Быть навечно счастливым

На модерации Отложенный

Быть навечно счастливым

По истечению шестой версты вселенной шестилетки покинут Явь, чтобы переновиться к седьмому воплощению. На седьмой версте людская семья (семь Я) подведёт итог воплощённого бытия, после чего вселенная свернётся в идею о ней, и навсегда останется в архиве вечности. Следующая история называет читателю отличительную особенность семилеток от человечества предыдущих этапов: быть навечно счастливым.

Мудрая дева

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного: "Вставай, брат, у меня телега ночью жеребёнка родила". Брат встаёт и говорит: "Как можно, чтобы телега жеребёнка родила! Это моя кобыла принесла". Богатый говорит: "Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был!" Поспорили они, и пошли до начальства; именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки: "Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее?" – и положил им сроку три дня: "На четвёртый приходите, ответ дайте!"

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает: "Что так печален куманёк?" – "Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил". – "Что такое? Скажи мне". – "А вот что, кума: первая загадка – что всего в свете сильней и быстрее?" – "Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет её быстрее! Коли кнутом приударишь – зайца догонит". – "Вторая загадка: что всего в свете жирнее?" – "У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается!" – "Третья загадка: что всего в свете мягче?" – "Известное дело, пуховик, уж мягче не выдумаешь!" – "Четвёртая загадка: что всего в свете милее?" – "Милее всего внучек Иванушка!" – "Спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду".

А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой; встречает его дочь-семилетка (только и семьи было, что дочь одна): "О чём ты, батюшка, вздыхаешь да слёзы ронишь?" – "Как же мне не вздыхать, как слёз не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать". – "Скажи мне, какие загадки?" – "А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?" – "Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт – земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ничего на свете!"

Пришли к царю оба брата: и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного: "Сам ли ты дошёл или кто тебя научил?" Отвечает бедный: "Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила". – "Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелковая; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое". Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный. "Беда наша! – говорит дочери. – Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце". – "Не кручинься, батюшка!" – отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает: "Пойди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чём полотенце ткать!" Мужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц. "Отдай, – говорит, – своей дочери; пусть к завтраку выведет мне полтораста цыплят".

Воротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее: "Ах, дочка! От одной беды увернёшься, другая навяжется!" – "Не кручинься, батюшка!" – отвечала семилетка, попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину; а отца посылает к царю: "Скажи ему, что цыплятам нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут!" Царь выслушал и говорит: "Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка".

"Ну, – думает мужик, – такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!" "Не кручинься, батюшка! – сказала ему дочь-семилетка. Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку". Отец пошёл и купил ей зайца и перепёлку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одёжу, надела на себя сетку, в руку взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь её у ворот встречает. Поклонилась она царю: "Вот тебе, государь, подарочек!" – и подаёт ему перепёлку. Царь протянул было руку: перепёлка порх – и улетела! "Хорошо, – говорит царь, – как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?" – "Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушки (морды-ловушки) в воду не становит; а я приполом (подолом) рыбу ношу да уху варю". – "Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!" – "А ты умён? Когда видано, чтоб телега жеребёнка принесла? Не телега, кобыла родит!" Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней и стала она царицею.

Братья для разрешения спора пришли к царю Отцу небесному, а тот их отправил к людской мудрости: один обратился к куме, а другой к семилетке. И каждый из них получил разные ответы.

Семилетка владеет знаниями предков, а потому на царский вопрос: "Что всего в свете сильнее?" отвечает: "Сильней и быстрей всего ветер". В отечественном учении поведано, что буря или ветер из божьих уст начинает и заканчивает жизнь вселенной. На вопрос же: "Что всего в свете жирнее?" девчушка ответила: "Жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт земля питает!" Земля является следствием первородных начал, и только её жителям дана возможность преобразовывать органическую пищу в мощь первородных начал. Сказка "Волк и коза" подробно поведала, как сила дров вселенской печи питает земную растительность, а затем переходит в молоко козы.

Царь признал истинность ответов дочери мужика: "Дочь твоя мудра". Однако ответы семилетки пробудили царское любопытство, и он предложил ей новые испытания. В сказке нарочито подчёркиваются сроки исполнения заданий: три дня для подготовки, утром четвёртого дня царь слышит разгадку из уст братьев, а через следующие два дня получает ответы от семилетки. Исполнение последнего задания попадает на седьмой день. Этот день последней версты заканчивает бытие вселенной. Одёжкой души является плоть человека. Поэтому поутру седьмого дня сбросила семилетка всю одёжу. Её плоть осталась в барышах земли матушки, а душа перепёлкою порхнула в божественную обитель царя – в вечность.

Текст цитируемой сказки был записан в Саратовской губернии. В "Примечаниях" к сборнику А. Афанасьев указывает на множество её вариантов: "Русских вариантов – 34, украинских – 29, белорусских – 11". В "Примечаниях" упомянуто, что царская цензура отнесла "Мудрую деву" к числу "вредных по содержанию".

В сказке "Семилетка" (из собрания Худякова) малышка разгадывала любые загадки. На вопрос: "Что всего быстрее". Она отвечала: "Мысль всего быстрее на свете". Действительно, многие герои фольклора мысленно (и мгновенно) достигают обозначенного места. На вопрос: "Что всего на свете милее?" дочь мужика ответила: "Сон на свете для человека всего милее". Знала её душа путь в безвременье – в ночь и вечность вселенной, а потому и владела чудесами этих царств.