КНДР с Гитлером в голове: Ким Чен Ын приказал подчиненным читать «Майн Кампф»

На модерации Отложенный
Виктория Фоменко
Строя собственную диктатуру, – полагает северокорейский лидер, – неразумно игнорировать опыт диктаторов прошлого. Фото: www.reuters.com, РИА Новости, коллаж Trud.ru

Переводы труда нацистского лидера сотрудники госаппарата получили прямо на дне рождения северокорейского вождя


Книга Адольфа Гитлера Mein Kampf после почти 70-летнего перерыва, похоже, вновь нашла своего массового читателя. Молодой лидер Северной Кореи Ким Чен Ын решил, что его ближайшему окружению и сотрудникам госаппарата будет полезно ознакомиться с позитивным опытом нацистов, и рекомендовал чиновникам внимательно изучить работу лидера фашистской Германии, обстоятельно изложившего в печатном труде свою политическую программу и расовую доктрину.

Третий Рейх им пример

Как известно, в Северной Корее не принято пускать государственные дела на самотек, поэтому руководящие работники получили переводы Mein Kampf прямо во время празднования дня рождения северокорейского вождя.

«Указывая на то, что Гитлеру удалось возродить Германию за короткое время после поражения в Первой мировой войне, Ким Чем Ын постановил тщательно изучать историю Третьего Рейха и извлекать знания для применения их на практике», – сообщил портал New Focus International.

Впрочем, достоверность этой информации вызывает определенные сомнения, – отмечают обозреватели. Дело в том, что ресурс ссылается на неназванного северокорейского чиновника, а потому проверить подлинность сообщения весьма сложно.

Авторские права против фюрера

Тем временем в Старом Свете все происходит с точностью до наоборот: власти предпринимают все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать грамотным европейцам читать работы нацистского лидера. Руководство самой ФРГ для этой цели использует законы, охраняющие авторское право.

Согласно немецкому законодательству, права на Mein Kampf принадлежат правительству федеральной земли Бавария, которое все эти годы неизменно отказывалось рассматривать любые предложения издателей относительно публикаций табуированной книги. Что же касается издательских изысков отдельных энтузиастов, то они до последнего времени успешно пресекались в судах. Последний из подобных громких процессов состоялся в январе 2012 года: тогда Баварский суд запретил британскому ученому Питеру МакГи публиковать отрывки из книги Гитлера, которые он, к слову, снабжал критическими комментариями.

Впрочем, запереть идеологического джинна в юридической бутылке на веки вечные у Германии, похоже, все-таки не получится. Дело в том, что по немецким законам авторское право прекращает действовать через 70 лет после смерти автора. Официальной датой смерти Гитлера принято считать 30 апреля 1945 года. Таким образом, уже весной 2015 года его книга обещает стать общественным достоянием, после чего любой желающий сможет ее напечатать. Притом в любом оформлении: хоть на золотых листах, хоть с восторженным панегириком в качестве вступления.

Попытка же «подготовить» читателей, издав «Майн Кампф» в правильной редакции, снабдив большим количеством примечаний и справочной информации, пока наталкивается на косность либерального дискурса и инерцию антинацистской риторики последних 50 лет.

Вновь живее всех живых?

Воспрепятствовать этому европейские власти могут несколькими способами, – отмечают обозреватели. Самый простой из них – продлить срок действия авторского права. Такое изменение законодательства сильно порадовало бы разного рода правообладателей, но возмутило бы партию «пиратов».

Другой путь лежит в плоскости законодательного запрета на публикацию всех работ Гитлера. Такой закон не сильно бы отличался от указов, запрещающих отрицать холокост. Но в связи с растущей популярностью в Европе националистических партий и движений, антигитлеровский закон в чистом виде вряд ли проживет долго, – отмечают обозреватели. В России, имеющей большие запретительные традиции и солиднейшую практику запрещения всего и вся, пошли именно по этому пути.

А вот азиатские страны, лишенные мучительной рефлексии по поводу торжества нацистов и героической борьбы с ними, оказались в более простой ситуации: ни китайцам, ни корейцам ничто не мешает издавать и читать труды хоть Гитлера, хоть Сталина, извлекая из каждого из них зерна здравого смысла и осмысляя практику великих диктаторов и империй прошлого.