Власти отстраняются от решения межнаци. проблем,как и во время беспорядков в Грозном 55 лет назад
На модерации
Отложенный
23-28 августа исполнилось 55 лет со времени массовых беспорядков, произошедших в Грозном в 1958 году, вскоре после восстановления Чечено-Ингушской АССР и начала возвращения на родину депортированных в годы Великой Отечественной войны чеченцев и ингушей. Исследователи тех событий говорят о том, что "русский бунт" в Грозном был спровоцирован партийным руководством и социальными проблемами местных жителей. Председатель совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов считает, что власти должны учиться на уроках прошлого, так как межэтнические конфликты в СССР и постсоветской России имеют общую природу.
В августе 1958 года в городе Грозном, столице ЧИАССР, произошли массовые беспорядки, спровоцированные убийством русского рабочего группой чеченцев. В городе начали распространяться античеченские заявления, распространялись листовки с требованием выселить чеченцев из города. 27 августа вечером около тысячи человек захватили обком партии и устроили там погром. 28 августа в полночь в Грозный прибыли войска. Сопротивление неорганизованной толпы было подавлено, в городе на четыре дня ввели комендантский час. В результате беспорядков пострадали 32 человека, в том числе четыре работника МВД, умерли двое гражданских, еще 10 были госпитализированы, арестованы почти 60 человек.
"Русский бунт" в Грозном был спровоцирован партийным руководством и социальными проблемами, считают историки
Убитый 23 августа 1958 года житель Грозного русской национальности сам спровоцировал конфликт с другим местным жителем-чеченцем, и эти события были лишь поводом для последовавшей вслед за этим конфликтом политической провокацией, развитие которой не пресекли власти, считает историк Сергей Писарев, занимавшийся проблемой депортированных ингушей и чеченцев и составлявший в 1958 году доклад в ЦК КПСС о предшествующей событиям в Грозном ситуации.
"Этот русский на клубном вечере в пьяном виде привязывался к молодому чеченцу, преследовал его со своими приятелями на улице, вступил с ним в драку с обоюдным применением карманных ножей и был им в порядке самообороны смертельно ранен", - пишет Сергей Писарев в своем приложении 3 к заявлению председателю Комитета партийного контроля при ЦК КПСС "Почему в апреле 1959 года я вынужден был отрицать свое авторство доклада на семидесяти страницах" (этот документ хранится в архиве Научно-информационного и просветительского центра "Мемориал").
Он отмечает, что трое суток после дня убийства в городе проводилась острейшая массовая политическая провокация, которую историк назвал "инсценированной, контрреволюционной диверсией". "Днем и ночью экзальтированные, распаленные до шовинистического озверения "ораторы" обоего пола призывали толпу к мести "бандитским народам", - указывает Писарев, обвиняя руководство Комитета госбезопасности, секретариат горкома и обкома КПСС в бездействии.
У описываемых событий есть и другая версия. Так, член-корреспондент РАН, историк Владимир Козлов в своей работе "Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953-1985 гг.", описывая хронику волнений, называет зачинщиками драки чеченцев, а дальнейшие события - спонтанными и стихийными.
По данным Козлова, 23 августа группа молодых людей в состоянии алкогольного опьянения прибыла в Дом культуры на танцы, где повздорила из-за девушки с 23-летним рабочим Грозненского химзавода и его товарищем. Одному из участников инцидента - русскому по национальности - нанесли пять ножевых ранений. Пострадавший скончался на месте, а двое нападавших были задержаны.
25-26 августа, указывает Козлов, в городе начали распространяться античеченские заявления, расклеивались объявления о проведении митинга, распространялись листовки с требованием выселить чеченцев из города.
Событиям августа 1958 года в Грозном способствовали социальные проблемы, с которыми столкнулись местные жители после возвращения чеченцев и ингушей из депортации, указывает в своем диссертационном исследовании "Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957–1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей" (опубликовано в 2005 году) кандидат исторических наук Анна Кузнецова.
"Сложный процесс был сопряжен со сложностями адаптации вайнахов в изменившейся среде, а также комом социальных проблем, перенаселением, отсутствием жилья, безработицей, что в последующем становится факторами резкого обострения межнациональных отношений с иноэтничным населением внутри республики и с соседями по Северному Кавказу", - отмечает Кузнецова.
Кисриев: "хрущевская оттепель" расширяла возможности людей в выражении протеста
События августа 1958 года в Грозном в то время фактически не освещались, говорит заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев.
"Эти события не освещались фактически, и краем уха мы слышали о каких-то сильнейших выступлениях против только что вернувшихся из ссылки чеченцев в русском городе. Фактически Грозный был тогда русским городом, чеченцы только начинали осваиваться", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Кисриев.
По его словам, межэтнических конфликтов в то время было мало, тем более в ранний период "хрущевской оттепели", когда столкнулись старое и новое представления об обществе. "Некоторая оттепель расширяла возможности людей в выражении своих протестов. Из примеров, в Новочеркасске в 1962-м были очень серьезные выступления, жестоко подавленные в то же время, так что какой-то небольшой промежуток времени после XX съезда вот такие столкновения, вспышки бывали", - отметил Энвер Кисриев.
Черкасов: сегодняшняя власть не учитывает уроков прошлого
Событиям августа 1958 года предшествовала убежденность и соответствующая политика власти бывшей Грозненской области новообразованной ЧИАССР, направленная на возвращение ситуации с репрессированными народами в исходное состояние, и попытка вновь добиться депортации чеченцев и ингушей, считает председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Бунт был подавлен вводом войск из соседних республик. Никаких оргвыводов из этого сделано не было. Никакие партийные советские деятели ни к каким срокам приговорены не были. Следствие шло в отношении рядовых активистов и участников этого мероприятия. Все это очень похоже на сегодняшнюю ситуацию с той лишь разницей, что теперь нет такой видимой роли власти", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.
Сопоставляя причины и последствия межэтнических конфликтов на территории постсоветской России, он указывает на два момента - когда бытовые конфликты рационализируются и описываются как конфликты этнические, и когда за жесткими действиями в отношении мигрантов скрывается религиозная и этническая конкретика.
"Если мы вспомним, то всяческие Кондопоги, Яндыки, Пугачев – это ситуация не только ухода власти от выполнения своей прямой обязанности поддержания общественной безопасности, но и действия каких-то движений, которые хотели бы подправить демографию и этническое население. С той разницей, что советские люди достаточно быстро начинали предъявлять требования к власти, а постсоветские россияне даже в тех случаях, когда очевидным образом в каких-то настроениях виновна власть, предпочитают оставаться в этническом дискурсе, не предъявляя претензии тем, кто собственно несет ответственность за сложившуюся ситуацию", - считает Александр Черкасов.
Он указывает, что после событий в Грозном в 1958 году возвращавшимся из ссылки чеченцам и ингушам не способствовали поселению в Грозном, который, по словам правозащитника, достаточно долгое время оставался в большой степени русским городом. "Разным, многоэтническим городом, действительно, дружбы народов, он стал в 1970-1980-х годах. До этого времени возвращавшиеся вайнахи селились в селах", - рассказал Александр Черкасов.
Массовые беспорядки 1958 года в Грозном не были исключением советского времени, заявляет Александр Черкасов, напоминая о столкновениях между строителями и армией в 1957 году в казахстанском городе Темиртау, беспорядках в том же Грозном в 1973 году, когда ингуши выступили с требованием возвращения в Ингушетию Пригородного района Северной Осетии, антиингушских выступлениях в октябре 1981 года в Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
"Не нужно думать, что это специфика Кавказа. В 1961 году произошли массовые беспорядки в Александрове, дело обернулось взятием штурмом отдела милиции, и пока толпа думала, нужно ли брать райком партии или нет, за это время подоспели войска. Итог: четыре человека убиты, 11 ранены, 19 осуждены, четыре расстреляны по приговору суда. В 1963 году в Кривом Роге произошли массовые волнения, связанные с милицейским беспределом. Декабрь 1963 года - Москва, убийство африканского студента, беспорядки организовали его соотечественники. Апрель 1979-го и 1981 год – митинги неонацистов в Москве", - перечислил Александр Черкасов.
Среди причин межэтнических противоречий Черкасов также называет экономические отношения и указывает, что развитие межнациональных отношений в России непредсказуемо. "Там, где люди умеют говорить друг с другом, и где этнические и общественные движения имеют своих ответственных лидеров, то там удавалось даже иногда отступить назад за грань войны. Ненасильственные движения, которые позволяли предотвратить разрастание силового фактора, были, но в условиях кризиса декорации рушатся, обваливаются, обнажается суть вещей", - убежден Черкасов.
Комментарии
и постсовковых межнациональных проблем одни и те же "родители": коммуняки...