Обама ведёт себя как отвергнутая любовница

На модерации Отложенный

Иногда возникает ощущение, что США не до конца представляют, до какого смехотворного уровня опустился их имидж в мире после истории с Эдвардом Сноуденом.

Еще пару недель назад, когда беглый сотрудник ЦРУ сидел в транзитной зоне «Шереметьево», его история воспринималась как драма: герой-одиночка вступил в неравный бой с могущественной сверхдержавой, зная что по-любому он обречен.

Но стоило ему покинуть зону и раствориться в России, как весь сюжет стал стремительно мутировать в сторону водевиля, а временами — даже комикса. И особую комичность событиям придает реакция самих Соединенных Штатов, которые словно нарочно делают все более нелепые шаги.

Последним таким шагом стало решение о том, что американский президент все-таки приедет в Россию на саммит «Большой Двадцатки», но с Путиным встречаться не будет. Выглядит это примерно так: на свадьбу приду, подарок оставлю, но водку вашу пить не буду. Одним словом, «срезал», как говорил один из шукшинских "чудиков".

Что приятно радует в этой ситуации — если бы еще лет 10 назад американский президент совершил подобный демарш, это бы вызвало трепет и ужас в среде наших чиновников и экспертов: боже мой, Америка осерчала! Сегодня же вялый и невнятный ультиматум Обамы кроме недоумения и официального мидовского «разочарования» не вызывает ничего. И это -  примета времени, с которой Штаты вынуждены считаться.

И похоже, там это тоже начинают потихоньку понимать. Любопытно, как сами американцы отреагировали на ситуацию с поездкой Обамы в Россию. К примеру, на портале NBC news приводятся слова российского политолога Федора Лукьянова о том, что Россия, оставив себе Сноудена, превратила «легкую мигрень в большую головную боль». Аналитик портала задается вопросом: почему же Путин решился на эту головную боль? И сам же себе отвечает.

Во-первых, потому что Путин может себе это позволить: в диалоге Восток-Запад Россия сегодня находится «на водительском месте». Во-вторых, потому что русские в массе своей поддерживают Путина в истории со Сноуденом, а это — важный электоральный козырь для него. В-третьих, он повышает свой авторитет среди противников нынешней американской администрации внутри США.

И вообще, заключает автор, когда Путин сказал, что надеется на скорый отъезд Сноудена, Штаты неправильно истолковали его слова и начали буквально травить парня, обыскивать самолеты зарубежных лидеров, не оставляя ему ни единого шанса улететь из Москвы. В результате — Россия приняла Снуодена  и выдала вид на жительство в кратчайший срок. Так кто в этом виноват? Увы, точно не Россия.

Еще более симптоматичны интернет-комментарии к этому материалу на NBC news. Есть среди них и ура-патриотически, типа, «убить подонка, послать киллеров в Москву, бойкотировать русские товары, включая водку» и даже «срочно объявить войну России». Правда, последний комментарий тут же получил осуждение, самым мягким из которых было:  «Боюсь, что русские слишком хорошо видят все наши слабые места, и если что, просто оторвут нам гениталии...»

Зато куда больше высказываний, где сквозит скрытая горечь и недовольство:

«Путин делает из России то, чем по идее должна быть Америка, разве это плохо?»

«Путин поступил так, потому что Обама — слабак».

«Товарищ Обама» ведет себя, как клоун, поэтому к нему так и относятся...»

«А чем мы можем ответить?»

«За что все наехали на Сноудена? Он же не нарушил ни одного закона. Это очень грустно, что американец вынужден прятаться в России от несправедливого преследования».

«Дожили — чтобы сказать правду, надо обязательно покинуть нашу страну!»

«Мы смеемся над Обамой, а мир смеется над нами...»

Одним словом, мир заметно изменился, и 30-летний американец, получивший убежище в России, внес довольно весомую лепту в эти перемены. Символично, что четверть века назад точно такой же молодой человек по имени Матиас Руст перелетел советскую границу на легком самолетике, сел на Красной Площади, и с этого момента началось ускоренное разрушение одной из сверхдержав. Кто знает, не станет ли Эдвард Сноуден со своим перелетом в Москву точно таким же «Рустом-2» для второй сверхдержавы? По крайней мере, ведет она себя сегодня явно не по статусу.

Мнение эксперта: Вероника Крашенинникова, гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив: Отменив встречу с Владимиром Путиным, Вашингтон в очередной раз продемонстрировал, что неспособен взаимодействовать с государствами, которые ведут суверенную политику и отказываются быть американскими слугами. В Вашингтоне ошибочно полагают, что встреча с американским президентом воспринимается как некая награда, которую еще надо заслужить. И это сегодня просто смешно. «Нью-Йорк Таймс» вчера написал, что, если бы встреча с Обамой состоялась, то это бы повысило репутацию Путина внутри страны и его собственную самооценку. А это еще смешнее.

Американский истеблишмент почему-то уверен, что Обама не должен встречаться с Путиным, если тот не дает заранее обещание решать вопросы конструктивным образом — то есть, в интересах США. Конечно же ситуация со Сноуденом послужила спусковым крючком для такого решения администрации, но ее приняли на фоне уже имеющегося длинного списка американских претензий к России — это и наша позиция по Сирии, по Ирану и по многим вопросам внутренней политики. И выходит, что Обама отказывается от встречи с президентом Путиным из-за того, что в американских спецслужбах нашелся человек, который доказал, что эти спецслужбы регулярно нарушают американское и международное доказательство.

Поскольку Обама принял решение не только не ехать в Москву, но и не встречаться с Путиным в Петербурге, то будет забавно наблюдать, как американский президент будет игнорировать хозяина саммита «Большой Двадцатки» на нашей же территории? Это выставит Обаму как обиженного и надувшегося президента «супердержавы» - совершенно смехотворный образ. Просто удивительно, до чего неудачно Вашингтон управляет кризисом вокруг Сноудена. Америка принимает массу нелепых решений, показывающих  слабость и бессилие их позиции. В результате, собственные решения Вашингтона показывают, что «король-то на самом деле — голый», и это становится заметным для подавляющего числа государств в мире.