Судьба Одалиски

Ковры всевозможных расцветок... Узоры их можно разглядывать бесконечно. Подушки, разложенные с расчетливой небрежностью, так и манят присесть, опереться, прилечь... Звуки странной, чаурющей музыки, полной неги и печали, доносятся невесть откуда - то ли пение экзотических птиц, то ли ноты, извлекаемые из диковинных инструментов, рождаются словно из воздуха.
Но нет - воздух, пропитанный тягучим и густым ароматом восточных благовоний, неподвижен. Хотя... Шевельнулась легкая шелковая занавеска, кто потревожил ее - ветерок или тонкая девичья рука, унизанная браслетами? Показалось - или мелькнул тенью гибкий силуэт восточной красавицы, прозвенел вдалеке россыпью золотых динаров женский смех? Сильнее аромата духов и курений - пряный запах тайны, дворцовых интриг, роковой запретной любви... Такие или примерно такие ассоциации возникают у нас при слове "гарем". Как же выглядела жизнь обитательниц гарема на самом деле?
Гарем (от арабского "харам" -запретное) - это женское помещение в мусульманском доме. Лишь господину и его детям дозволялось входить на женскую половину. Запрет был настолько строгим, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: "Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем". (В турецком языке "солнце" женского рода). Сераль (от турецкого saray -дворец) - европейское название султанского дворца и его внутренних покоев (гарема) в Османской империи. Девушек в сераль обычно покупали визири на невольничьем рынке. Только девственницы достойны были оказаться в гареме повелителя правоверных. Султан мог получить прекрасную одалиску и в подарок. Нередко в этой роли оказывались европейские женщины, совершенно не привыкшие к подобному обращению. Так, правитель Алжира Мухаммед бен Осман подарил турецкому султану Селиму III француженку Эмму дю Брюк, кузину жены Наполеона Бонапарта, захваченную в плен пиратами.
В серале новенькую воспитывали, учили танцам, музыке, мусульманской поэзии, наставляли в искусстве любви. Все наложницы, независимо от происхождения, должны были принять ислам. Женщина трижды произносила слова: "Нет Бога кроме Аллаха, и Магомет пророк его". С этого момента невольница получала новое имя и должна была навсегда забыть о прежней жизни.

В харанлике (женской части дома) существовала строжайшая иерархия, и для каждой иерархической ступени было свое обозначение. В гареме султана в Константинополе высшая власть принадлежала матери правящего султана - валиде. Звание султанши могли носить только мать, сестры и дочери султана. Затем следовали семь его главных жен, которые назывались кадинами. Ниже их в иерархии стояли гедиклик, постоянные прислужницы султана. Остальные девушки назывались собственно одалисками.
Обитательницы гарема зачастую прекрасно разбирались в политике и играли важную роль в принятии государственных решений, но роль их, как правило, была скрыта от посторонних глаз. Лишь иногда, благодаря особой милости господина, они становились знаменитыми и почитаемыми.
"Карьера" одалиски начиналась лет с тринадцати, когда она становилась достаточно взрослой, чтобы султан мог обратить на нее внимание. С этого момента ее называли гэзде, "удостоенной взгляда". Большинство одалисок на всю жизнь оставалось в роли прислужниц, хотя каждая из них мечтала о статусе кадины. Тут все зависело от таланта и характера девушки -чтобы подняться вверх по ступеням гаремной иерархии, надо было обладать не только красотой, но умом, решительностью и коварством. Впрочем, конкуренция везде одинакова, хоть в мусульманском гареме, хоть в современной корпорации...
Женщины соперничали не на шутку, в ход шли любые средства. Возможно, европейские романисты и преувеличили роль яда и кинжала в сералях... а возможно, и нет.

Первоначально одалиски были не более чем рабынями, призванными услаждать повелителя. Ситуация изменилась со времени правления султана Баязида II (1481-1512), который взял одну из своих наложниц в жены. Однако их положение все равно было ниже статуса законных жен. Официально одалиски считались прислужницами жен султана. Лучшее, на что могла надеяться одалиска, - это родить ребенка от султана. Мальчика называли "хасеки султан", девочку - "хасеки кадин". После рождения ребенка наложница получала в свое распоряжение персональных рабынь, евнухов и жалованье - "басмалик". Подобные привилегии возвышали ее над остальными. Излишне говорить, что сыну одалиски было весьма непросто взойти на трон. Расстаться с жизнью в результате дворцовых интриг было гораздо легче. Если же все-таки он становился султаном, то новая валида - мать султана - в окружении пышной процессии торжественно переселялась в особые палаты в Новом дворце, и с этого момента ее власть возрастала многократно. В случае смерти правящего султана судьбы женщин его гарема складывались по-разному. Наложницы, родившие султану дочерей, вполне могли выйти замуж, в то время как одалиски, подарившие повелителю сыновей, навсегда поселялись в Старом дворце и могли покинуть его лишь в том случае, если сын добился трона.
Число одалисок в гареме могло быть очень разным. Самым большим считался стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, занесенный даже в книгу рекордов Гиннеса. В Дар-уль-Сеадет, что в переводе с тюркского означает "Дом счастья", при некоторых султанах находилось больше тысячи наложниц.
Присматривали за одалисками евнухи (от греческого eunuchos - блюститель ложа). Чем уродливее был евнух, тем более пригодным он считался для исполнения своей роли. В основном они подбирались из чернокожих рабов. Впрочем, среди евнухов встречались и образованные, и весьма влиятельные люди. Дар-уль-Сеадет агасы - начальник стражи гарема - занимал одно из самых высоких мест в дворцовой иерархии, он был третьим после садразама (великого визиря) и шейх-уль-ислама (главы исламской иерархии). Иногда для большей надежности евнухов контролировали пожилые женщины - боула. Евнухи наблюдали за порядком в гареме, служили охранниками, а кроме того, исполняли функции палачей. Провинившуюся одалиску душили шелковым шнуром, и это считалось легкой казнью. Неугодную жену или наложницу могли посадить в кожаный мешок, бросить туда же испуганную кошку или ядовитую змею, завязать мешок, привязать камень - и по специальному каменному желобу спустить в Босфор...
Судьба пожизненных пленниц гарема представляется нам не слишком радостной. Но вот такой факт: в 1909 году после революции младотурков, когда ворота гаремов открылись, большая часть невольниц остались во дворце. Вероятно, они просто не представляли себе другой жизни.
В XIX веке одалиски были излюбленным сюжетом для картин европейских живописцев. Обычно их изображали молодыми полуобнаженными красавицами, возлежащими на подушках или исполняющими танец живота перед своим повелителем.
Жан Огюст Доминик Энгр, например, посвятил этой теме более ста картин. Знатокам живописи прекрасно известны картины с одалисками Матисса, выполненные в присущей ему необычной манере. Художник увлекался культурой Востока и очень любил персидскую миниатюру. Женщины на картинах Матисса написаны схематично: это фигуры, обрисованные лишь несколькими тщательно продуманными мазками, тогда как фон поражает яркостью цветов и причудливостью узоров.
Комментарии
И как они содержат своих женщин?:)
Если женщина во власти мужчины - он может распорядится ею как хочется. как ЕМУ хочется.
Аналогично и в мусульманских странах встречается - женщины работают в поле, мужчины под навесом играют в нарды.
Мужчина если чего то желает - сам обеспечивает себе что хочется.
Это вам Наталья нужно - платить кому то чтобы он вас трахал.
Турция, Египет или у вас есть деньги на секс туры в Италию?
Вы переходите сразу на личность, не зная её.
У нас тут полно в МП "вроде знающих",
а на поверку - цинизм и гнобизм воспитанных желчных особ.
2) Не нужно, я замужем.
3) Деньги есть, но мне не интересен такой вид отдыха.
4) А чего так заверещали-то по-бабьи?
Жалко мне вас.
Ну а других я по теме информирую.
Чтобы губу не раскатывали слишком. А то потом останутся у разбитого корыта как вы Наталья.
А теперь процитируйте мой "плач и стенания", а то выглядите мудозвоном.
У вас мания величия, что,кто то будет перечитывать это ваше пустозвонство?
Порадуйтесь что я снизошел до беседы с вами.
замужем-не показатель.
Но, думаю подушка была их подружка,
при всём навязывании воспитания.
НЕ ВЕРЮ!:)
а не из "любви к искусству".