Долговая яма Японии.

Фильм популярно объясняет одну из причин, почему Япония полный банкрот

Фильм популярно объясняет одну из причин, почему Япония полный банкрот

 

К концу 2012 года центральное правительство Японии задолжало 997 триллионов. Это свыше 200% ВВП страны. И свыше $80.000 на душу населения. Вероятность, что этот долг будет выплачен, очень мала. И, к сожалению, скоро ситуация сильно усугубится. Чтобы понять причины, давайте взглянем собственно на процесс накопления государственного долга.

Каждый год правительство получает деньги от домохозяйств и корпораций в виде налогов и иных прибылей. Затем оно тратит эти деньги в рамках экономики на обслуживание населения и прочие обязательства. Если правительство хочет тратить больше, чем получает, оно вынуждено брать разницу в долг. Для этого правительство выпускает долговые ценные бумаги, облигации. Инвесторы покупают их, правительство получает необходимые деньги, а инвесторы получают процентный доход.

Но с ростом непогашенного долга инвесторы начинают беспокоиться, что не смогут вернуть вложения. Здесь на сцену выходит центральный банк. Центральный банк снижает кредитные ставки. На деле это значит, что он печатает деньги, пока кредитные ставки не достигнут нужного уровня. Убедившись, что их вложения в безопасности, инвесторы продолжают покупать у правительства облигации. Это значит, что правительство продолжит тратить больше, чем получает. Звучит здорово, да? Но есть подвох.

Со временем непрерывное снижение кредитных ставок и печать денег создают безвыходную ловушку. Как это выходит. Представьте непогашенный долг правительства в виде коробки определённой высоты. Тогда каждый год оно должно выплачивать небольшой отрезок высоты коробки в качестве процентов. Можете представить его в виде лотка, который нужно заполнять поступающими средствами. При нормальных обстоятельствах налоги заполняют лоток выплат по кредитам, и их ещё хватает на прочие расходы. А инвесторы финансируют остальное.

Немного спустя... Когда центральный банк снижает процентные ставки, лоток мелеет, и правительству проще заполнить его основным притоком средств, что даёт возможность увеличить прочие расходы.

Спустя много времени... Со временем лоток выплат по кредитам мелеет и расширяется, а расходы значительно увеличиваются. Теперь даже незначительный рост стоимости долга (высота лотка), повышает затраты на выплату процентов настолько, что они поглощают все доходы с налогов. Когда это случается, правительство одалживает на все свои расходы. Немного спустя... Это только расширяет лоток выплат по кредитам. Вскоре... Инвесторы тут как тут: они продают облигации, что повышает кредитные ставки.

И вскоре правительство понимает, что основной приток средств покрывает лишь часть кредитного долга. Теперь даже печать денег не поможет. Если центральный банк решит повысить доходы с налогов, инвесторы продадут свои облигации ввиду инфляции. Это повышает среднюю кредитную ставку настолько, что уровень выплат по кредитам растёт быстрее прибыли с налогов. В результате ситуация не меняется, и правительство неизбежно объявляет дефолт.

Вернёмся к Японии... В конце 2012 фискального года долг Японии превышал доход в 23 раза. Рассмотрим это на примере нашей аналогии с лотками. Это значит, что повышение средней стоимости долга на 1% увеличивает выплаты инвесторам на 23% дохода с налогов. Так вот, 23% дохода с налогов и так ежегодно уходят на выплаты по кредитам. То есть, средняя стоимость долга примерно в трёх процентах от отметки, когда вся прибыль с налогов уйдёт на кредитные выплаты. Всё сводится к следующему. Сумеет ли правительство удержать стоимость долга ниже отметки в 4%?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать японских инвесторов и зарубежных инвесторов. Начнём с японских инвесторов. Последние 20 лет были для них нелёгкими, потому что цены почти на всё падали — кроме правительственных облигаций. Поэтому, само собой, значительная часть внутренних инвестируемых средств уже в них вложена. Это значит, что новые инвестируемые средства придётся вкладывать в новые правительственные облигации. Поскольку инвесторы представляют домохозяйства и корпорации, эти новые средства должны состоять из их новых сбережений. Проблема в том, что новые сбережения сокращаются. Население стареет, поэтому домохозяйства будут скорее тратить, чем сберегать. К тому же падает баланс торговли, поэтому корпорациям сложнее создавать прибыль. Иными словами, новые сбережения домохозяйств и корпораций меньше суммы, которую правительство вынуждено одалживать. Поэтому единственный выход — привлечение зарубежных инвесторов. Но они привыкли к более высокой доходности вложений. Поэтому с ростом роли внешних инвесторов в покрытии правительственного дефицита средняя стоимость долга может подняться до критического уровня в 4%. Но всё куда хуже...

Банк Японии недавно взял курс на 2%-ную инфляцию. Проблема в том, что японские инвесторы рассматривают снижение потребительских цен, дефляцию, как реальную доходность. Когда потребительские цены снижались на 1% в год, а номинальная прибыль была 1%, это называли реальной доходностью в 2%. Но новая политика Банка Японии сменит полярность этих расчётов. Поэтому, чтобы вернуться к прежним цифрам, инвесторам придётся установить для правительства номинальную кредитную ставку в размере 4%. Прибавьте сюда растущую зависимость Японии от внешнего капитала и увидите, как легко средняя стоимость долга может превысить критический уровень в 4%. А когда это случится, всему конец.