Неонацизм – маргинальное явление мирового масштаба?
На модерации
Отложенный
Правозащитная организация «Мир без нацизма» провела свою первую конференцию в США.
Алексей Пименов
ВАШИНГТОН — «Нацизм – это опасность, перед лицом которой мы не можем молчать», – заявил старший научный сотрудник Нью-Йоркского университета Ричард Бродски, обращаясь к участникам конференции, состоявшейся 4 июня 2013 года на Капитолийском холме. «Отвечая на возрождение нацистских движений в мировом масштабе» – так была сформулирована тема конференции.
В прошлом Ричард Бродски – депутат Городской ассамблеи Нью-Йорка. Да и остальные участники конференции – в большинстве своем парламентарии политики или общественные деятели. Объединенные участием в деятельности международной правозащитной организации «Мир без нацизма» (World Without Nazism), провозглашенной в 2010 году в Киеве и позднее зарегистрированной в Страсбурге. Как отметил первый вице-президент «Мира без нацизма» бывший министр труда РФ Александр Починок, сегодня у организации – около ста тридцати национальных отделений. Нынешняя конференция – первая, которую «Мир без нацизма» проводит в США.
«Несмотря на жертвы Второй мировой, нацизм возрождается, – констатирует Бродски. – И свидетельств тому становится все больше».
Об этих-то свидетельствах и говорили участники конференции. По словам Александра Починка, «опасность в том, что многие современные политики, борясь за голоса, охотно разыгрывают радикально националистическую, а порой и откровенно нацистскую карту». «Чаще всего, – уточняет российский политик, – обращаясь к титульным нациям, но в последнее время – и к меньшинствам. Точнее – к сообществам мигрантов».
«Неонацизм – растущая опасность для Восточной Европы», – подчеркивает сопредседатель Европейского Еврейского парламента Жоэль Рубинфельд (Бельгия). Венгерская партия «За лучшую Венгрию» открыто проповедует антисемитские и антицыганские идеи, продолжает Рубинфельд. Политики и публицисты наших дней черпают вдохновение в наследии Хорти, уточняет сопредседатель Европейского Еврейского парламента.
А европейский Запад? Здесь, по мнению Рубинфельда, аналогом неонацистской идеологии является радикальный исламизм. У обоих течений, констатирует общественный деятель, – общие идеологемы (антисемитизм), общее понимание истории (оправдание нацистов их пособников, а порой и отрицание нацистских преступлений), некоторые общие источники (например, «Протоколы сионских мудрецов»), а в ряде случаев и общие методы (террор).
Член Греческой Хельсинкской группы Элиза Гаройя предостерегает против сужения проблемы. «Не только исламизм, но и иные религиозные идеологии», – подчеркивает греческая правозащитница, говоря о силах, питающих националистический экстремизм в сегодняшней Греции. Группировку Golden Dawn – наиболее известную среди греческих ультраправых – маргинальной не назовешь, продолжает Гаройя: ее поддерживают многие представители православного духовенства. Немалой популярностью пользуется она и среди чиновничества. Лозунги? Борьба с евреями, иммигрантами, а также сексуальными меньшинствами.
Тревожная тенденция прослеживается и на Севере Европы. «Латвия – констатирует член Европейского парламента Татьяна Жданока, – единственная страна Европы, в которой проводятся парады ветеранов Ваффен-СС. А ведь это страна, входящая в ЕС!» Некоторые политики идут еще дальше в своих формулировках. «История Латвии в двадцатом веке – это история коллаборационизма», – считает, к примеру, депутат латвийского парламента Ирина Цветкова. Подчеркивая: «В здании латвийского национализма появились нацистские трещины».
Депутат эстонского парламента Яна Тоом находит подобные обобщения чрезмерными. Да, констатирует она, проблем у нас много, но национализм и нацизм – это все-таки не одно и то же. Впрочем, о принятой в Эстонии программе интеграции неэстонцев Тоом высказывается критически: «Я выросла в стране, где существовала одна общеобязательная идеология, включающая единое понимание прошлого, – подчеркивает парламентарий, – и мне не хотелось бы вновь оказаться в подобной ситуации».
«Мир без нацизма» – молодая организация, а в США ее конференция проходит, напомним, впервые. Какую роль могут сыграть Соединенные Штаты в глобальной борьбе с неонацисткой угрозой? «Мы занимаемся мониторингом ситуации в самых разных странах, – сказал в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» приехавший из Нью-Йорка Леонид Бард – исполнительный вице-президент организации Союз против ненависти» (Coalition Against Hate), – стремясь донести имеющуюся у нас информацию до сведения американской политической элиты – конгрессменов, представителей администрации, общественных деятелей. У США есть возможности воздействовать на положение в мире, в том числе и на постсоветском пространстве, и я надеюсь, что наши усилия не пропадут даром».
Комментарии
Нацизм в прибалтике, польше и бандеровщине - признавать некошерно.
Хотя с 1939 по июнь 1941 года считали их своими братьями.
Помогали им продовольствием и стратегическими материалами, даже Польшу помогли разгромить.
" парламентарии" - народные избранники-законодатели, они же - общественные деятели, они же - политики. От их положительной законодательной деятельности зависит совершенствование законодательной базы, значит, совершенствование мировой финансовой системы, следовательно, устранение причин общественных конфликтов малого, среднего, глобального масштаба.