историческом разрезе.
В свое время отец нашей социологии Борис Грушин, немало работавший в Праге, в журнале «Проблемы мира и социализма», рассказывал такую легенду. Гимн ЧССР состоял из двух частей – чешской и словацкой. На первую часть вставали чехи, вторую стоя слушали словаки. Но были еще моравы, которые в микропаузе между частями успевали быстро встать и тут же сесть. Нечто подобное у нас с идеологией, с той лишь разницей, что пауза деидеологизации длилась полтора десятка лет и значит во всей этой истории не меньше, чем ее идейное окружение.
В СССР был диалектический материализм, но особого свойства. В реальности здесь доминировала идеология, тогда как экономика, да и материальная жизнь в целом находилась в служебном положении.
В 90-е и в начале 2000-х не было ничего. Теперь в жизни доминируют сугубая прагматика и голый меркантилизм – но государство строит из себя конченого идеалиста, якобы верящего в то, что хорошие слова отвратят людей от нехороших дел, хотя жизнь здесь ни к чему хорошему не располагает.
В СССР секретарь по идеологии был вторым человеком в государстве. В любой практической развилке выбирали самый непрактичный вариант, если это был вопрос «политический» (то есть идеологический). Всеобщий аскетизм в такой конструкции – замковый камень. Стоит свернуть с правильного пути на дорожку «растущих потребностей», как идейное меркнет как таковое. Поэтому к концу 80-х идеологию открыто высмеивали, а пауза 90-х оказалась закономерной и выстраданной. До сих пор у средневзвешенного российского интеллигента при слове «идеология» рука сама тянется к тяжелым предметам.
Надо правильно оценивать эту инерцию. В наших условиях потреблять и верить – две вещи несовместные. Это в Штатах вполне себе меркантильная «американская мечта» не противоречит патриотизму, устоям морали, духовности и религии. Но главное, ей не противоречат реалии жизни и политика государства. Все, начиная с президентского послания и заканчивая стилем низового администрирования, насквозь идеологично, как и продукция Голливуда, но и вписано в реальные отношения. Поэтому даже там, где есть проблемы с историей и культурой, они закрываются «дымом Отечества».
Теперь достаточно отзеркалить это на нашу реальность, чтобы понять всю глубину различий. Призывы не раскачивать лодку не очень проходят, когда в ней так гребут.
Духовные скрепы не надстраиваются над разделяющим людей богатством.
Здесь разбудили консьюмеризм, усиленный вынужденной аскезой всей советской истории, – а теперь думают, будто кого-то можно увлечь идеями, явно противоречащими тому, что видно наверху пока еще не вооруженным глазом. Тут вам любой объяснит, что скрепы нужны прежде всего олигархату, политической элите, а также высшей, средней и низовой бюрократии – чтобы лицо не треснуло.
Вообще говоря, деидеологизация — это миф. Либо общество имеет идеологию, либо идеология имеет общество как внушаемую массу. Но общество – это вовсе не государство. Это как госзаказ, который финансирует не чиновник, а налогоплательщик. Если функционер не понимает этой разницы и не знает, как общество должно контролировать средства, идущие на «идейную продукцию», значит, ему лучше сменить сферу приложения усилий. Идеология – дело деликатное, даже при Советах здесь старались не вести себя, как пьяный приказчик в лавке.
Далее надо понимать, что идеология это не только система идей, но и система институтов.
Но по нашей Конституции их быть не может. Поэтому до сих пор проблему пытались решить «теневой идеологией», то есть контрабандой. Теперь, когда людей все меньше устраивает то, что эта власть делает руками, возникает желание отличиться умом, душой и сердцем, причем заранее присвоив себе эту миссию, роль и чуть ли не должность. Но без «машины» это дело обреченное (как Суслов без Идеологического отдела ЦК), а заново ее создать – и вовсе утопия. Остается выходить на «рынок идей», а это уже совсем другие навыки и компетенции.
В СССР идеология жила до тех пор, пока в марксизм могли верить и лучшие люди. И она сдохла, как только ее начали сочинять по принципу «лишь бы нравилось самим».
В нынешних опытах тоже слишком много от самоудовлетворения – и это обнадеживает.
Комментарии
Статья же эта и есть идеология сегодняшнего капиталистического дня - деньги и личный успех. Нынешняя власть её также исповедует.
Толковые идеи дорогого стоят, так что тут вы неправы.
Комментарий удален модератором
Всех благ.
Нехорошее затишье сегодня в России ...
Руками сделано.
Комментарий удален модератором
Посмеялся!
Теоретическая платформа ЕР - ублюдочная смесь иудеек и "измов", если одним словом, то онанизм.
Достигнутые обществом практические результаты всегда соответствуют теоретической платформе (нравственному и мировоззренческому стандарту, концепции управления)!
"Измы" идеологические прикрытия библейской доктрины рабовладения.
Десять лет назад на форуме газеты "Завтра" я сформулировал так:
Можно эксплуатировать импортные автомобили, покупать импортную одежду и даже продукты и лекарства, но нельзя пользоваться импортной идеологией, ибо это не вы ей будете пользоваться, а она будет использовать в своих целях.
Всё гораздо сложнее, я объяснял несколько раз, но сейчас уже поздно и пора спать.
Ищите ответ самостоятельно:
http://www.telenir.net/politika/tainy_upravlenija_chelovechestvom_ili_tainy_globalizacii_kniga_1/p4.php
Яндекс - "КОБ тайны социального идиотизма".
Яндекс - "КОБ тайны Закона Времени".
Яндекс - "КОБ тайна концептуальной власти | Тайны управления человечеством".
Яндекс - "КОБ процессы в суперсистемах тайны автосинхронизации".
Яндекс - "КОБ тайны управления Россией вопреки её интересам".
Яндекс - "тайны перехвата управления Как осуществить?".
«Всё, что нужно для торжества зла – это чтобы хорошие люди ничего не делали».
/Эдмунд Бёрк/
ЧТО происходит. КТО виноват. ЧТО делать.
Яндекс - "Коллективный Сталин".
Яндекс - "КОБ что делать стратегия будущего Мы живём плохо не потому, что плохо работаем, а потому, что нами плохо управляют".
Яндекс - "КОБ тайны управления человечеством, процессом глобализации, в том числе и через управление религиозными верованиями и культами"
Яндекс - "КОБ Пять уровней понимания Бога".
Яндекс - "КОБ тайны управления человечеством калейдоскоп и мозаика".
Яндекс - "КОБ тайны измов теоретическая платформа рабовладения"
Яндекс - "КОБ - выход из общества «потреблятства» и безмерия".
Яндекс - "КОБ тайны управления от человекообразия - к человечности".
Яндекс - "КОБ Тайны демократии и «гражданского общества»"
Яндекс - "КОБ - тайны троцкизма социализм с человеческим лицом".
Яндекс - "КОБ Тайны Сталина".
Яндекс - "КОБ тайны управления человечеством ещё Аристотель сказал что лучшего сапожника"
Яндекс - " | Тайны управления человечеством "предиктор-корректор" ".
Яндекс - "КОБ тайны управления человечеством ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ПАРТИИ «ЕДИНЕНИЕ» демографически обусловленные потребности".
Яндекс - "Потребности Андрей Липкин".
http://maxpark.com/user/sokolov9686/content/515315 - Путь к обществу людей
http://maxpark.com/community/1190/content/959973 - Соборность
Ты, сынок, часом не из методистов?
Мне больше нравится история.
История - высший приоритет управления.
Аватар - зеркало души. Ты, стажёр, часом не из бомжей?
Комментарий удален модератором
Крестьянин, и слова то, такого не знал - методист.
Имя тебе - МЕТОДИСТ!
Смени аватарку!
Путин прав, что пытается заменить идеологию рвачества, подаренную нам фарцовщиками и критиками коммунизма из Одессы, на что-то еще. Современная идеология РФ подходит фарцовщикам, но не русскому обществу. Вопрос на что заменить. Можно, конечно, смотреть и назад, вспоминая кто мы, но весь смысл в будущем. И, главное, власть все так же поддерживает всю эту "фарцу", как и прежде. Получается карикатура. Никаких намеков на развитие даже на уровне идеологии. И уж одной ее точно недостаточно - нужно не говорить впустую, а делать.
У нас два пустобреха. Один при Дворковиче, другой при Абрамовиче.
В обществе всегда некоторым образом протекают процессы управления. Их описание всегда присутствует в культуре общества сообразно его внутренней исторически сложившейся стратификации по социальным группам, выделяемым в нём по разным идентификационным признакам. Такого рода описания с точки зрения теории управления являются концепциями управления; с точки зрения социологии концепции управления это — идеологии. Поскольку управление, власть — часть культуры и соответствует некоторой концепции управления или нескольким концепциям одновременно своими разными фрагментами, то свобода от идеологий — самообман: идеологию можно понимать или не понимать, принимать её или отрицать, но в любом случае живущим в обществе всегда приходится встречаться с проявлениями той или иной идеологии, поскольку она — концепция управления, а общество всегда некоторым образом управляется (или стремится управляться в периоды кризисов, являющихся по существу кризисами социально неприемлемого управления).
Идеология библецов - иудейки и "измы", прикрытия библейской концепции управления.
В новом информационном состоянии общества прикрыть безнравственность библейской концепции управления не удастся.
Апокалипсис - крах библейской доктрины рабовладения.
Вот и весь вопрос.
Яндекс - "тайны перехвата управления Как осуществить?".
Заголовок сегодняшних новостей:
Шаронов: без миграции экономика Москвы и РФ может начать стагнацию
http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/politics/15434300/?frommail=1
Шаронов (не родственник ли А.Шарона?) - ректор школы управления Сколково и бывший вице-мэр Москвы - нам объясняет, что иммиграция необходима. Иначе будет плохо: как в Японии. Я в Японии провел около 3 лет и свидетельствую, что там как раз очень хорошо, причем, именно из-за того, что все функции, включая работу дворников, выполняют сами японцы. В Японии видно, что государство и общество заботятся о своих членах, там никто не брошен (ничтожное количество бездомных все же есть, но вызвано весьма специфическими причинами, о которых нет времени рассказывать). Даже "Неумехи" при деле- помогают около строек: предупреждают прохожих о отъезжающих машинах и т.д. К ним относятся с уважением.
В Японии реформаторы не ставили целью создать площадку для получения прибыли, и реформы проводились для народа (а не народ приносился в жертву для реформы).
Но у фарцовщиков другие представления о жизни. Им важно, как быстро они богатеют. Если не быстро - это "стагнация".