Для коряк на Камчатке рыбы нет

На модерации Отложенный

До сих пор продолжается бодяга на Камчатке по поводу выделения местным коренным малочисленным народам Севера квот на вылов белорыбицы в окружающих морях в размере 24 000 тонн… То есть, всем аборигенам показали сначала квоты… а потом фигу.

Коряки и прочие чукчи, которые хотели обогатиться за счет океанской рыбы, сидят и грустят на берегу, потому что выход в море связан со столь многочисленными административными барьерами, что не выходить туда будет гораздо дешевле и для личного, и для общинного бюджетов.

Те отчаянные энтузиасты, которые все-таки вышли на лов, пожалели об этом после первого же промыслового дня…

Конечно, сначала им просто не разрешают ловить рыбу снюрреводом, которым рыбачат почти все прибрежные суда. Разрешили только донные сети (поначалу вообще заставляли плести сети из крапивы, как у их предков), которыми в Петропавловско-Командорской подзоне (где выделено большинство квот в районе Петропавловска) ловить достаточно тяжело, и, в общем-то, никто ими здесь рыбу не ловит.

Одна решительная аборигенка все-таки вышла на промысел на арендованном судне. Где-то они шастали по морю в поисках, выставляли сети, поймали 20-30 килограмм, а потом на берегу пять проверяющих организаций шерстили их сейнер в течение нескольких часов, цепляясь к любой мелочи… Второй раз она уже в море выходить не решилась – получалось себе дороже.

Самый хитрые и блатные, конечно и при этой, казалось, совершенно патовой ситуации, умудрились найти выход: арендовали судно, якобы, с сетями, а на самом деле снаряжали снюрревод и рыбачили, как нормальные люди… Правда, не смотря на всякие разные договоренности с пограничниками и рыбводом, все равно приходилось прятаться и возить рыбу рефками из Усть-Камчатска в Петропавловск на переработку (абсолютно дурацкая затея, потому что по нынешней жаре из рыбы за 700 км дороги получится фарш).

Кроме того, для того, чтобы получить заветный промысловый билет, нужно сначала оплатить налог на пользование водными биологическим ресурсами (ВБР), который нынче составляет 15 процентов от выделенной квоты. Т. е, если вам выдали, к примеру, 100 тонн минтая, который реализуется сырцом по 40 рублей за килограмм, то 15 процентов авансовой платы за ВБР в таком случае составит 600 000 рублей. А так как большинство аборигенов совершенно небогатые, то им еще и боязно платить такие деньги (у некоторых квоты по 500-700 тонн) за то, чего, в общем-то и получить потом не получится...

В общем, ни фига с затеей по обогащению аборигенов за счет белорыбицы не получилось… Не обогатились они… Осерчали и стали грозить властям вышестоящими инстанциями, судами и небесными карами. Написали коряки писем во все инстанции, и ждут не дождутся ответов... ну и решений, конечно, положительных... Хотя вряд ли им обломится здесь что-нибудь...

***

И уж совсем вопиющий случай издевательства над местным населением недавно стал известен на Камчатке.

Сейчас здесь вовсю идет лососевая путина, которая на весь год обеспечивает местных жителей рыбой… Порой рыба – единственный продукт питания, который можно иметь в достатке весь год, все остальное – завозное и по баснословным ценам.

Есть на полуострове ООО «Дельфин», рыбозавод которого стоит на реке возле поселка Средние Пахачи (это самый северо-восточный поселок полуострова, то есть самая что ни на есть махровая тьмутаракань).

Речка поделена на рыболовные участки, и в соответствие с распределением каждый ведет здесь рыбопромысловую деятельность. Кроме промышленного, на реке предусмотрен и лов для личного потребления местным жителям. Им выделяется соответствующая квота для личного потребления на семью, и аборигены уже много лет выходят на реку в облюбованные места для лова рыбы. Так было всегда.

Так как в низовьях реки расположены промышленные участки, на которые аборигенов никто не пускает, то они, конечно, рыбачит в верховьях, где уже у многих оборудованы сезонные стойбища, приспособленные для лова и обработки рыбы.

Однако в этом году почему-то руководству ООО «Дельфин» не понравилось существующее положение вещей, и они решили извести весь личный лов на реке. Мало того, что они специально для этого привезли работников рыбвода, которые под любыми предлогами удаляли аборигенов с их насиженных мест, так еще и охрана самого завода без всякого законного основания просто выгоняла людей с реки чуть ли ни в шею.

Конечно, местное население не очень грамотно (для некоторых правильно написать заявление на лимит проблема), тем более юридически. Обмануть их ничего не стоит, этим и пользуются представители рыбвода… Т. е. ищется любой повод для штрафа, изъятия орудий лова, транспортных и плавсредств. Охранники же ведут себя гораздо грубее и наглее. В общем, почти всех местных таким макаром с речки выдавили. И здесь, как бы, во многих семьях (около 400 человек) возникла реальная угроза голода в предстоящую зиму.

Надо себе представлять, что такое поселок Средние Пахачи. До райцентра, Тиличики – 300 километров по воздуху (можно еще пройти по морю, но суда ходят эпизодически, т.е. очень редко). От райцентра до Петропавловска еще 1 300 км. Понятно, что цены здесь на все астрономические, и порой зимой в поселке нет самого необходимого (лекарств, продуктов, ближайший врач – в Тиличиках). Полет до Тиличик обходится от 5 000 до 15 000 рублей (как летчик скажет), а лететь иной раз приходится стоя между ящиками с икрой и пустыми бочками. В общем, если нужно придумать эталон самой тяжелой жизни в России, то Средние Пахачи как раз для этого подойдут. И работы в поселке, кроме как на лососевой путине два летних месяца, нет никакой.

Жители все-таки разослали письма в краевую администрацию (вице-губернатору по аборигенам Валентине Броневич, самому губернатору Владимиру Илюхину, полпреду в ДВФО Виктору Ишаеву и пр.) с описанием сложившейся ситуации… Ответа пока нет, нет и адекватной реакции на такой беспредел…

А ООО «Дельфин» - это маленькая дочка (или просто подконтрольное подразделение) ОАО «Океанрыбфлот», мажоритарными акционерами которого являются господа Валерий Пономарев (сенатор в СФ РФ от Камчатки) и Василий Полукаров (депутат краевого заксобрания от «Единой России». Доход Валерия Пономарева за 2012 год составил около 500 млн рублей, Василия Полукарова – около 1 млрд. рублей.

А корякам нельзя поймать свои 100 килограмм (в своей тундре), чтобы не умереть с голода…

Иван ТРОФИМОВ.

 

P.S.Сейчас в Петропавловске на рынках горбуша стоит 25 рублей за килограмм, Кета - 60, Нерка - 120, Кижуч - 120, чавыча - 300.